Мокшадхарма - заповеди для желающих получить освобождение (мукти, мокшу) и попасть в Обитель Бога.
Великая Махāбхāрата 12.221
Бхӣшма сказал: Полумесячное голодание тапасом (аскезой) иные люди считают, но это самоистязание, а не тапас — так думают благие. Отречение и смирение — так определяется высший тапас. Брахмачарин всегда соблюдает пост и послушанье. Да будет всегда непоколебим в решеньях, да будет всегда с Богом, рачительным хозяином, всегда неустанным, любителем своего долга.
Пусть никогда не вкушает мясного, всегда соблюдает очищенье. Чествуя божеств и гостей, пусть всегда вкушает амриту. Да вкушает он всегда остатки жертвенной пищи, пусть всегда соблюдает гостеприимство. Благочестивым к предкам всегда пусть будет, всегда чтит божеств и браминов.
Юдхиштхира сказал: "Как ему пост соблюдать постоянно? Как хранить ему целомудрие постоянно? Как он должен всегда вкушать остатки? Как соблюдать ему постоянно гостеприимство?"
Бхӣшма сказал: "Кто лишь утром и вечером вкушает пищу и не вкушает в промежутке, тот постоянный постник. Целомудренным бывает дваждырожденный, к жене входящий в урочное время. [Тема разрешённых шастрами интимных союзов мужчины и женщины - это отдельная большая тема]. Человек должен всегда говорить правду и никогда не отступать от знанья.
Здесь специально привожу цитату, так как как переводят по разному:
abhakṣayan vṛthāmāṃsam amāṃsāśī bhavatyuta /
dānanityaḥ pavitraśca asvapnaśca divāsvapan //
«Тот, кто не ест мяса, не поднесенного дэвам (жертвенного), становится ‹амāм̇сāщӣ›, вегетарианцем».
Комментарий:
Также используется слово vṛthāmāṃsam - врьтхā-мāм̇сах̤. Врьтхā означает „зря“. Зря убиенное, впустую загубленное. Если не ради йаджня — не ради жертвоприношения в дозволенную эру и достойным брахманом или не ради исполнения сва-дхарма, что также является йаджнем, то это напрасная смерть за которую будет наказание. Вишну-смрити 51.75: "Нет большего грешника, чем тот, кто, не почтив предков и дэвов, желает увеличить своё мясо мясом других".
Смысл в том, что мясо которое не поднесено дэвам в яджне, в дозволенную эпоху, достойным брахманом, по определенным правилам есть вообще нельзя. И тот кто стремится к мукти (мокше) должен это правило неукоснительно соблюдать. Бхӣшма говорит нужно стать амāм̇сāщӣ - вегетарианцем.
Далее Бхӣшма продолжает: "Пусть будет постоянно щедрым, чистым, недремлющим, днём пусть не засыпает. Человек, трапезующий после слуг и гостя, чистую амриту вкушает. Дваждырожденный, не трапезующий раньше тех, кого накормить он должен, этим воздержанием добывает себе небесное блаженство. Кто после дэвов, предков, слуг и гостей вкушает. Остатки, того называют «вкуситель остатков». Для таких — непреходящие миры в обители великого Брахмы. Они шествуют как небожители, апсары им служат. Вместе с дэвами, предками они вкушают трапезу, радуются сынам, внукам им показывается высочайший путь. Таков закон, Юдхиштхира.
Комментарий, с использованием переводов Нāрасимхи Д.:
И так, до этого Бхӣшма говорит о тапасе (аскезе), необходимом в поклонение Богу. Аскеза, среди прочего, состоит в том, чтобы «непрерывно поститься» (быть «садопавāсӣ»), не есть мяса (быть «амāм̇сāщӣ»), никогда не спать (быть «асвапнах̤»), питаться только амрьтом, питаться только остатками пищи (быть «вигхасāщӣ»).
Юдхишт̣хира спрашивает, как это вообще возможно? И тогда Бхӣшма поясняет:
Всегда поститься — значит не есть ничего иначе как один раз в начале дня и один раз вечером. Питаться не более двух раз в день. Стать брахмачарином - всегда соблюдать пост и послушанье учителю. Стать амāм̇сāщӣ — не есть мяса, не поднесенного дэвам в йаджне.
Питаться амритом — значит есть только после того, как накормлены слуги и гости. Питаться только остатками пищи — значит есть только то, что остается после подношения дэвам, питарам, слугам и гостям. Никогда не спать значит не спать днём.
В предыдущие юги разрешалось есть мясо только поднесённое дэвам в яджне. В Кали-йуго для брахманов принесение животных в жертву вообще запрещено, обоснованию этого запрета посвящён отдельный труд: «Пишт̣а-пащу-мӣмāм̇сā». Магазинное мясо для яджня совсем не подходит. И настоящим брахманам стоит запрет на такие яджни в кали-йуго, поэтому в эту эпоху вообще нет правильного жертвенного мяса проведённого по разрешённым ведическим обрядам.
Соответственно сатвикам идущим к Богу - это необходимо принять и в кали-йуго отказаться от любого мяса. Все кто убеждает вас в обратном либо демоны, которые рекрутируют вас в ад под видом разных лже-учений, либо эти люди щāстр не знают.
Для остальных людей, кто не стремится к мукти и к знанию о Боге, употребление в пищу мяса должно быть связано с исполнением сва-дхарма например, кшатриями (воинами) в походах, в лесу, экстремальная ситуация больше нечего есть.
Также физиологической зависимостью, возможно, некоторые народности не могут жить здоровой жизнью без мясоедения или географическим местонахождением. Но человек сам будет отвечать за свои мотивы и за насилие, в котором он участвовал. Вишну-смрити: 51.74: "Позволяющий убить животное, рассекающий его тушу, убивающий, покупающий и продающий мясо, готовящий из него пищу, подающий его к столу и поедающий — все они убийцы".
Поэтому вайшнавам ищущих знания-бхакти, Вишну-прасāда и мукти, в Кали-юго необходимо стать вегетарианцами и отказаться от любого мяса.
Вишну-смрити 51.72: "Имея в виду происхождение мяса, мучение и убийство живых существ, необходимые для его получения, следует воздерживаться от употребления в пищу любого мяса; 51.76: У того, кто ежегодно совершает жертвоприношение ашвамедха в течение ста лет, и у того, кто не ест мяса, — у этих двоих благочестивая заслуга одинакова". Ашвамедху моут проводить только очень могущественные цари, а вегетарианцем, при желании, может стать любой.
Если вы внедрите в свою жизнь хотя бы одну аскезу - вегетарианство, то это будет уже огромное благо и для вас и для мира. Вайшнавам не рекомендуется навязывать всем вегетарианский образ жизни, так как есть категории джив, которые никогда не откажутся от поедания плоти, поэтому им бесполезно доказывать что-либо. Да и путь к освобождению это процесс не одной жизни, но это уже другая тема.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев