Архитектура в стиле Палаццо
Стиль палаццо относится к архитектурному стилю 19-го и 20-го веков, основанному на палацци (дворцах), построенных богатыми семьями итальянского Возрождения. Этот термин относится к общей форме, пропорциям и совокупности характеристик, а не к конкретному дизайну; следовательно, он применяется к зданиям, насчитывающим почти двести лет, независимо от даты, при условии, что они симметричные, с карнизами, цоколем и аккуратными рядами окон. Здания 19 века в стиле "Палаццо" иногда называют постройками итальянской архитектуры, но этот термин также применяется к гораздо более богато украшенному стилю, особенно жилых домов и общественных зданий.
В то время как ранние здания в стиле палаццо близко соответствовали формам и масштабам итальянских оригиналов, к концу 19 века стиль был более свободно адаптирован и применялся к коммерческим зданиям, во много раз большим, чем оригиналы. Архитекторы этих зданий иногда черпали свои детали из источников, отличных от итальянского Возрождения, таких как романский стиль, а иногда и готическая архитектура. В 20 веке этот стиль был поверхностно применен, подобно стилю возрождения готики, к многоэтажным зданиям. В конце 20-го и 21-м веках некоторые постмодернистские архитекторы снова использовали стиль палаццо для городских зданий.
Происхождение
Стиль палаццо зародился в начале 16 века, по сути, как стиль возрождения, который, подобно неоклассической архитектуре и готике, опирался на археологические стили архитектуры, в данном случае на дворцы итальянского Возрождения. Итальянские палацци, в отличие от вилл, которые были расположены в сельской местности, были частью архитектуры городов, строились как таунхаусы, первый этаж которых часто служил коммерческими помещениями. Ранние палаццо существуют с романского и готического периодов, но окончательный стиль относится к периоду, начинающемуся в 15 веке, когда многие знатные семьи разбогатели на торговле. Известные примеры включают Палаццо Медичи-Риккарди, построенный Микелоццо во Флоренции, Палаццо Фарнезе, построенный Антонио да Сангалло Младшим и завершенный Микеланджело в Риме, а также Ка'Вендрамин Калерджи работы Мауро Кодусси и Ка'Гранде работы Якопо Сансовино на Большом канале в Венеции.
Начало 19 века
Самые ранние здания в стиле "Палаццо" настоящего Возрождения эпохи Возрождения в Европе были построены немецким архитектором Лео фон Кленце, который обычно работал в греческом неоклассическом стиле.[1] Лейхтенбергский дворец (1816), вероятно, является первым из нескольких подобных зданий на новой Людвигштрассе в Мюнхене,[2] и имеет рустованный полуподвал и quoins, трехэтажные окна с фронтоном на втором этаже, большой карниз и неглубокий портик с колоннами вокруг главного входа. Стены оштукатурены и расписаны, как в Палаццо Фарнезе.
В Англии самое раннее применение стиля Палаццо в 19 веке было в ряде лондонских джентльменских клубов.[3] Затем он был применен к жилым домам, как городским, так и, реже, загородным, а также к банкам и коммерческим помещениям.[3] В конце 19 века стиль Палаццо был адаптирован и расширен, чтобы служить основной архитектурной формой для универмагов и складов. В Англии стиль Палаццо был наиболее чистым во второй четверти 19 века. Он конкурировал со стилем классического возрождения, который включал большие фронтоны, колоннады и гигантские ордена, придавая величие общественным зданиям, которые можно увидеть в Британском музее (1840-е), и более романтическим итальянским и французским ампирным стилем, в котором была построена большая часть домашней архитектуры.[3]
Ранними примерами являются лондонские клубы, Athenaeum Club от Децимуса Бертона (1824) и United Service Club от Джона Нэша и Децимуса Бертона (1828) на Ватерлоо-Плейс и Пэлл-Мэлл. В 1829 году Барри инициировал архитектуру Возрождения эпохи Возрождения в Англии своим дизайном в стиле Палаццо для Клуба путешественников, Пэлл-Мэлл.[4] в то время как Бертон и Нэша конструкций обратить на английском Ренессанса такие модели, как Иниго Джонс' в банкетном доме, Уайтхолле и Квинс-Хаус, Гринвич, Барри конструкции добросовестно археологические передать пропорции и формы итальянского Возрождения моделей. Они флорентийские по стилю, а не палладианские. Барри построил второе палаццо на Пэлл-Мэлл, Реформ-клуб, (1830-е), а также Атенеум, Манчестер.[4] Другими крупными эссе Барри в этом стиле являются таунхаус Бриджуотер Хаус, Лондон, (1847-57) и загородный дом Кливден в Бакингемшире, (1849-51).[4]
После Чарльза Барри стиль Палаццо был принят для различных целей, в частности для банковского дела. Помещения Белфастского банка были реконструированы сэром Чарльзом Лэньоном в 1845 году. № 15 Кенсингтон Палас Гарденс (1854) Джеймса Томаса Ноулза свободно адаптирует особенности палаццо.[3]
