6 июня исполняется 95 лет со дня рождения Виктора Конецкого – военно-морского офицера, легендарного капитана дальнего плавания, художника–живописца и прекрасного писателя.
Вся его проза связана с морем и моряками. Роман ли, рассказ – сюжет одинаково неожидан и не отпускает читателя от первой до последней страницы. Автор легко и непринуждённо говорит о серьёзном и смешном. Ирония и солёный морской юмор помогают его героям справляться с повседневными заботами и выходить из нелепых ситуаций, в которые они попадают.
Виктор Конецкий родился в Ленинграде 6 июня 1929 года. Великую Отечественную войну он встретил вместе с матерью и братом на Украине – там, на Полтавщине, семья снимала на лето угол на хуторе близ знаменитой Диканьки. В августе 1941 года они добрались до Ленинграда, в родном городе пережили самую страшную блокадную зиму 1941–1942 годов. 8 апреля 1942-го семья была вывезена по Дороге жизни на Большую землю. В эвакуации проживали во Фрунзе, затем – в Омске. Осенью 1944-го вернулись в Ленинград.
Позже, в 1989 году, Виктор Конецкий говорил В.Я. Курбатову: «Виктор Петрович совсем с ума сошёл. Брякнул тут по телевидению, что нечего было защищать Ленинград, эту «груду камней». Человеческая жизнь ему, видите ли, дороже. Меня бы спросил. Если бы немцы тогда вошли в город, я, пацан двенадцати лет, кусался бы и рвал их зубами. Так и Родину можно отдать – человека пожалеть. Только уж какой это будет человек?»
С 1945 по 1948 год Виктор учился в Ленинградском военно-морском подготовительном училище, а с 1948 по 1952-й – в 1-м Балтийском высшем военно-морском училище, на штурманском факультете. После его окончания, с 1952 по 1955 год, В. Конецкий служил на судах 441-го отдельного дивизиона аварийно-спасательной службы Северного флота. За этот период – около сотни спасённых человеческих жизней, но говорить об этом Виктор Викторович не любил: это была служба, согласная данной в 1948 году военной присяге.
После участия в одной из спасательных операций и пребывания в госпитале В. Конецкому приписали по состоянию здоровья береговую службу, и тогда в марте 1955-го он демобилизовался.
Уже в мае того же года в должности капитана «МРС-823» Виктор Конецкий участвовал в перегоне судов по Северному морскому пути из Петрозаводска до Петропавловска-Камчатского. Капитану было тогда 26 лет. Это событие вошло в историю освоения Северного морского пути как один из примеров мужества: попыток перегона на такие расстояния малых судов в сложнейших условиях Арктики никогда раньше не предпринималось.
В этом же году Виктор Конецкий стал членом литобъединения при Ленинградском отделении издательства «Советский писатель». Первый рассказ – «В море» – был опубликован в альманахе «Молодой Ленинград» в 1956 году, а уже в мае 1957-го вышел и первый сборник рассказов Виктора Конецкого «Сквозняк».
В начале 1960-х его приглашали для работы в качестве сценариста в кинематографе: в соавторстве им были созданы сценарии фильмов «Полосатый рейс», «Путь к причалу», «Тридцать три».
В мае 1964 года Виктор Конецкий вернулся к морской работе и совмещал её с литературной деятельностью. Он плавал на НИС «Нерей» (1965–1966), на теплоходах «Вацлав Воровский» (1967), «Челюскинец» (1968), «Невель» (1969), «Пионер Выборга» и «Новодружеск» (1974), «Ладогалес», «Костромалес» и «Ломоносово» (1975), «Эстония» и «Северолес» (1979), «Индига» (1982 и 1984), «Лигово» (1985) и «Кингисепп» (1986), совершал плавания на торговых и научно-исследовательских судах в Арк-тику и Антарктику, прошёл путь от четвёртого помощника до капитана дальнего плавания.
Виктор Конецкий – автор более пятидесяти литературных произведений, многие из которых изданы не только в России, но и за рубежом. В период с 1969 по 2000 год писатель создал главное своё произведение – роман-странствие «За доброй надеждой» в восьми книгах. Его проза стала школой правды для людей разных поколений.
«Конецкий был не просто прекрасным писателем, – писал Борис Стругацкий. – Он всегда представлялся в своих книгах именно самим собой – Виктором Конецким, а не «инженером человеческих душ», «властителем дум» и всё такое прочее, и от того, пожалуй, был многим из нас, прежде всего по-человечески, близок».
За свою литературную и морскую работу Виктор Конецкий был награждён двумя орденами «Знак Почёта», орденом Трудового Красного Знамени, орденом «За заслуги перед Отечеством». В 2000 году писатель был удостоен независимой премии «Люди нашего города» в номинации «Литератор года», а в 2002-м отмечен (посмертно) престижной литературной премией «Северная Пальмира» за книгу «Эхо».
С 1993 года Виктор Конецкий был почётным руководителем общественного совета «300 лет Российскому флоту», членом совета Общероссийского движения поддержки флота. Он награждён медалью «300 лет Российскому флоту» и медалью «Памяти адмирала Н.Г. Кузнецова».
Виктор Конецкий известен и как художник. Он представлял свои картины на нескольких персональных и групповых выставках живописи.
Виктор Викторович скончался 30 марта 2002 года. В 2005-м его именем был назван новый танкер крупной российской судовладельческой компании «Совкомфлот». В 2007 году Крымская астрофизическая обсерватория присвоила имя Виктора Конецкого малой планете №14794. В 2014-м был поднят Андреевский флаг на новом морском буксирном судне «Виктор Конецкий» – военный спасатель принят в состав Балтийского флота ВМФ Российской Федерации.
Валерий КОМИССАРОВ.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 5