У Вед есть четыре школы: школа Риг, школа Йаджур, школа Сама и школа Атхарва. Однако, по сути, Веды бывают трех видов. Вот почему Веды называются Трайи. Что это за Трайи? Это Веда в стихотворной форме, Веда в прозе и Веда в музыке. Это воистину Риг, Йаджур и Сама.
Стихотворная часть – Риг, проза - Йаджур, а музыкальная часть - Сама. Однако, по сути, Веды имеют только две формы: прозу и стих. Когда музыка соединяется с прозой или поэзией, она превращается в Сама-Веду. Кроме этих трех, Шастра не имеет никакой другой формы.
Три слога «Аум» говорят об этих трех аспектах: «A + У + M». В начале, Ом-кара существовала в форме семени. Та самая «АУМ» выросла в трех вьяхрити: бху, бхува, сувах. Три слова вьяхрти выросли и превратились в три линии Гайатри.
Корень вырос как ветвь, превратившись в три части Пуруша–сукты, которые расширились, превратились в массивное дерево и стали тремя Ведами. Именно так древние воспринимали рост Веда-калпаврикши, небесного дерева Вед. Все основные сущности выращенного дерева находятся в семени в тонкой форме.
Сущность Риг-Веды - это слог «А». Слог «У» - это сущность Йаджур-Веды, слог «М» - это сущность Сама-Веды. Объединившись вместе, эти три основных слога стали «АУМ». Расширяясь, эти три слога стали тремя Ведами. Может возникнуть сомнение: «Почему именно «А» является слогом Риг-Веды? Почему «У» - это слог Йаджур-Веды? Почему «М» - это слог Сама-Веды?» Все слоги используются во всех Ведах. Что такого особенного в этих слогах? Подсказку о выборе этих трех слогов можно найти в самих Ведах.
«А» - это слог Риг-Веды, потому что она начинается со слога «А»: «агнимилрепурохитам..» Риг-Веда 1:1:1 и заканчивается слогом «И»: «йатхавахсусахасати..» Риг-Веда-Веда 10:191:4.
Таким образом, Риг-Веда переходит от «А» к «И». Это «Атха» Риг-Самхиты, начало и «Ити».
С «И» самого последнего слога Риг-Веды, начинается Йаджур-Веда: «ишетвориджетва..» Йаджур-Веда 1:1:1.
Начинаясь с «И», Йаджур-Веда заканчивается слогом «У»: «самудраваашвасйайонихсамудрабандхух» Йаджур-Веда 7:5:25.
Следующий слог «М». Сама-Веда не начинается с «M» и не заканчивается на "М". Сама-Веда снова начинается с буквы «А»: «агнавахивитайе..» Сама-Веда -1 и заканчивается «У»: «свасти но брихаспатир-дадхату..» Сама-Веда - 1875.
Поскольку те же мантры Риг-Веды и Йаджур-Веды содержатся и в Сама-Веде, наличие слогов «А» и «У» в начале и конце Сама-Веды уместно. Как же тогда «М» слог Сама-Веды? «M» (ммм ...) - это представление музыкальной ноты, поэтому «М» - символ Сама-Веды. Следовательно, от «А» до «И» - это Риг-Веда. От «И» до «У» - это Йаджур-Веда. Когда музыка «М» присоединяется к этим «А» и «И», она становится Сама-Ведой.
Было четыре, стало 1137.
Эти три Веды были разделены на четыре школы. Риг-Веда в стихотворной форме, Йаджур-Веда в прозе и Сама-Веда в музыкальной форме. Атхарва-Веда, составленная Атхарва-Ришьем, стала четвертой школой. В Риг, Йаджур, Сама-Ведах нет имен ришьев, провидцев. Только Атхарва-Веда стала известна под именем риши, который составил ее.
Атхарва-Веда - это сборник Атхарва-Риши избранных мантр из Риг и Йаджур. Ведавьяса снова отредактировал эти четыре школы и преподал своим ученикам в четырех вариантах. Его ученики продолжали эту традицию, и школы распространились на многочисленные ветви и подшколы.
Риг-Веда имеет 24 ветви. У Йаджур-Веды – 101 ветвь. У Сама-Веды - 1000. У Атхарва-Веды - 12. Таким образом, 24 + 101 + 1000 + 12 = 1137 ветвей и подшкол. Число 1137 также ведическим числом. Сумма этого числа 1 + 1 + 3 + 7 = 12; 1 + 2 = 3. Снова 3 — это воистину изначальное число Вед. Это воистину Трайи, 1137 можно разделить только на 3. Следовательно, это тоже ведическое число. Не все эти школы и подшколы сейчас доступны. Патанджали упоминает в своей Махабхашье 21 ветвь Риг-Веды.
В его время 3 ветви уже были потеряны из 24. В наше время из 21 осталось только 3 - Шакала-самхита, Башкала-самхита и Сам кхйайана-самхита. Йаджур-Веда двух типов: Кришна-Йаджур-Веда и Шукла-Йаджур-Веда. Первая - черная Йаджур-Веда, вторая белая. Риши назвали самхиту, в которой смешаны разделы мантр и брахман, Кришна Йаджур-Веда.
Чистая самхита называется Шукла-Йаджур-Веда. Всего ветвей этих двух школ 101, из которых 86 принадлежат Кришна-Йаджур-Веде и 15 Шукла-Йаджур-Веде. Только 3 из 86 ветвей Кришна-Йаджур-Веды доступны. Таиттирья-Самхита, Катха-Самхита и Майтрайанья-Самхита. Из этих трех только Таиттирья-Самхита используется на практике.
Из 15-ти ветвей Шукла-Йаджур-Веды доступны две — Канва-Самхита и Мадхьяндина-Самхита. Таким образом, в школе Йаджур-Веды в настоящее время доступны 5 самхит, а 96 были утеряны. Интересно отметить, что в Сама-Веде насчитывается 1000 ветвей.
