«Из пепла» (1958)
Ремарк в кино
Оригинальное название: «Из пепла»
Другие названия: Aus der Asche
Ремарк: автор сценария
Премьера: 1958 год
Страна: СССР
Сценарий: Хельмут Дзюба, Владимир Китайский, Эрих Мария Ремарк
Режиссер: Хельмут Дзюба
В ролях: Джемма Фирсова и другие
Фильм был снят по рассказу Эриха Марии Ремарка «Последняя остановка», написанном в 1956 году. Как и все произведения Ремарка, он повествует о войне, а в данном случае — о ее последних неделях. Главный герой Росс скрывается от гестаповцев во главе с Отто Шмидтом. И последнего — типичного педанта-гестаповца — ничто не остановит... Кроме любви. Анна появляется на его жизненном пути внезапно и меняет судьбы сразу двоих. Росс остается жив. А через много лет после страшной войны он встречает свою спасительницу.
Роль коварной Анны Вальтер в картине «Из пепла» досталась Джемме Фирсовой. В СССР она прославилась своими режиссерскими работами в области документального кино.
В фильме мы слышим музыку гениального советского композитора Микаэла Леоновича Таривердиева (автор музыки к фильмам «Семнадцать мгновений весны», «Ирония судьбы» и другим). Она гармонично дополняет образы, созданные Ремарком и воплощенные актерами. Глазам зрителей предстает война «во всей красе», но в кадре не взрывы и сражения, а человеческие судьбы.
---
«Последняя остановка» — единственная пьеса Ремарка
Пьесса «Последняя остановка»
В 1956 году, когда Ремарк работал над романом «Черный обелиск», в перерывах между работой появилась пьеса «Последняя остановка». Хронологически действие пьесы занимает всего два дня 1945 года — 30 апреля и 1 мая. Действие происходит в Берлине. Главный герой пьесы, Росс, спасается от немецкого плена, и по его следам идет гестапо во главе с Отто Шмидтом. Беглец вот-вот будет пойман, но на пути Отто встает любовь, принявшая облик Анны Вальтер, женщины коварной и расчетливой. Это позволяет Россу остаться в живых.
Казалось бы, незатейливый сюжет, вполне подходящий для классической пьесы «про любовь», но на деле Ремарк обнажил тяжелое время, когда нацистский режим отживал последние часы. В Берлин вступили советские войска, столкнув между собой жертв и палачей, у которых появилась возможность встать лицом к лицу. Но при этом палачи уже не могли воспользоваться позицией силы, и этот диссонанс создает душераздирающее впечатление.
Ремарк не просто описывает события, они лишь декорация к более глобальным вопросам. Человеконенавистничество, агрессивность, способность приспосабливаться и предавать себя — всё это вечные вопросы, которые заставляют задуматься над главными. Способна ли любовь нас спасти? Способно ли прощение всё поправить?
Пьеса «Последняя остановка» была впервые поставлена в берлинском Ренессанс-театре. Ремарк присутствовал на репетициях и на премьере. Пьесу и по сей день ставят в разных театрах, состоялось несколько показов по телевидению.
Комментарии 6