по всему свету, мы должны носить его в себе,
иначе нам его не найти."
Р.Эмерсон
ВЕЛИКИЙ ХУДОЖНИК, ВЛЮБЛЕННЫЙ В КРАСОТУ
------------------------------------------------------
29 августа 1780 года
родился
ЖАН - ОГЮСТ ДОМИНИК ЭНГР
(1780-1867)
- известный французский живописец и
рисовальщик.
-----------------
Энгр как художник выступает на рубеже XVIII
и XIX вв. -
двух знаменательных столетий в истории
Франции.
Век кризиса монархии был также веком Просвещения и завершился вихрем событий
революции 1789-1794 гг.
В первой половине XIX в. французская школа живописи упрочила свое первенство в искусстве Западной Европы.
Теодор Жерико и Эжен Делакруа творчески восприняли свободную манеру и колорит англичанина Джона Констебла и испанца Франсиско Гойя,
подготовив рождение импрессионизма и тем самым всей современной живописи.
Франция опередила другие европейские страны
и в демократизации художественной
жизни.
С 1791 г. право на участие в выставках луврского Салона получили любые авторы независимо
от их членства в академиях.
С 1793 г. открылись для широкой публики залы Луврского музея.
Постепенно государственное академическое образование вытеснилось подготовкой в частных мастерских.
Власти прибегли к более гибким методам художественной политики:
распределение крупных заказов на украшение общественных зданий приобрело особенный размах
в правление Наполеона I
и Луи Филиппа.
Энгр по основным своим убеждениям был приверженцем классицизма.
Главой этого художественного направления являлся Жак Луи Давид.
Оно было вызвано к жизни многочисленными сложными и разнообразными причинами.
Известную роль тут сыграли и живучесть старых традиций французского
классицизма XVII в.,
наиболее последовательно проявившегося
в творчестве Никола Пуссена,
и протест против стремящегося к изысканным декоративным эффектам искусства
барокко,
и новая волна увлечения античностью,
охватившая с середины XVIII в. ряд европейских стран.
Кроме того, во Франции глубоким и многогранным было воздействие идей энциклопедистов,
в особенности Жан-Жака Руссо,
призывавшего искать обновления всех сторон жизни в простоте и естественности,
близких законам природы.
Многим деятелям культуры того времени памятники античности казались воплощением этих
свойств: благородная простота и спокойное величие древних мраморов сливались с представлением
о самых совершенных формах
природы.
Жан Огюст Доминик Энгр родился 29 августа 1780 г.
в городке Монтобан на юге
Франции.
Его отец был живописцем и скульптором.
Он рано дал мальчику карандаш,
привил ему также любовь к музыке,
научив петь и играть на скрипке.
Самым ранним датированным произведением художника,
является рисунок женской головы с античного слепка, исполненный Энгром в 9 лет.
Мальчик долго колебался в определении своей карьеры.
В конце концов глубокая любовь к музыке отступила перед страстью к рисованию.
В 1791 г. он поступает в Тулузскую академию изящных искусств.
Занимаясь в Академии и в мастерских своих учителей,
Энгр одновременно играл в оркестре театра "Капитолий"
(родители Жана Доминика не обладали большим достатком, и он с юного возраста должен был думать о заработке).
Музыка навсегда осталась для Энгра любимейшим, после рисования и живописи,
занятием.
В августе 1797 г. Энгр в Париже поступает
в мастерскую прославленного
Жака Луи Давида
Давид очень скоро обратил внимание на исключительную одаренность Жана Доминика
и даже привлек его в качестве помощника
к работе над таким значительным своим произведением,
как портрет мадам Рекамье,
поручив написать некоторые аксессуары.
Энгр внимательно изучал все созданное
учителем.
Размолвка между ними (и последовавший за ней уход Энгра из мастерской Давида) произошла из-за присуждения в 1800 году Большой римской
премии ,ее присудили другому
Но уже через год, картина "Послы Агамемнона у Ахилла" , в 1801 году была удостоена Большой римской премии
Но путешествие по Италии и четырехгодичное пребывание в качестве стипендиата во Французской академии в Риме из-за неблагоприятного состояния финансов отложены на 5 лет.
Античность влекла Энгра к себе неудержимо, и он изучал ее памятники в залах Лувра
и по иллюстрированным изданиям,
хранившимся в парижских
библиотеках.