В этих 1000 самхитах нет особой разницы в их основных текстах. Возможно, некоторые, одна или две мантры могут идти в неправильном порядке. Различие заключается в манере пения - 1000 способов пения. Отличается только мелодия. Из этой 1000 мелодий, утрачено 997. Оставшиеся 3 ветви - Ранайания, Джайминия и Каутума. Из 12 ветвей Атхарва-Веды 11 утрачено. Осталась только одна. Таким образом, 3 самхиты в Риг-Веде, 5 - в Йаджур-Веде, 3 - в Сама-Веде и 1 - в Атхарва-Веде сохранились до наших дней. Всего двенадцать Самхит.
Веда — четыре лица.
Веда делится на четыре части: Самхита, Брахмана, Араньяка и Упанишад. Самхита — основной часть мантр Вед. Брахмана - это приложение к Веде. Подобно Харивамше, приложению Махабхараты. В разделе Брахмана объясняется Веда и объясняется ее применение. Значение слова «брахман»: «брахма» означает «колоссальный», огромный.
В космосе есть две, превосходящие всё сущности — Веда - в мире слов и Бог - в мире категорий. Бог, раскрытый Ведой, и Веда, объясняющая Бога - оба являются Брахмами. В то время как Веда является величайшей в мире словесности, Бог является величайшим среди тех, о которых говорит Веда.
Итак, Брахма означает Веда. То, что объясняет значение Вед - Брахман. Брахма + Ана = Брахмáна. Брахмáна с изменением слога становится Брáхманом: брахмаанйатеджняйатеаненаити брáхманам. В то время как раздел Брáхмана подчеркивает причастность к жизни, для тех, кто желает освободиться от мирской жизни, оказывает помощь Араньяка, следующий раздел Брáхман, Араньяка означает то, что способствует медитации в лесу.
Ранее люди выбирали жизнь в лесу после жизни домохозяина. Это была домашняя жизнь, пока дети не взрослели. В ней больше присутствует мирской аспект. Внапрастха - это оставление дома на попечение детям и уход в лес для медитации. Часть Вед полезная для медитации, это Араньяка.
Совсем не означит, что Араньяки следует изучать только в лесу. Их нужно изучать, даже будучи домохозяином в семейной жизни. Тем не менее, Араньяки удобнее практиковать в Ванапрастха-ашраме. Итак, Араньяка выполняет задачу отрешить человека от привязанности к мирской жизни.
Сущность Брахман - это Араньяки, а сущность Араньяк - это Упанишады. Они ориентированы на абсолютную отрешенность и сосредоточенность на духовной практике. Между этими четырьмя ликами Вед и четырьмя Ашрамами, уровнями жизни существует тонкая связующая нить.
Во время брахмачарьи - изучение Самхит; на этапе Грихастхи - изучение Брахман; во время Ванапрастхи - изучение Араньяк; во время Санньясы - изучение Упанишады, что является абсолютным духовным путем.
Эти части Вед не являются исключительными для конкретных лиц. Все это следует изучать с самого раннего возраста. Этапы практики соответствуют ментальным состояниям. Теперь давайте посмотрим некоторые высказывания Вед. Поверхностная интерпретация в духе мирской жизни в основном видна в Ведах. Один из примеров: «праджайапашубхирйашаса..»
Это мантра, говорящая о плодах изучения Вед. Таково поверхностное значение — дом полный детей; хлев полный скота; и слава распространяющаяся вокруг. Разве ради этого нужно изучать Веды? Разве дети не рождаются, и скот не плодится без изучения Вед? Это поверхностный смысл.
Есть и более глубокое значение, праджа означает изобилие учеников. Еще глубже праджа означает прагья - осознание Бога. Праджа означает –«пракриштаджайатеанайа» тот, с кем мы можем подняться высоко. Настоящая «праджа» - «осознание Прагьи», не так ли? На поверхностном уровне слово пашу не означает «корова». Первая молитва Йаджур-Веды - Защити животных пашуша. Если это так, что это значит?
Тот, кто приносит счастье и защищает нас - это Пашу: «панти-шам-садханашчети ведах пашавах иритах». Па — то, что защищает. Шу — то, что дает счастье. Поэтому настоящее значение Вед, открывающее радость внутреннего «я» и защищающее нас всегда через осознание Атмана, является настоящим Пашу.
Теперь, слово Гау, корова. В повседневной жизни Гау - это корова. На духовном уровне Гау – это слово Вед. Таким образом, Шастры - это Пашу. Духовное знание - это Праджа. Духовная радость и внутреннее блаженство - это Йаша, слава. Упанишада поднимает нас до такой высоты осознания. Таким образом, Упанишады являются вершиной горы Веды, среди гимнов, Самхита, Брахман и Араньяк. В Гималаях Вед, Упанишады – это Гуришанкара (Эверест).
В четырех – десять.
В настоящее время доступны сотни текстов, носящих название «Упанишад». Но большая часть из них - НЕ Упанишады! Небольшое произведение под названием «Ваджрасучи», написанное буддийским монахом Дингнагой, опубликовано с другими Упанишадами, стало Упанишадой.
Некоторые неизвестные разделы тантрических текстов также публикуются как Упанишады. Стало трудно выяснить, какая Упанишада древняя, а какая - поздняя. Среди Упанишад, как части Вед, есть десять главных, относящихся к четырем Ведам. Ранее, чтобы сформулировать доктрину, необходимо было написать комментарии к 10-ти Упанишадам, Брахма-сутре и Бхагавад-Гите.
Эти три составляют основу индийской философии. Они называются прастханатраи — три системы. Сущностью всех Вед являются эти десять Упанишад. Сущность Махабхараты, всех Пуран и, наконец, сущность всех Упанишад - это Бхагавад-Гита. Эти десять Упанишад принадлежат четырем Ведам. Бхагавадгита - это Упанишада Махабхараты.
Брахма-сутры необходимы для получения правильного значения всех трактатов. Какая Упанишада связана с какой Ведой? Как распределить десять среди четырех? С Риг-Ведой связана одна – Махаитарейопанишад. В книгах, опубликованных в наши дни, есть небольшой текст под названием Аитарейопанишад, который является лишь небольшой частью целой Упанишады. На самом деле это комбинация двух Упанишад.
В Айтарея Араньяке есть две Упанишады: Атмопанишад и Самхитопанишад. Оба соединяются вместе и становятся большой Упанишадой, имеющей девять глав. Это -МАХ Махаитарейопанишад. Она имеет очень серьезный статус среди Упанишад. Катхопанишад и Таиттирйопанишадимеют отношение к Кришна-Йаджур-Веде. В Шукла-Йаджур-Веде есть маленькая Упанишада - Йаджня-мантропанишад. Она сейчас называется Ишивасйопанишад или Ишопанишад.
Другая Упанишада Шукла-Йаджур-Веды – огромная Брихадаранйакопанишад. Обе они связаны с Канва-Самхитой. С Сама-Ведой связаны две Упанишады - маленькая Талавакаропанишад, иное название сейчас Кенопанишад. И более крупная Чхандогопанишад или Чхандогйопанишад. С Атхарва-Ведой связаны три Упанишады: Прашнопанишад или Шат-прашнопанишад. Атхарванопанишад, которая в наше время называется Мундакопанишад. Мандукопанишад, которая ошибочно называется Мандукйопанишад.
Итак, 1 — в Риг-Веде, 2 — в Сама-Веде, 3 — в Атхарва-Веде и 4 — в Яджур-Веде (1 + 2 + 3 + 4 = 10), десять главных Упанишад. Эти десять являются сутью четырех Вед.
Ритмическое пение.
Теперь внимательно посмотрим на Талавакаропанишад или Кенопанишад. Она связана с Сама-Ведой. Что это обозначает? Как появилось такое название? В чем его смысл? Когда есть название Кенопанишад, проблемы не возникает. Упанишада, начинающаяся со слова «кена» - Кенопанишад: «кенешитампататипрешитамманах». Но это не древнее название.
Талавакаропанишад - очень традиционное, правильное название. Школа Талавакара была, вероятно, одной из 997 ветвей Сама-Веды, которые были утрачены. Мудрецы, которые развивали эту традицию, назывались Талавакарами. Упанишада, переданная Талавакарами, называется Талавакаропанишад.
Как Катхопанишад, полученная мудрецами Катхи, как Атхарванопанишад, полученная мудрецом Атхарваном, как Таиттирйопанишад, полученная мудрецом Титтири. Почему этих мудрецов назвали Талавакарами? Это слово определено так: «тала-вадья-карансатас-талавакарана-чакшате».
Талавадьякары - это Талавакары. Талавадья означает, отсчитывать ритмическую единицу стихов посредством хлопков в ладоши. В настоящее время у Самы есть мелодии, но нет ритмов. Сама не поют под хлопки в ладоши. Саму можно играть на флейте, но нельзя играть на мриданге. Раньше Саму пели в ритмах. Талавакары хранили такую песенную традицию.
Эта традиция сейчас утеряна. Какая большая потеря! Но это название служит доказательством того, что такой уникальный стиль существовал в древние времена. Неизвестно, существовал ли текст Самхиты для этой традиции. Но Талавакара-Брахмана доступна в наше время. Ее также называют Джайминья-Брахмана.
Ибо родоначальником этой традиции Талавакара был мудрец Джаймини. Доступный в настоящее время текст Талавакара-Брахманы состоит из четырех глав. В последней главе есть первые главы ануваков. Среди них вся десятая подглава - Талавакаропанишад. Согласно Шанкаре, эта Упанишада относится к девятой главе Талавакара-Брахманы Джаимини. В настоящее время, если остальные главы будут потеряны, могут остаться только четыре главы.
Близость и высота.
Хорошо. Но значит что «Упанишад»? Почему сущность Вед назвали «Упанишада»? Давайте рассмотрим значение этого слова.
Есть много значений этого слова. Некоторые говорят, что в нем принцип Брахмы - это пребывание упанишанны. Следовательно, Упанишад это-упанишаннамбрахма-татвам. Упанишада - это то, с помощью чего мы можем постичь Брахман. Некоторые говорят: Упа — рядом, Нишадана — сидя.
Знание, полученное, сидя рядом с Гуру - это Упанишада. Учатся, сидя рядом с учителями. Но среди таких учений это - нечто особенное. Без милости учителя невозможно ничему научиться. Поэтому такое учение - настоящая Упанишада.
Шанкара говорит: «упанишадайатиупанишат». Нишада — конец, уничтожение. То, что уничтожает нашу мирскую боль, невежество - это Упанишад. Есть еще одна красивая интерпретация. Древние упоминают два типа текстов: нишаты и упанишаты. Если не понять значение слова нишат, значение слова упанишат не может быть понято. В Махабхарате есть высказывание:
«йамвакешванувакешунишатшупанишатсуча
вадантисатйакрманамсатйамсатйешусамасу»
Эта шлока рассказывает, что ваки, ануваки, нишаты, упанишаты и музыка самы одинаково поют и хвалят Бога. Что такое вака? Что такое анувака? Что такое нишат? Если это понято, значение упанишад, безусловно, понято. Вака - это Йаджур-Веда в прозе. Предложение, соответствующее метрической форме, - анувака. Поэтому Риг-Веда в поэтическом виде выражена в метрах и является анувакой. В шлоке явно упоминается о музыке Сама-Веды.
Это о трех самхитах. Нишат означает Брахманы и Араньяки. Его превосходные основные части - Упанишады. Таким образом, эта шлока Махабхараты включает в себя всю ведическую словесность. Духовное обучение относится Брахманам и Араньякам. Поэтому они являются нишатами. «Упа» означает высший, превосходящий, возвышенный. Следовательно, ядро Брахман и Араньяк - это упанишад.
