✅ Важность произнесения праздничных такбиров
🔹 Тамим ибн Саляма рассказывал: “Когда ‘Абдуллах ибн аз-Зубайр (да будет доволен им Аллах) вышел в день праздника Жертвоприношения (‘Ид аль-Адха), то он увидел, что люди не произносят такбир и сказал:
«Что с ними, почему они не произносят такбир?! Клянусь Аллахом, им следует это делать!
Воистину, я видел нас среди войска, которое было не охватить взором, и человек произносил такбир, и произносил его тот, кто был за ним, и так далее, пока такбир не начинало произносить всё войско так, что земля содрогалась от такбира.
И поистине, между вами и ими такая же разница, как между нижней частью неба и верхней!»”
• ат-Тахауи в “Шарх мушкиль аль-асар” (14/39), аль-Байхакъи в “ас-Сунан аль-кубра” (6201). Иснад достоверный. См. “Тахридж Мушкиль аль-асар” (14/39).
🔹 Ибн Таус рассказывал: “Мой отец (Таус) порицал малочисленное произнесение людьми такбиров в дни Мины (ат-Ташрикъа)”.
• аль-Факихи в “Ахбару Макка” (2583). Иснад хороший. См. “Тахридж Ахбар Макка” (4/260).
✅ Когда начинаются праздничные такбиры и до кого времени они длятся?
Что же касается времени произнесения именно праздничных такбиров, то оно начинается в день ‘Арафа после утренней (фаджр) молитвы и длится включительно до послеобеденной (‘аср) молитвы третьего дня ат-Ташрикъа, как это передаётся от группы сподвижников:
🔹 Шакыкъ ибн Саляма сказал: “Али ибн Аби Талиб (да будет доволен им Аллах) начинал произносить такбиры после утренней молитвы дня ‘Арафа вплоть до послеобеденной молитвы последнего дня ат-Ташрикъа включительно”.
• Ибн Аби Шейба (4/209), аль-Хаким (1/441). Хафиз Ибн Хаджар и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность. См. “ад-Дирая” (1/222), “Ируа аль-гъалиль” (1/125).
🔹 Ибн Мас’уд (да будет доволен им Аллах) говорил: “Такбиры дней ат-Ташрикъа следует произносить, начиная с утренней молитвы дня ‘Арафа и вплоть до послеобеденной молитвы последнего дня Жертвоприношения”.
• ат-Табарани в “Фадлю ‘ашри зиль-Хидджа” (44). Имам ат-Табарани подтвердил достоверность. См. “Фадлю ‘ашри зиль-Хидджа” (стр. 52).
🔹 Когда имама Ахмада спросили: «На основании чего ты считаешь, что такбиры начинаются с утренней молитвы дня ‘Арафа и длятся до последнего дня ат-ташрикъа?» Он ответил: “На основании единогласного мнения ‘Умара, ‘Али, Ибн ‘Аббаса и Ибн Мас’уда, да будет доволен ими Аллах”. См. «аль-Мугъни» (3/289), «аль-Маджму’» (5/35).
✅ Когда именно следует произносить праздничные такбиры?
Начиная с момента наступления времени праздничных такбиров, их можно произносить в любое время, и их произнесение не связано только лишь с завершением обязательных молитв, как полагают многие. Да, передаётся от некоторых сподвижников, что они произносили праздничные такбиры после обязательных молитв, однако это не означает, что они не произносили их и в иное время.
🔹 Так, имам аль-Бухари в своем сборнике «ас-Сахих» передал: “Ибн ‘Умар в дни ат-Ташрикъа произносил такбир и после каждой молитвы, и лежа на своей постели, и находясь в своей палатке, а также на собраниях, и направляясь куда-либо пешком”. (аль-Бухари 1/461).
🔹 Хафиз Ибн Хаджар относительно сообщений от саляфов относительно праздничных такбиров сказал: “Эти сообщения указывают на правомочность произнесения такбиров в эти дни, как после молитв, так и в другое время”. См. “Фатхуль-Бари” (2/535).
✅ Произносят ли женщины праздничные такбиры?
🔹 Имам аль-Бухари сказал: «Маймуна произносила в день Жертвоприношения такбиры. Также женщины произносили в ночи ат-Ташрикъа такбиры за Абан ибн ‘Усманом и ‘Умаром ибн ‘Абдуль-‘Азизом, совершив намазы в мечети с мужчинами». аль-Бухари (2/463).
Однако женщинам не следует произносить эти такбиры громко.
✅ Этикет произнесения праздничных такбиров
🔹 Среди учёных есть разногласие относительно произнесения праздничных такбиров громко в один голос. Многие современные учёные, среди которых Ибн Баз, Ибн ‘Усаймин и аль-Альбани, считали, что порицаемо произносить эти такбиры в один голос, более того, именовали это даже нововведением.
Другие же учёные считали, что нет в этом никаких проблем, и более того, считали, что поступать таким образом даже лучше. При этом они опирались на сообщение, в котором говорится: “Находясь в долине Мина ‘Умар, да будет доволен им Аллах, произносил такбир в своём шатре, а находившиеся в мечети, услышав его, тоже произносили такбир, а за ними стали произносить такбир и те, кто находился на рынках. И они стали произносить его так, что вся Мина сотрясалась от такбира”. аль-Бухари (1/461).
Хафиз Ибн Хаджар сказал: “Подобное сотрясение достигается путем громкого произнесения такбиров в один голос”. См. “Фатхуль-Бари” (2/461).
Более того, в версии этого сообщения, что приводит имам аль-Байхакъи, сказано: “И они стали произносить его так, что вся Мина сотрясалась от единого такбира”. См. “ас-Сунан аль-Кубра” (3/312).
🔹 Имам аш-Шафи’и говорил: “Людям следует произносить в праздник Разговения такбиры после захода солнца по отдельности и совместно в любом месте до того времени, пока имам не выйдет для совершения праздничной молитвы”. См. “аль-Умм” (1/241).
✅ Виды праздничных такбиров
Нет ни одного достоверного сообщения от самого Пророка (мир ему и благословение Аллаха), относительно конкретной формулировки праздничных такбиров. Однако слова такбира достоверно передаются от группы сподвижников:
🔸 Сообщается, что Ибн Мас’уд говорил: “Аллах велик, Аллах велик! Нет божества достойного поклонения кроме Аллаха! Аллах велик, Аллах велик, и Аллаху хвала!” Ибн Аби Шейба (2/2). Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность иснада.
الله أكبر الله أكبر لا إله إلا الله، والله أكبر الله أكبر ولله الحمد
“Аллаху Акбар, Аллаху Акбар, ля иляха илля-Ллах, уаЛлаху Акбар, Аллаху Акбар уа ли-Лляхиль-хамд”.
🔸 Также передается, что Ибн Мас’уд говорил: “Аллаху Акбару кабиран, Аллаху Акбару кабиран, Аллаху Акбару уа аджаллю, Аллаху Акбар уа ли-Лляхиль-хамд”. аль-Мухамили. Иснад достоверный. См. “Ируауль-гъалиль” (3/126).
الله أكبر كبيراً الله أكبر كبيراً الله أكبر وأجلّ ، الله أكبر ولله الحمد
🔸 Сообщается, что Ибн ‘Аббас говорил: “Аллах велик! Аллах велик! Аллах велик! И вся хвала Аллаху! Аллах Превелик и Возвышен! Аллах Превелик за то, что направил нас на Истинный Путь”. аль-Байхакъи (3/315). Иснад достоверный.
الله أكبر الله أكبر الله أكبر ولله الحمد الله أكبر وأجلّ الله أكبر على ما هدانا
“Аллаху акбар, Аллаху акбар, Аллаху акбар уа ли-Лляхиль-хамд! Аллаху акбару уа аджаллю, Аллаху акбар ‘аля ма хадана!”
🔸 А Сальман аль-Фариси говорил: “Произносите такбир так: «Аллаху акбар, Аллаху акбару кабира»”. ‘Абдур-Раззакъ. Хафиз Ибн Хаджар назвал иснад достоверным. См. “Фатхуль-Бари” (2/536).
الله أكبر، الله أكبر كبيراً
🔹 Лучше всего остановиться именно на тех видах праздничных такбиров, что достоверно передаются от сподвижников, не внося каких-либо добавок, ибо воистину, каждому достаточно того, что передали сподвижники. Хафиз Ибн Хаджар говорил: “В это время внесли некие добавления в праздничные такбиры, которые не имеют никакой основы!” См. “Фатхуль-Бари” (2/536).
https://t.me/salafforum/3021
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев