Протоиерей Александр Никольский
Вопрос:
«В чем смысл искупительной жертвы Иисуса Христа?»
Ответ батюшки:
Это очень серьезный богословский вопрос. Кому Христос принес жертву? Дьяволу? А как может Бог дьяволу принести жертву? Не дьяволу. Отцу? А что, отцу приятно распятие своего сына?
Поэтому здесь такое юридическое понимание, которое, как правило, у католиков существовало, о том, что Иисус Христос удовлетворил некую обиду Бога Отца на род человеческий. Поскольку обида была божественная, то её можно было только такой божественной жертвой загладить.
Это, конечно, очень юридический подход, и он, конечно, для православия не годится. А когда мы принимаем другие параметры, не просто юридические, а любовь. Вот был разрыв любви между Богом и человеком. Не Бог отвернулся от человека, человек отвернулся от Бога. Потеряв в лице Евы, потом Адама доверие к нему.
Приняв злые помыслы, приняв зло в себя, и даже когда Господь пытался их привести к покаянию, они не покаялись, они остались утверждены в этих злых помыслах. И произошел разрыв между Богом и человеком.
Христос пришел, чтобы этот разрыв уничтожить своей любовью и верностью по отношению к Богу, и своей любовью к человеческому роду. Он до конца исполнил ту заповедь, которую, кстати, он дал нам всем, люби Бога всем сердцем и всей душой, как самого себя. Он отдал жизнь свою человеческую за правду Божью. Он творил только добро.
Он творил множество чудес, исцелял людей, изгонял бесов. Он говорил очень правильные слова, формулировал духовные законы, которые могут позволить человеку быть с Богом. А за все это добро Его убили. Но когда Его убивали, Он молился за падший род человеческий, говоря, прости, Господи, что не ведают, что творят.
То есть Он возлюбил до конца. Он продемонстрировал ту любовь божественную, которая и должна быть у настоящего человека. К сожалению, мы эту любовь потеряли, эту связь с Богом. Как можно быть связанным с Богом? Через любовь. Благодать Божия в человеке проявляется любовью.
«По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою».
Если у нас есть благодать Божия, значит, должна быть любовь между собой. Нельзя любить Бога и не любить человека. Эту любовь к Богочеловеку до конца, до положения живота Христос в себе явил. Тем самым в себе Он эту пропасть между человеческим родом и Богом уничтожил.
Теперь мы имеем возможность принять таинство крещения, стать членами церкви христовой, стяжать Дух Святой, таким образом, пройдя той дорогой, которую нам открыл Христос, притом не теоретически, а практически, приобщаясь к плоти крови Христовой, той распятой и воскресшей, благодаря этой жертве Христа, мы можем эту пропасть преодолеть благодаря Его любви.
Конечно, нам до конца это не может быть понятно, потому что очень много богословов рассуждали на эту тему, и очень образованных, очень умных, очень преданных Богу, живущих духовной жизнью. Эти формулировки полностью не описывают все, что в этой жертве содержится.
Поэтому к этой жертве можно приобщиться только одним способом – живя жизнью церкви. Когда ты живешь жизнью церкви, ты начинаешь понимать, что такое жертва Христа, что Христос принес для нас. Когда у тебя, благодаря твоим грехам, разрушилась семья, дети тебя не любят, ты никому не нужен. И вот ты начал каяться, пришел, припал к Христу, стал участвовать в таинстве церкви.
Почему ты стал не нужен? Потому что у тебя любви ни к кому не было. Ты любил только сам себя, поэтому стал никому не нужен. А вот тут любовь стала рождаться в твоей душе. И семья восстановилась, и дети как-то стали к тебе лучше относиться. У тебя жизнь началась.
Когда ты это все прошел, испытал и приобрел, у тебя не будет этих вопросов о том, что такое жертва Христа. Ты будешь внутренне знать, что Христос – это спаситель твой. Твой спаситель, который даровал тебе жизнь через этот дар любви, который Он обещал дать, если ты его захочешь взять.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1