В этом Интерпретация «Упа» означает не рядом, а высоко. Это правильное значение этого слова. Близость - это второстепенное значение. Базовое слово «упа» - «упари» или «упара». Упари - означает выше, возвышенный. Упара — означает того, кто находится на вершине.
Везде смысл один и тот же - высота.
Упанишадайати-Шастра, которая возвышает нас - Упанишад. Высшая часть, лучшая часть Нишат , Брахман и Араньяк - это Упанишад. В целом, то, что возвышает нас интеллектуально — Упанишад. Если мы не понимаем этого значения, мы не можем понять всю тонкость названий.
Упанаяна и Упанишады связаны между собой. Упанаяна (посвящение) - это процесс возвышения человека, мальчика. До этого времени мальчик беззаботен, играет, ест, спит. Через Упанаяну мальчик поднимается на вершину обета знания. Процесс возвышения - это Упанаяна. Возвышение - Упанишад.
Человек, передающий это знание - Упадхьяя, учитель. Упадхьяя не означает человека, преподающего знание с близкого расстояния. Но здесь есть кое-что интересное, высота – это и близость. Тот, кто поднимается высоко, приближается. Человек, поднявшийся до вершины духовного сознания, становится близким к Богу. Это называется Упавас.
На вершинах осознания Бога остается Упавас. Оставаться мысленно близким к Богу - это Упавас. Чтобы подняться на эту высоту, необходимо обуздание живота и пост - Упавас. Чтобы наполнить разум, живот должен быть пустым. Итак, Упакхьяна — довольно длинный комментарий к «Упа». «Упа» также является загадочной формой Упахвары.
«Упахвара» означает одиночество, тайное место. Упанишад – это скрытое обучение, созерцание в одиночестве. Самым тайным посланием Вед, посланием, которое нужно хранить с особой бдительностью и заботой, является Упанишад. Эта Упанишада является частью Талавакара-Брахманы, принадлежащего традиции Джаимини Сама-Веды. Эта маленькая Упанишада - комментарий к Гаятри, который прекрасно отражает огромное в малом, космос в атоме.
Нет подобного.
Веда возникла из слога «ОМ». Таким образом, Веды расширились, и возникла его сущность – Упанишада. По сути, какое знание дает нам «ОМ»? У нас есть традиция — изучение Вед или повторение мантр должно начинаться с повторения «ОМ». И в конце тоже. Сила мантры не теряется, если завершает ее «Ом». Как правило, изучение Вед начинается с «Хари ОМ».
Все дальнейшие разделы Вед, которые мы читаем, являются раскрытием этого слога «ОМ». То, что несет этот слог «ОМ», об этом же говорят и все Веды. К кому относится «ОМ»? К Шри Хари. Вот причина, по которой поют «Хари ОМ». Провозглашение атрибутов Хари, к которым обращается «ОМ», поистине, является полнотой Вед. В Пуранах есть высказывание, подтверждающее этого:
«ведакшаранийавантипатхитанидвиджатибхих
таванти харинамани патхитани на самшайах»
Число слогов Вед, которые мы читаем, равнозначно повторению многих имен Бога. Вот почему Веды начинаются с «Хари ОМ». Мы должны осознавать, что с каждым слогом мы повторяем имя Бога. Чтобы знать дерево, нужно знать семя. Для понимания Вед важно понимать слог ОМ.
Когда мы понимаем значение «ОМ», мы получаем право приблизиться к Ведам. Тогда, что значит «Ом»? «ОМ» излагает семенную формулу медитации Бога – А-У-М. «Не это»: Нети нетйатма. Бог – не таков. Ибо Он за пределами нашего воображения. Речь и разум, они возвращаются ни с чем, не достигнув Его.
Это начальная стадия познания Бога. Почему так? Почему «ОМ» говорит, что не является Богом, а не говорит, что есть Бог? Потому что это вводный язык. Мы не можем описать неописуемое с помощью слов. Прежде всего, нужно знать предмет. Нужно знать название вещи. Затем, когда это слово услышано, эта вещь вспоминается. Поэтому слова выявляют только память о знакомой вещи, а не знание о ней. Как же объяснить незнакомого нам Бога словами?
На это «ОМ» говорит: Бог есть «А»: Ах ити Брахма. Этот Брахман - не воспринимаемая почва, вода, огонь или невидимый воздух, эфир. Он – не это. Он – не это. Ни Кшара, мир смертных, ни бессмертная природа Акшары не являются Богом. Наш разум ограничен. Бог – неограничен. Наш разум создан. Бог - не создан. Наш разум мал и несовершенен. Бог - бесконечен и совершенен. Поэтому наш разум не может Его понять.
Это первый шаг Дхьяны: во-первых, вы понимаете, что Бога нельзя полностью постичь. Это воистину первая стадия осознания Бога. Почему Бог «А»? В ответ на это есть второй слог, потому что Бог - это «У».
У - это аббревиатура уттама, уткарша - значит «превосходный, наилучший». Это сокращение на санскрите. Брахман превосходит все явления и сущности, которые мы можем постичь. Он так огромен, что наш разум не может Его постичь. Если это так, почему нас должно волновать знание о Нем? Не лучше ли перестать беспокоиться о знании, ведь Его невозможно понять?
К чему это пустое сотрясание воздуха? Чтобы ответить на этот вопрос, есть третий слог, «М». «М» означает мана, осознанность — манамгьянам. Наш ум не постигнет Брахмана. Он выше наших мер понимания. И все же мы можем Его понять! Что за противоречие? Непонятно, но понятно. Тот факт, что Бог непостижим, не является ли Его пониманием? Поэтому «ОМ» говорит: «Пойми, что Брахман - «А». Пойми, Его как «У». Пойми Его как «М». Понимание этого малого, уже многое нам дает.
Общая суть заключается в следующем — вся вода океана не может поместиться в нашей маленькой миске. Даже после того, как огромный сосуд наполнится, океан - полон! Океан не уменьшился. Но наша миска наполнилась. На этом наша работа завершена. Мы приобрели опыт океана.
Однако идея о том, что можно полностью постичь Брахман, так же бессмысленна, как и усилие, для заполнения водами океана чаши. Полное заполнение невозможно. Но некая мера заполнения возможна. Таким образом, Бог - океан бесконечного знания и блаженства, который чаши нашего ума не могут полностью вместить. Но сам поиск того, насколько чаша нашего ума может наполниться этими каплями знания и блаженства - это Талавакаропанишад.
Вершина знаний и блаженства.
В каждой школе Вед есть своя собственная Шанти-мантра, которую читают в начале обучения. Повторять Упанишады после повторения Шанти-мантры - это традиция. Вот Шанти-мантра школы Сама-Веды:
«апйайантумаманганивакпранашчакшухшротраматхобаламиндрийани
часарванисарвамбрахмаупанишадам мá-хам брахманиракурйам мá мáбрахманиракарот
аниракаранаммастваниракаранаммо-стутадатманиниратейаупанишасту маис анту те майи санту ом шантих, шантихшантих»
Эта молитва, во-первых, о правильном изучении и надлежащем здоровье тела, необходимых для духовной практики. Мама анганиапйайату. Все органы моего тела, такие как руки, ноги и так далее, пусть наполнятся силой. «Апйайату» означает, процветать, крепнуть — паингивриддхау. Укрепление органов значит, наделение их силой. Какая сила? Шанти - мантра Атхарва-Веды объясняет:
бхадрамкарнебхихшринуйамадэвах
бхадрампашйемакшабхир-йаджатрах
стхираирангаи-стустувамшас-танубхир
вйашемадэвахитамйадайух
Давайте слушать благо нашими ушами, видеть добро глазами, с сильными и здоровыми органами, давайте жить так, чтобы Бог был доволен.
Таким образом, все наше тело, настроенное на осознание Бога, становится энергичным. Пусть органы, способствующие знанию, станут активными - вакпранашчакшушшротрам-атхо балам. Пусть орган речи занимается исключительно восхвалением Бога. Пусть дыхание, энергия Праны, придаст новую силу благочестивой жизни. Пусть глаз взирает на благое.
Пусть ухо слышит доброе. Самый важный из всех сил - балам, ум, который придает силу всем этим органам чувств, пусть он размышляет о добром. Пусть ум будет достаточно сильным, чтобы размышлять о Боге. Правящее божество речи — Агни, божество дыхания - Вайу, божество глаза - Сурья, божество слуха - Чандра, Божество ума — Шива и божество силы – Мукхья-Прана, пусть все они пребывают в моих органах чувств и наделяют их силой.
Не какой-то отдельный орган — индрийани ча сарвани. Все органы, пять органов действия и пять органов знания должны быть укреплены и способствовать духовной практике. Слово «апйайана» имеет и другое значение - стать счастливым, стать радостным.
Поэтому «сарвани индрийани апйайанту» означает, что все органы могут обрести радость благодаря изучению Вед. Для чего все эти духовные практики? Что необходимо понять? Сарвам брахма аупанишадам. Мы приступили к пониманию Упанишады. Знание Упанишад означает постижение Брахмана. Потому что Брахман это Аупанишадам. Только это – главный смысл Упанишад. Вот для чего нужна подготовка к практике.
Есть три способа понять вещь:
1) Понимание через Пратьякшу — прямое восприятие.
2) Понимание через Анумана — логика, умозаключение.
3) Понимание через Шабда — слова, слова тех, кто понял.
Из всех этих трех пратьякша является основным свидетельством. В феномене, который не может быть воспринят пратьякшей, логика не поможет. Поэтому на санскрите он называется «анумана» (относительное свидетельство). Когда логика следует пратьякше - прямому восприятию или Шастрам - Агамам и Ведам, она становится маной, истинным свидетельством.
Анумана не является независимым свидетельством. Логика может интерпретировать невидимые вещи противоречивыми способами. Бога нет в пратьякше. Поэтому она тоже не способна постичь Его. Что касается Бога, только шабда - это слово является единственным доказательством. Что это за слово? Это слово тех, кто видел Бога, а не слово простых людей. У тех, кто полностью засвидетельствовал Истину, их слова надёжны.
Упанишады - это слова тех мудрецов, которые полностью засвидетельствовали Истину. Пока мы сами не видим Истину, давайте доверять словам тех, кто видел Истину. Посредством этого давайте также попытаемся увидеть Истину. Древние предупреждали нас, что мы должны верить, только получив знание. Слова опыта провидцев способствуют познанию. Эти слова называются Ведами, Шастрами. Ришьи Вед прошли путь осознания и зафиксировали свой внутренний опыт. Во-первых, давайте изучим его.
Позже, продолжая идти тем же путем, давайте также получим подобный опыт. Те свидетели Брахмана, как они Его увидели? Они видели Его как «Сарвам Брахма», всё есть Брахман. Что это значит? Все есть Брахман? Слова переживших опыт стали проблемой для неопытных. Проблема языка в том, что на разных уровнях он имеет разные значения. Когда они говорят, оставаясь на своем уровне, и мы слушаем их на своем уровне, возникает проблема, они говорят одно, а мы понимаем другое.
Поэтому, когда мы интерпретируем Упанишады, мы должны смотреть с того же уровня, на котором стояли ришьи. Если мы останемся на своем собственном уровне, смысл окажется неверным. Риши сказал: «Сарвам Брахма». Что значит «Всё - Брахман»? Это раскрывается двумя способами. Все - это Образ Брахмана, это одно значение. Другое значение, «сарва» означает «всемогущий, всесильный». В повседневной жизни мы также ведем себя одинаково.