Энгр систематически посещал и так называемую академию Сюисса -
одну из частных художественных школ Парижа,
где за сравнительно небольшую плату он мог писать живую натуру.
В поисках заработка художник пробовал заняться иллюстрацией книг,
но вскоре оказалось, что самый доступный
и надежный способ пополнить материальные ресурсы - это писать портреты.
С первых же шагов в этой области Энгр считал ее второстепенной.
Он всегда тяготился выполнением портретных заказов и сетовал до конца своих дней на то,
что они отвлекают его от более возвышенных
задач.
С большим парадным портретом Первого консула (1803) связаны первые успехи Энгра
-портретиста.
В "Автопортрете" (1804, Шантильи,
Музей Конде)
уже отчетливо прослеживаются основные принципы портретного искусства художника: яркая индивидуальность характеристики,
отточенность формы, лаконизм строго продуманных и отобранных деталей.
На модель Энгр смотрит более отчужденно,
чем его учитель Давид.
Пластический и линейный ритм в трактовке образа, чеканность формы,
четкость рисунка играют для него значительнейшую роль.
Портретом Жилибера (1805, Шантильи,
Музей Конде) ,монтобанского юриста,
Энгр гордился всю жизнь и относил его к числу "самых живых и самых одухотворенных"
из всех,
когда-либо созданных им.
Все портретные работы Энгра, даже самые ранние, удивляют разнообразием композиционных и колористических решений, показывая непрерывность его творческих исканий.
5 сентября 1806 г. в Салоне Энгр намеревался выставить несколько полотен:
портрет отца,
Наполеона на императорском троне,
автопортрет и, главное,
на что он возлагал надежды,
- портретную сюиту семьи Ривьер.
Только в Риме ему стало известно, как неодобрительно отнеслись критики Салона к его произведениям.
Все порицания сводились к тому,
что ученик отошел от искусства учителя.
Знакомство с произведениями Рафаэля во Флоренции усилило сложившееся у Энгра еще в ателье Давида преклонение перед этим "божественным"
мастером.
Но подлинным откровением явились для него итальянские фрески XIV-XV вв.,
особенно работы Мазаччо, и художник специально задержался во Флоренции, чтобы детальнее их изучить.
Неизгладимое впечатление произвел на художника Вечный город,
его архитектурные памятники античности и средневековья, эпохи Возрождения
и барокко.
Помимо рисунков,
Энгр выполнил в тот период и 3 маленьких тондо маслом на дереве:
"Павильон Авроры виллы Людовизи",
"Оранжерея виллы Боргезе" (Музей Монтобана),
"Дом Рафаэля" (Париж, Музей декоративного искусства).
Последнее произведение - особая удача
мастера.
С благоговением всматривался он в простые очертания небольшого каменного строения с глухими стенами и обветшавшей кровлей.
Для него дом, в котором жил Рафаэль,
был святыней.
Пенсионеры Французской академии были обязаны ежегодно посылать в Париж в качестве отчета одну картину,
скомпонованную "по воображению".
Естественно,
что во времена расцвета классицизма античные сюжеты занимали Энгра более всяких
других.
Для произведения, которое надлежало послать в Париж в первую очередь,
им был выбран греческий миф о мудром Эдипе,
сыне фиванского царя, разгадавшем загадку кровожадного Сфинкса.
В "Эдипе" Энгр вышел за рамки живописи французского классицизма не только усилением значения цвета,
но и новой, более эмоциональной и углубленной трактовкой греческого
сказания
Работой, которой завершились обязательные для пенсионеров Академии посылки в Париж,
явилось у Энгра большое полотно
"Юпитер и Фетида",
законченное в 1811 г. и выставленное в Салоне
1812 году
Период 1812-1814 гг. - плодотворный в творчестве художника
Исключительное место в творчестве Энгра занимает картина "Папа Пий VII в. Сикстинской
капелле".
Сам Энгр был верующим и даже ревностным католиком.
Он искренне считал, что его долг как художника (и в этом сближал себя с мастерами Ренессанса)
- писать религиозные композиции, давать в них новое пластическое воплощение традиционным евангельским сюжетам.
Летом 1820 года Энгр закончил большое полотно "Христос, передающий святому Петру ключи
от рая в присутствии апостолов",
заказанное ему еще в 1817 г. для римской церкви Санта-Тринита деи Монти
Художник вернулся в Париж со свернутым в рулон "Обетом Людовика XIII".
Установленная в заказе цена за "Обет Людовика XIII" -3000 франков -
была удвоена администрацией в связи с успехом, который картина имела
в Салоне 1824 года
Награжденный орденом Почетного Легиона лично Карлом Х и избранный в 1825 году академиком,
Энгр становится одним из столпов французской школы.
В конце 1825 г. мастер открыл в Париже студию для своих учеников.
Он становится педагогом, воспитателем нового поколения художников.
Энгр проповедовал культ прекрасного идеала, который представлялся ему неким соединением, построенным на изучении природы, античности и творчества Рафаэля.
Постепенно у художника созревает желание покинуть Париж,
и его мысли обращаются к Италии.
Он просит назначить его директором Французской академии в Риме.
Эта просьба была удовлетворена, и в начале декабря Энгр уезжает из Парижа.
Годы его второго пребывания в Риме ознаменованы появлением трех новых картин:
"Одалиска и рабыня"(1839),
"Стратоника"(1840) и "Мадонна перед чашей с причастием"(1841).
Когда весной 1841 г. Энгр появился во французской столице,
ему была устроена триумфальная встреча.
Берлиоз посвятил мастеру специально устроенный им концерт,
Луп-Филипп пригласил его посетить Версаль
и отобедать с ним в любимой королевской резиденции в Нейи.
Труппа Комеди Франсез прислала Энгру почетный билет,
дающий право бесплатно посещать театр в течение всей жизни. Последний этап творчества художника - годы полного признания
и славы
До конца жизни Энгр обладал удивительной энергией и работоспособностью.
Зрение сохранилось настолько хорошо,
что позволяло ему выполнять самые тонкие
рисунки.
Личная жизнь портретиста не была тайной.
В юности Жан Огюст обручился с Анн-Мари-Жюли Форестье,
но помолвку пришлось разорвать.
В 1813 г. Энгр женится на родственнице одной из своих римских знакомых — Мадлен Шапель.
Этот брак оказался счастливым, несмотря на то,
что жених и невеста были сосватаны заочно и оба дали согласие на брак,
не зная друг друга.
36 лет брака были очень насыщены жена во всем поддерживала мужа.
В 1849 году скоропостижно Мадлен
скончалась.
Женщине крайне неудачно удалили зуб – за операцией последовало заражение крови, оказавшееся смертельным.
Детей у них не было.
Жан Огюст тяжело переживал потерю любимой
жены:
долгое время художник жил затворником в своей квартире и забросил творческую
деятельность.
Спустя три года художник сумел оправиться от потери и жениться на Дельфине Ромель –
племяннице одного из своих близких
друзей.
Новая жена окружила уже немолодого художника любовью и заботой.
Энгру был 71 год на тот момент,
Дельфине – 43.
Последний период жизни художника считается наиболее слабым в творчестве художника.
Энгр был уже неспособен сам работать над крупными заказами,
а потому под его руководством работали молодые ученики.
Ближе к концу жизни, творческая деятельность Энгра оказалась устремлена в прошлое:
он занимался копированием собственных работ начала 1800-х годов:
старых, но наиболее любимых самим
художником.
Неосторожность приблизила к смерти этот сильный организм.
Еще 8 января 1867 г. днем художник делал набросок
к новой религиозной картине "Христос у гроба", используя для этого композицию Джотто,
а через несколько часов,
после музыкального вечера у себя дома,
галантно провожая дам до их экипажей,
он сильно простудился.
На замечание одной из них - надеть что-нибудь теплое и поберечь себя -
художник ответил:
"Энгр будет жить и умрет слугой дам".
На следующий день у него началась тяжелая пневмония.
14 января в час ночи Энгр скончался на 87 году жизни.
Похоронили художника на кладбище Пер-Лашез в Париже,
сделать надгробие для могилы взялся его ученик Виктор Бальтар.
В 1869 г. открылся Музей Энгра в Монтобане, превратившийся в наши дни в центр научного изучения творчества художника.
Основные произведения мастера остались во Франции, и большинство их хранится в различных музеях.
------------
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев