И еще примеры: «Вы еще не устояли до крови в борьбе с грехом» (Евр. 12: 4); «Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими» (Мф. 7: 13). Требуется большое рассуждение, чтобы объединить эти две фундаментальные истины. Да, существует действие Святого Духа. Но слова «даждь кровь и прими Дух» означают соработничество человека в искупительной работе Бога. «Ибо мы соработники у Бога, а вы Божия нива, Божие строение» (1 Кор. 3: 9).
В святом таинстве Крещения мы получаем полноту благодати и освящаемся. Однако это освящение требует нашего соработничества через участие в святых таинствах Церкви. Это особенно касается Евхаристии. Важно наше личное желание и усилие отвергнуться страстей и освятиться, то есть необходимо аскетическое усилие. Благодать, сокрытая в сердце, может проявиться лишь в той мере, в какой человек очищает себя от всего, что отделяет его от Бога. Очищенное сердце чувствительно к Божию присутствию. Этого невозможно достичь без аскетических усилий, то есть без молитвы, без воздержания в пище и питии и умеренности во всем, без усилий в постоянном делании добра и удалении от зла. Святые отцы говорят, что цель аскетизма, даже в крайних его формах, – не умерщвление тела, а умерщвление страстей. Цель его – одухотворение тела и материи, а не их разрушение.
Освящение требует нашего соработничества через участие в святых таинствах Церкви
В отличие от духа современности, который пытается отрицать грех вплоть до полного его исчезновения, традиция Восточной Церкви придерживается очень реалистичного взгляда на богословскую концепцию греха. Церковь видит в грехе стремление человека к автономии по отношению к Богу и его бунт против порядка, который Бог установил в природе и во всем творении. Святые отцы рассматривают грех как болезнь, глубоко укоренившуюся в природе человека. Если ее не лечить, она приводит к духовной смерти человека и, как следствие, – к смерти вечной. Как мы знаем, термин διάβολος в переводе с греческого означает того, кто разделяет, разъединяет, разрушает единство и сеет раздор.
Грех, как дело диавола, разрушает внутреннее единство человека, гармонию сил его существа, искажает человеческие взаимоотношения, замыкает человека на себе и отчуждает его от Бога и ближних, поэтому человек в состоянии греха не может пребывать в мире сердечном. Повторяющийся грех становится страстью, плохой привычкой. Через страсти человек теряет свободу и становится рабом греха: «Истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха» (Ин. 8: 34). А «возмездие за грех – смерть» (Рим. 6: 23) со всем спектром болезней и страданий, которые ей предшествуют.
В силу онтологического единства человечества и грех, и добродетель имеют свои последствия не только для самого человека, но и для его ближних (семьи, ближайшего окружения и т. д.) и, как следствие, – для всего человечества. Существует причинно-следственная связь между грехом, болезнью и страданием, между добродетелями и здоровьем. Грех ослабляет человеческую природу, тогда как добродетель укрепляет и исцеляет ее. Таким образом мы можем также понять генетическую наследственность и различные наследственные заболевания: «Ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, за вину отцов наказывающий детей до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди» (Втор. 5: 9–10). Если это принимается без сопротивления, с верой, то это становится основой спасения и освящения человека, ибо страдание, принятое с верой, пробуждает в людях чувство покаяния, а покаяние освящает людей. Святые отцы говорят, что страдание, которое переносится человеком с радостью и осознанием своей греховности, освящает его более всякого подвижничества и аскетических подвигов.
Страдание, которое переносится с радостью и осознанием своей греховности, освящает человека более всякого подвижничества
Поскольку освящение – это исключительно дар Божий, святые отцы не дают никакого способа для его достижения. Однако они рекомендуют способы преодоления страстей и борьбы с грехом. Конечно, преодоление страстей есть в конечном счете дело благодати Божией или дар Божий. Никто не может преодолеть свои страсти без того, чтобы подвизаться, без постоянных и упорных усилий в этой борьбе. Процесс преодоления страстей продолжается всю жизнь. И в течение этого времени внутри нашего сердца возрастает познание нашей греховности и чувство раскаяния, сожаления о совершенных грехах. То есть мы все больше начинаем осознавать свою греховность и все больше ощущать потребность в покаянии.
Нет комментариев