Когда мы встречаем важного человека, мы говорим: «Вы есть всё». Это не значит, что он есть все. Это только значит, что этот человек в своей сфере деятельности, может всё. Вот почему мы говорим: «Вы есть всё». Это означает «Вы - всесильны». В Шастрах дается еще несколько толкований:
сарвешатват сарвагатват сарвасйа прабхапйайат
сарвасйа сарвада гьянат сарвамэнам-чакшате
Он - Бог Всемогущий. Поэтому Он есть всё. Он Всепроникающий. Поэтому Он есть всё. Он - создатель и разрушитель всего. Поэтому Он - всё. Он всё знает. Поэтому Он всё. Гита говорит те же слова: «сарвам самапноши татоси сарвах».
Ты пронизываешь всё. Поэтому Ты - всё. Из этих двух, какое значение — верное? Брахман - это все Образы или Брахман - всемогущ? Какой из этих смыслов - правильный? Совсем не первый. Мы начали наше обучение с «ОМ».
Оно называет Бога - «А». Сначала сказано, что «Бог не является этим». Что это значит, Брахман не является этим, но Всё это - Брахман? Шанти-мантра, которая начинается с ОМ, не может противоречить значению «ОМ». Давайте сформулируем значение сарвам брахма - Брахман - принцип, более высокий и великий, чем все. «Всё есть Брахман», «Он выше всех»! Что это означает?
Поэтому уместно второе значение — сарва означает всемогущий. Теперь смысл предложения ясен: «Бог - всеведущ, вездесущ, причина всего и всемогущ». Вот почему Он - Брахма - наивысший. Упанишады превозносят Его так. Такое реальное осознание Его возможно только через Веды, особенно через Упанишады - ядро Вед, которые раскрыли древние ришьи: «нендрийани нануманам ведахйеваинам ведайанти тасмад ахур ведаити».
О чем мы молимся Брахману?
«махам брахма ниракурйам мā мā брахма ниракарот»
Я не отвергаю Брахмана, пусть Брахман тоже не отвергнет меня. В гимне Шри-сукта о плодах пения есть молитва:
«твам мам бхаджасвападмакша йена саукхйамлабхйахам»
Преданный молится Лакшми: Я поклоняюсь тебе, ты тоже поклоняешься мне. Здесь поклонение означает заботу - бхаджасевайам. «Я поклоняюсь тебе, ты позаботься обо мне».
Недостаточно того, что я люблю Бога. Бог тоже должен любить меня. Таким образом, любовь должна быть взаимной. Точно так же и здесь, я должен принять Брахмана. Брахман тоже должен принять меня. Если я изучу Шастры, отвергая Брахман, я ничего не получу от Упанишады. Мы не поймем, о чем говорится в Упанишаде. То, что существует, не обязательно видеть.
Даже если вещь присутствует, если у нас нет интереса к ней, ее может не быть видно. Древние называли такой интерес шраддхой, благоговейной верой. У кого нет шраддхи в Бога, кто отвергает Бога, тот не увидит Бога в Упанишаде. Даже если мы не верим в что-либо, не знаем этого, это может оказаться реальным.
Поэтому, вера является корнем всех знаний. Если мы не отрицаем что-либо, существует возможность понять то, что мы не понимаем. Поэтому наша молитва: «Махам брахманира-курьям». Брахма означает величайшая сущность.
Все, что мы знаем - малость, которая непостоянна. Признавая возможность существования вечной Истины, я начинаю изучение Упанишады. Я никогда не откажусь от существования Брахмана. Точно так же и Брахман не должен отвергнуть меня. Мама Брахма ниракарот. Несмотря на то, что моя вера важна для откровения Брахмана, необходима и милость Брахмана ко мне.
Недостаточно, чтобы я открылся перед Богом, Он тоже должен раскрыться передо мной. Если Он не хочет раскрывать Себя и держит Себя в тайне, как бы мы ни старались, наши старания не принесут результатов: «йамеваишавринутеналабхйах». Я приближаюсь к Нему. Но пусть Он не бежит от меня. Пусть Он не оттолкнет меня. Я стремлюсь познать Бога. Я жажду увидеть Его. Пусть Он тоже пожелает, чтоб Его бхакта понял и увидел Его. Мое желание не так важно, как Его: «мā мā брахманиракарот».
Пусть Его благословения будут на мне, да будет Его милость на мне.
Подчеркивая вышесказанное следующие слова: «аниракаранам асту аниракаранам месту».
Да не противоречим мы друг другу. Я не отвергаю Истину. Пусть Истина не отвергнет меня.
Чтобы получить милость Божью, тело должно быть очищено духовной практикой. Об этом есть такие слова:
«Тадатмани ниратейаупанишат судхармас-те майи санту те майи санту»
Та же самая Истина, к которой раньше обращался как к Брахману, упоминается здесь как к Атман. Слово атман тоже имеет разные смыслы. Для маленьких детей атман означает тело. Для подростков атман - это средняя часть тела, область груди. Это место жизни. Вот почему мы прикасаемся к груди, когда говорим: «Я говорю». В дальнейшем мы начинаем понимать, что атман означает не просто тело. Мы говорим, что человек мертв.
Но его тело остается прежним. Пока человек был жив, он мог думать. Был разум. На этом уровне разум стал атманом. Идя еще глубже, мы понимаем, что ум не думает, просто мышление происходит посредством ума. Ум - это инструмент. Человек, который использует эту машину, который мыслит умом - он джива. Он — атман. Упанишады идут еще глубже.
Живое существо не является независимым. Он является лишь пользователем инструмента. Но он не контролирует машину. Кто является создателем этой машины (тела)? Воистину, Он - Атман, Верховный Атман и Верховный Брахман. Таким образом, слово атман имеет массу значений - от тела до Бога. На низшем уровне атман - это тело. На высшем уровне Атман - Верховный Бог.
Ришьи видят с высшего уровня. Мы тоже должны увидеть значения их слов с высшего уровня. Следовательно, здесь Атман означает Бога, Верховного Атмана. Людей, которые сосредоточенно размышляют о Боге, называют «Атманираты». Атманираты сосредоточенно медитируют на Брахман. Упанишады описывают их поведение. Пусть и у меня будет такое поведение.
«йаупанишат судхармас те майи санту»
Дхарма означает естественное поведение жизни. Не искусственное поведение, навязанное внешним давлением. Говорить о вещах, как они есть, - это естественная Дхарма языка. Говорить ложь - неестественно. Для живого существа, которое произошло от Бога, движение к Богу - это естественная Дхарма. Отвергать Бога, жить вдали от Бога, отвергать Божье творение - это извращение. Такое искаженное поведение стало для нас нормой! Поэтому эта молитва: «Да будет со мной естественная Дхарма, предложенная Упанишадами».
«те майи санту те майи санту»
Пусть эти добродетели будут во мне, пусть эти добродетели будут во мне. Молитва о том, чтобы мне было присуще естественное поведение согласно Дхарме. Я хочу идти таким естественным путем и осознаю истинный путь. Теперь сливки в конце молитвы: «Ом шантих шантих шантих».
Что это за шанти? Шанти не означает «мир». Как мы можем перевести это слово? Ни один из переводов не может адекватно выявить смысл этого слова. На самом деле это не одно слово - это комбинация трех слов: Ша + Анта + И. Ша — радость или понимание, И – движение «ин гатау». Анта — конец. Шанти – Высшее Существо. Бог - это Шанти — предел Знания и Блаженства. Он - Образ бесконечного Знания и Блаженства.
Моя жизнь движется к этой цели - будь полон знания и блаженства, будь полон знания и блаженства, будь полон знания и блаженства. Так повторяется трижды. Почему это повторяется три раза? Фазы жизни три — бодрствование, сон и сон без сновидений. Времени три - прошлое, настоящее и будущее. Три мира — Бху, Бхува, Сува — Земля, Поднебесье и Небеса. Основными качествами в Творении три — саттва, раджас и тамас (добродетельные, властные и злые). Вед три: Риг, Йаджур и Сама. Слог «Ом» - это три: A, У, M.
Пусть Бог наполнит меня знанием и блаженством, которые никогда не будут потерян. Бог, который во всех трех мирах, пусть он наполняет меня знанием и блаженством. Бог, который контролирует три качества, пусть он наполняет меня знанием и блаженством. Бог, которого хвалят в трех Ведах, пусть Он наполнит меня знанием и блаженством. Он один - Шанти. Только через Него мы можем достичь Шанти. Бог, к которому относится слог «А» — Шанти». Бог, к которому относится слог «У» - Шанти. Бог, к которому относится слог «М» - Шанти.
«Ом шантих шантих шантих»
Упанишада начинается с молитвы, чтобы благодаря ее изучению, наша жизнь наполнилась знанием и блаженством.
От головы к сердцу.
В первом разделе Талавакаропанишад девять мантр, а во втором разделе 5. Следующие 2 раздела - в прозе. Прежде чем постигнуть значение Упанишад, нужно знать три вещи - риши, чхандас и божество. Кто риши, провидец мантры? Прежде чем читать книгу, мы посмотрим, кто автор. Если автор известен, мы покупаем книгу и читаем. Точно так же и здесь важно помнить риши мантры.
Уважительное воспоминание о риши, давшем нам уникальное учение, является нашим долгом. Метр (чхандас) - это второй аспект. Это стих или проза? Если стих, какой чхандас? Метр, состоящий из скольких слогов? Как это работает? Кто является божеством чхандаса? В-третьих, Божество, о котором говорит Упанишада. Прежде чем читать какую-либо книгу, мы смотрим, интересна ли нам тема книги. Традиция гласит, что перед повторением мантры, мы должны вспомнить ее риши, чхандас и божество.
Положив ладонь на голову, следует помянуть риши. Прикоснушись к нашим устам, следует вспомнить чхандас. Прикоснувшись к нашей груди, следует призвать Божество. Таков обычай пения. Почему это так? Зачем касаться головы, уст, груди? Это внешнее проявление, соответствующее внутренней концепции. Теперь внутренний порядок забыт, осталась просто внешняя форма! Просто игра.
Риши дал нам мантру. Благодаря ему эти знания сохранились. Благодаря риши, мы получили возможность обрести знание и все блага, связанные с произнесением мантры. Поэтому мы склоняем голову перед риши и повторяем мантру. Наша ладонь должна коснуться нашей головы. Абхимани-дэваты чхандасов должны помочь нам повторить мантру ясно и безошибочно.
Вот почему мы должны коснуться наших уст и вспомнить божество чхандаса. Следует размышлять в своем сердце об Образе Бога, представленном этой мантрой. Поэтому мы должны коснуться нашей груди и вспомнить Божество.
Семь чхандасов.
Есть еще одна причина для понимания чхандасов. Веда-мантры - это своего рода музыкальные произведения. Сама–Веда особенно полна музыки. В Сама-Веде есть семь нот – сапта-свара. У Риг-Веды и Йаджур-Веды нет семи нот. В них есть три ноты. В трех нотах - семь чхандасов: Гаятри, Ушник, Ануштуп, Брихати, Панкти, Триштуп и Джагати. Эти семь метров имеют семь фиксированных нот:
Гаятри - 24 слога, Саджа (Са) – нота, Сваха, жена Агни - божество.
2. Ушник - 28 слогов, Ришабха (Ри) – нота, божество - Санджна, жена Сурьи.
3. Ануштуп – 32 слога, Гандхара (Га) — нота, божество - Рохин, жена Чандры.
4. Брихати – 36 слога, Мадхьяма (Ма) – нота, божество - Тара, жена Брихаспи.
5. Панкти – 40 слогов, Панчама (Па) — нота, божества - жёны Митры и Варуны.
6. Триштуп - 44 слога Дхаивата (Дха) – нота, божество - Шачи, жена Индры.
7. Джагати - 48 слогов, Нишада (Ни) – нота, божества - все богини, упомянутые выше.
Мантры каждого метра следует петь в определенных фиксированных нотах. Если чхандас неизвестен, фиксированная нота, в которой его следует петь, также не будет известна. Поэтому нужно знать чхандас. Нужно знать абхимани-дэват (управляющих дэвов) этих чхандасов. По милости этих божеств, следует понять надлежащий чхандас, и петь его в надлежащих нотах.
Слова мантр следует произносить четко и безупречно. Нужно попросить благословение божеств, чтобы при пении не было ложных нот и неправильных слов. Пусть они заставят нас произносить «Брахма» должным образом, а не как нам захочется.
Что для Талаваракары?
Кто является риши Талавакаропанишад? Кто Божество? Какой чхандас? В начале Творения все знания возникли из рупы Бога Хайагривы: «хайагривад има видйах». Хайагрива - первый риши всех знаний. Он является первым риши Талавакаропанишад. Брахма, получивший первое посвящение от Бога, - это следующий риши: «мунир-брахмакхиласйа ча».
После него Гаруда - риши для всех Вед: «гаруда сарва веданам». Гаруда - вахана, Бог, садящийся на Гаруде в форме Вед, должен приблизиться к нам. Гаруда должен принести Его в наши сердца. Для Сама-Веды - Мукхья-прана (Ваю), а затем и Чандра - риши, сомас-самнам. Какое прекрасное расположение. Солнце - это риши Йаджур-Веды, Луна - это риши Сама-Веды. Эти Сурья и Чандра, просвещающие духовный мир, являются двумя глазами Вед.
Теперь риши различных школ Вед. Для всех школ Вед - риши Ведавьяса. Он проповедовал четыре школы четырем ришьям: Риг-Веду - Паиле, Йаджур-Веду - Вайшампаяне, Сама-Веду - Джаймини и Атхарва-Веду - Суманту. Таким образом, Джаймини - первый риши Сама-Веды. За ним следует Талавакара-риши. Далее идут риши, связанные только с этой Упанишадой.
Эта Упанишада - в форме вопросов и ответов. Вопрос помещен в первую мантру. Поздние мантры являются ответом на этот вопрос. Наставник и ученик, которые вели эту беседу, очень важны. Кто спрашивал? Кто отвечал? В Упанишаде не сказано. Большинство комментаторов тоже не проливают свет в этом направлении. Но Ачарья Мадхва один решает эту проблему, цитируя древние шастры:
Ваиджайанте самасинам эканте чатурананам
Вишнур-вивидишус татвам парйаприччхат садашивах
Это диалог между отцом и сыном. Спрашивающий - Сада Шива, сын Брахмы. Отец, Брахма, дает ответ. Поэтому Брахма и Сада Шива - это истинные ришьи этой Упанишады. Они говорили о Вишну – отце Брахмы. Поэтому Божество этой Упанишады - Вишну. Достижение Вишну - содержание их беседы. Таким образом, эта Упанишада относится к Тримурти.
Остался чхандас. В первом разделе - девять мантр. Из него первые две находятся в триштуп-чхандасе. Последующие семь - в Ануштупе. Триштуп - это метр с 44 слогами. В этой строке с четырьмя линиями каждая строка имеет 11 слогов, 11х4 = 44. Ануштуп - это метр с 32 слогами. В каждой строке по 8 слогов. 8х4 = 32. Это общее правило.
Иногда бывает один или два слога в избытке. Иногда на один или два слога меньше.
— Если один слог меньше, он называется «ничрит».
— Если один слог в избытке, он называется «бхурик».
— Если два слога меньше, это называется «вират».
— Если два слога в избытке, это называется «сварат».
Давайте посмотрим на первую мантру этой Упанишады. В первой строке вместо 11 есть 12 слогов: «кенешитам патати прешитам манах».
Всего 45 слогов: 12 + 11 + 11 + 11 = 45.
На один слог больше, чем в Триштупе. Поэтому он называется Бхурик-Триштуп. Божество Триштупа-Шачи, жена Индры. И она же является божеством Бхурик-Триштупа.
Здесь есть еще одна интересная вещь. Метр из 11 слогов относится к Рудре. Одиннадцать Рудр хорошо известны в Шастрах. Следовательно, 11 - это число Рудры. Триштуп из 11 слогов также является метром Рудры. Здесь счетчик относится к Рудре, спрашивающим также является Рудра.
В этом уникальность этой мантры. Здесь есть еще один секрет. Даже с одним дополнительным слогом чхандас не нарушается. Но почему должен быть дополнительный слог? Есть ли причина для этого? Есть. Это особое поклонение с чхандасом. С избытком одного слога это становится в общей сложности 45 слогов. Это означает 5 строк из 9 слогов, 5х9 = 45. Брихати-чхандас насчитывает девять слогов.
Триштуп принадлежит Шиве, Брихати дорог Брахме и Вайу. Айтарейопанишада говорит: «прано брихати». Здесь Брихати в пяти строках. Прана тоже имеет пять ног — Прана, Апана, Вьяна, Удана и Самана.
Нарайана также имеет пять ног - Нарайана, Васудэва, Санкаршана, Прадьюмна и Анируддха. По этой причине Шрути восхваляет Прану и Нарайану как «панчапада питарам». Преобразование метров в Брихати и повторение его дает больше пуньи (благо) - это одно из посланий Айтарейопанишад.
Божество Брихати-Тара, жена Брихаспати. Кроме того, женские божества всех Вед, Шри, Сарасвати, Бхарати являются божествами Брихати. Гаруда, известный как провидец всех Вед, также является абхимани Брихти.
Это уникальная особенность Брихати. Таким образом, поскольку эта мантра стала с 45 слогами, а была с 44, она также стала Триштупом, дорогой Шиве, и стала Брихати, дорогой Брахме. Поэтому это редкий метр, представляющий Шиву, спрашивающего Брахму, который дает ему ответ. Это редкое ведическое поклонение.