1) притворное, напускное смирение, обусловленное желанием выглядеть смиренным при недостатке (или отсутствии) подлинного смирения, ради приобретения желаемого расположения к себе, как к якобы смиренному (послушному, кроткому и т. п.); 2) покорность кому-либо, чему-либо, ложно интерпретируемая, как подлинное смирение, но не являющаяся таковым (причиной подобного рода покорности может служить слабость характера, страх перед наказанием и пр.).
Какие ложные обманные формы смирения мы можем встретить в своей жизни в других или в своем собственном сердце?
Очень часто люди неправильно понимают смирение. Они слышат о ценности смирения, слышат о том, что духовные люди должны быть смиренными, и думают, что понятно, я должен быть смиренным. Давайте притворимся смиренными! Давайте сделаем вид, что мы смиренны! На самом деле сама эта позиция замешана на тщеславии. Что такое тщеславие? Надо очень хорошо понять, что это качество в не меньшей степени свойственно всем нам, обитателям материального мира, где наше сознание покрыто невежеством.
Тщеславие – это наша зависимость от мнения других людей. Когда мы все время смотрим, как другие относятся к нам, и пытаемся подстроиться, пытаемся прославиться в их мнении, пытаемся вести себя так, чтобы они нас похвалили. И очень часто люди, приходя в такое духовное общество, как наше, или, скажем, в православие, где также прославляется ценность смирения, или в какую-то другую духовную традицию, движимые тщеславием, пытаются притворяться смиренными.
Идея только в одном: в том, чтобы меня оценили, чтобы все остальные восхитились: «Ох, какой он смиренный! Посмотрите, какой он замечательный! Посмотрите, как он смиренно себя ведет!» Но мотив не в том, чтобы найти в себе настоящее смирение, которое у нас есть, не в том, чтобы обнаружить эту реальность, а в том, чтобы понравиться другим, подстроиться под других, под доминирующую в этом обществе систему ценностей.
И очень часто такие убогие, уродливые формы пародии на смирение, такое суррогатное смирение, принимают очень странные формы. Человек думает, что смирение – это когда я должен забиться куда-то в угол, зажать себя. Очень часто люди думают, что смирение – это какой-то доведенный до крайности комплекс неполноценности. Мы ведь знаем, что смирение значит не гордиться собой, считать себя очень низким, падшим (ну чем не комплекс неполноценности!).
Нужно очень хорошо понимать, что комплекс неполноценности – это оборотная сторона гордыни. Это гордыня! Точно так же, как тщеславие – попытка имитировать смирение для того, чтобы понравиться другим людям. Все психологи знают, что комплекс неполноценности и комплекс превосходства – это совершенно не раздельные друг от друга вещи.
Когда человек сосредоточен на самом себе, не сверяет все время свои слова, поступки и мысли с реальностью, а пытается соответствовать все время какому-то ложному, придуманному образу, который даст ему некие дивиденды в виде уважения других людей, в виде почтения, в виде прославления. Очень часто люди изображают из себя смиренных только для того, чтобы их похвалили. Тогда как смиренный человек не зависит от похвалы другого человека.
"наша культура переживает кризис, который может привести ее к самоуничтожению, ибо она лишена внутренней глубины подлинного метафизического сознания. Без такой глубины все наши высокопарные рассуждения о политике и морали не более чем пустые словеса". (Томас Мертон, ученый-богослов, монах, писатель) (Бхагавад-гита, аудиокнига — Шрила Прабхупада)
Как же обрести сознание Господа Кришны?
Его можно обрести, очищая зеркало своего ума от материальной скверны путём повторения святых имен: Повторяя Харе Кришна Маха- мантру и слушая «Бхагавад-Гиту», мы
Плата за этот «билет» — горячее желание его приобрести, желание, которое непросто пробудить в себе, даже совершая благие дела в течение многих тысяч жизней. Шри Чайтанья-чаритамрита Адӣ-лӣла 1.56
Нет комментариев