Франсуа Буше (29 сентября 1703 — 30 мая 1770) — французский живописец, рисовальщик, гравёр и художник-декоратор. Один из ключевых французских художников XVIII века, яркий представитель стиля рококо.Талантливый декоратор Франсуа Буше, был создателем искусства бездумно-праздничного, основанного не столько на наблюдении жизни, сколько на импровизации. “Первый художник” короля Людовика XV, любимец аристократии, директор Академии, Буше оформлял книги, исполнял декоративные панно для интерьеров, картины для шпалер, возглавлял ткацкие мануфактуры, создавал декорации и костюмы для Парижской оперы и т. д. В своих живописных работах Буше обращался к мифологии, аллегории и пасторали, в трактовке которых подчас проявлялись черты сентиментальности, слащавости. Кокетливые Венера и нимфы, беспечно-шаловливые амуры, пасторальные персонажи, предающиеся утехам любви,— герои его нарядных картин. Художник запечатлевал их нежно-розовые тела с голубыми и жемчужными переходами теней и полутонов, пикантные лица, грациозные движения, часто впадая в манерность. Франсуа Буше строил композиции на сложном переплетении вьющихся линий и фигур, блестяще владел ракурсами, эффектно использовал драпировки, гирлянды, цветы, клубящиеся облака, окружая ими героев.
Франсуа Буше родился в семье художника и гравера Николя Буше, с ранних лет маленький Франсуа помогал своему отцу в мастерской. Отец, обнаружив талант сына к рисованию, определяет его в ученики к известному французскому художнику Франсуа Лемуану. Когда Франсуа исполнилось 17 лет, он начинает самостоятельно зарабатывать на жизнь, работая в мастерской гравера Жана-Франсуа Карса, где заводит полезные знакомства с клиентами.
Спустя некоторое время Буше начал изготавливать иллюстрации для печатных изданий, работал над оформлением «Французской истории» Габриэля Даниэля. С каждым созданным эскизом искусство графики Франсуа все более совершенствовалось, он работал пастелью и углем.
В 1723-м Буше отправил одну из своих работ для участия в академическом конкурсе, получил за нее вознаграждение, и у него появилась возможность отправиться за границу. Франсуа побывал в Риме, познакомился с классической итальянской живописью.
После возвращения из Италии в 1731 году, наступает расцвет его творчества. Франсуа Буше становится кандидатом в Королевскую академию, а в 1734 году — полноправным ее членом за картину «Ринальдо и Армида». После назначения профессором академии в 1737 году, получает официальные заказы на росписи залов в Версале («Королевские добродетели», «Охота на тигра», «Охота на крокодила», «Венера и Вулкан») и Королевской библиотеке Парижа («История»).
В 1735 году Буше оформляет спальню короля Людовика XV в версальском дворце.
А в 1748 году Буше начинает сотрудничать с мадам де-Помпадур. Та легко добилась у короля дозволения для художника жить в Лувре, чтобы ему не приходилось тратить время на дорогу до своего основного места работы, а заодно назначила на доходную должность директора Королевской мануфактуры. Кстати, Буше написал несколько портретов мадам де-Помпадур, но судить по ним о её истинном облике — дело гиблое, Буше в отличие от Валентина Серова угождать и приукрашивать портреты своих заказчиков умел мастерски.
Буше постоянно окружали всевозможные натурщицы, танцовщицы, дамы полусвета, с которых он и писал свои знаменитые будуарные картинки. И некоторые из них были даже по современным меркам «на грани», Буше мастерски писал обнажённую натуру, а недостатка желающих ему позировать не было. Возможно, потому недоброжелатели шептались о его развращённости и ненасытности, но нет никаких документальных подтверждений подобных слухов, впрочем, и опровержений тоже. Но слишком уж со знанием дела написаны некоторые «срамные» картины.
Впрочем, Буше был женат — его избранницей стала молоденькая Мари-Жанна Бюзо, дочка судьи. Родители вначале не очень-то одобряли подобный брак из-за незнатного происхождения Буше, но потом смирились, да и статус придворного живописца был весомым аргументом.Именно её Буше изобразил на своём полотне «Ринальдо и Армида», и ещё на нескольких изображений «Венер». Да, не случайно в конце жизни Буше критики говорили, что он пишет мифологические сюжеты лишь для того, чтобы показать обнажённую натуру.
Детей в семье Франсуа Буше родилось трое. Что интересно, все они, так или иначе, продолжили художественную династию. Старшая дочка выйдет замуж за ученика Буше, художника Жана Батиста Дезе, младшая – за другого его ученика, Пьера Антуана Бодуэна. Сын Буше Жюст Натан станет архитектором.
Репутация Буше как автора эротического изрядно преувеличена. Он и вправду мастерски писал обнажённую женскую натуру. Пожалуй, более откровенно, чем другие французские художники до него.
С 1760 годов стиль рококо был признан окончательно устаревшим, а Буше подвергается нещадной критики. В 1760-х угнетенный Буше даже подумывает поехать преподавать в Россию, где императрица Екатерина привечает французских мастеров. В 1769-м он подготовил эскиз декоративного панно с названием «Пигмалион и Галатея», которое скульптор Этьен Фальконе по просьбе Буше везёт в Санкт-Петербург. Увы, поездке самого Буше не суждено было состояться: художник скончался в своих луврских апартаментах.
Выдающийся художник умер 30 мая 1770 года в Париже. К сожалению, исторические архивы не содержат информацию, проливающую свет на причины его смерти. С годами образ художника померк, на первый план вышли классицисты, и о ярком представителе стиля рококо просто забыли. Однако его имя не стерлось в истории, прошло немного времени, и картины, созданные талантливым живописцем, снова нашли своих поклонников.
Наследие художника, по оценкам искусствоведов, включает свыше 10 тыс. рисунков и 1 тыс. картин.