с 1850-х по 1900 год
Здание Главного почтамта в Сиднее работы Джеймса Барнета выполнено в стиле венецианского Возрождения. 1866-80
Крупным архитектором 19 века, много работавшим в стиле Палаццо, был Эдмунд Блэкет. Блэкет прибыл в Сидней, Австралия, всего за несколько лет до открытия золота в Новом Южном Уэльсе и Виктории в 1851 году. В течение следующего десятилетия он построил головные помещения шести различных банковских компаний в Сиднее, а также филиалы в провинциальных городах. В Сиднее эти редкие образцы ранней архитектуры Блэкета в стиле палаццо, все построенные из местного желтого сиднейского песчаника, были снесены в период с 1965-80 годов, чтобы освободить место для более высоких зданий.[5]
С 1850-х годов был спроектирован ряд зданий, расширяющих стиль Палаццо с его рустовкой, рядами окон и большим карнизом, над очень длинными зданиями, такими как Гросвенор-Террас в Глазго (1855) Дж. Т. Рошида и Watts Warehouse (Britannia House), Манчестер, (1856) Трэвиса и Магналла, "виртуозное исполнение" в дизайне Палаццо.[3] Начиная с 1870-х годов многие городские здания были спроектированы так, чтобы напоминать венецианские, а не флорентийские палаццо, и были более богато украшены, часто с аркадными лоджиями на уровне улицы, как здание Главного почтамта Джеймса Барнета в Сиднее (1866 и 1880-е годы). Стиль палаццо был чрезвычайно популярен в Манчестере в Соединенном Королевстве, особенно в работах Эдварда Уолтерса, чьи лучшие работы в стиле Палаццо включают Зал свободной торговли (1853) и Мосли-стрит, 38 и 42 (1862).
Стиль палаццо нашел более широкое применение в конце 19 века, когда его адаптировали для торговых зданий. Генри Хобсон Ричардсон спроектировал ряд зданий, используя форму палаццо, но примечательных использованием итальянского романского стиля, а не ренессанса. Крупнейшим и наиболее известным из таких произведений был оптовый магазин Маршалла Филда в Чикаго (1885, снесен в 1930), который своими большими окнами, обрамленными аркадами, демонстрирует направление, в котором должна была развиваться коммерческая архитектура, при замене конструктивных внешних стен сетчатыми стенами, защищающими внутреннее структурное ядро.[6] Только одно из коммерческих зданий Ричардсона в стиле палаццо осталось нетронутым, Хейден Билдинг в Бостоне.
Американский архитектор Луи Салливан первым применил конструкцию из стального каркаса, что означало, что и полы, и внешние стены здания поддерживались внутренним стальным каркасом, а не конструкцией стен. Это технологическое развитие позволило построить гораздо более высокие жилые здания, чем было возможно ранее. Sullivan's Prudential (Гарантия) Здание в Буффало и Уэйнрайт Билдинг в Сент-Луисе демонстрируют применение стиля Палаццо к высотным сооружениям, которые сохраняют ренессансные черты карниза и дифференцированного цоколя, но имеют похожие на скалы стены, состоящие в основном из стекла, ряды окон разделены вертикальными полосами, которые также определяют углы здания, создавая эффект, аналогичный quoins.[6]
Начало 20 века
Здание Министерства авиации рейха, Берлин, (1935-36) Эрнста Сагебиля
Архитектура в стиле палаццо оставалась обычной для крупных универмагов на протяжении первой половины 20 века, иногда с элементами ар-деко. Архитекторы Старретт и ван Флек построили несколько типичных примеров, таких как братья Гимбел (ныне Хайнц 57, Центр Шестой авеню) в Питтсбурге в 1914 году, а также Гарфинкелс (ныне Гамильтон-сквер) в Вашингтоне, округ Колумбия в 1929 году. Последнее здание высотой в восемь этажей имеет ярко выраженный изгиб, который выступает наподобие карниза над третьим уровнем, что придает нижним частям здания более традиционный масштаб Палаццо, чем менее украшенным уровням, возвышающимся над ним. Флагманский магазин Rich's 1924 года, когда-то один из главных универмагов Атланты, является еще одним примером стиля Палаццо.[7]
Этот стиль также применялся к гораздо более высоким зданиям, таким как здание Справедливости (1915), спроектированное Эрнестом Р. Грэмом, 38-этажное офисное здание в Нижнем Манхэттене, которое является знаковым инженерным достижением в качестве небоскреба.[8]
В 1930-е годы в Берлине был построен ряд правительственных зданий для Третьего рейха по проекту Эрнста Сагебиля в урезанном стиле палаццо, который сохраняет цоколь и карниз, но почти лишен декоративных деталей, полагаясь для эффекта на общую пропорцию и баланс простых прямоугольных компонентов. Министерство авиации рейха (ныне Министерство финансов), построенное в 1935-36 годах, является ярким примером.
С развитием современной архитектуры стиль Палаццо стал менее распространенным.
ГДЕ И КОГДА ПОЯВИЛИСЬ ПЕРВЫЕ ПАЛАЦЦО И ЧЕМ УНИКАЛЬНЫ ИХ АРХИТЕКТУРА И ИНТЕРЬЕР
#МИР_ВОКРУГ_НАС_historydocs
Слово «палаццо» в переводе с итальянского означает «дворец». Городской дворец-особняк XV-XVIII веков, характерный для итальянского Возрождения, получил свое название от Палатинского холма, где древнеримские императоры возводили свои дворцы.
Первые городские особняки появились в XV веке в основном во Флоренции. Работу по их проектированию и возведению проводили архитекторы Ф. Брунеллески, Микелоццо ди Бартоломмео, Л. Б. Альберти, Бенедетто да Майано, Арнольфо ди Камбио.
Классический палаццо – это 3-х, реже 2-х или 4-х этажное здание, фасад которого выходит на улицу.
Композиционным центром является внутренний двор, обнесенный арочными колоннадами. На первом этаже расположены служебные помещения. На втором – парадные помещения, на третьем – жилые.
Самые ранние палаццо отличаются замкнутостью, суровостью внешнего облика, сохраняют многие черты средневекового замка. Палаццо Рима, Генуи, Венеции имели свои архитектурные отличия.
Особенно славились палаццо Флоренции.
В 1298 году правители Флоренции решили построить новую ратушу, соответствующую высокому статусу города. Дворец возвели в 1299 году по проекту известного архитектора Арнольфо ди Камбио, который создал его мощным и нерушимым.
Палаццо Веккьо, старый дворец на площади Пьяцца Синьория, – важнейшее общественное здание Флоренции на протяжении многих веков.
Сегодня большую часть здания занимает музей, в нем работают и муниципальные власти, это ратуша. Старинный мрачный замок в центре оживленного и яркого города напоминает надежную крепость, хотя это правительственная резиденция. Чтобы скрыть чрезмерную мрачность дворца, архитектор декорировал его изящными арками.
Здание имеет необычный для светской архитектуры облик. Построенное в виде прямоугольника, оно представляет собой оборонительный форт со сторожевой башней и мощными зубчатыми стенами. Городские власти в то время опасались внезапных вторжений, поэтому дворец имел столь внушительный вид.
Фасад палаццо Дворец выглядит монолитным, будто вырубленным из одного куска скалы. Строгие черты внешнего облика без особых изысков. Стены трехэтажного здания сложены из обычного красного кирпича. Нижний уровень не имеет украшений: он использовался для защиты от врагов.
Фасад прорезан двумя рядами арочных окон. Тонкие карнизы зрительно четко делят его на три блока. Окна второго этажа более широкие, оконные проемы разделены переплетами. Все это придает дворцу более светский облик.
Зубчатую стену по периметру здания поддерживают арочные карнизы. В нишах под арками – 9 гербов, принадлежащих правителям флорентийской республики. Над ними – ряд окон-бойниц, которые служили для обороны замка: через них можно было выливать на врагов раскаленное масло и смолу.
Над главным входом – изящный синий фронтон с монограммой Иисуса и двумя золотыми львами, которые дали название входу в ратушу «Львиные ворота». По углам установлены статуи Давида и Геркулеса.
В 1478 году на окнах палаццо Веккьо были казнены заговорщики во главе с Франческо Пацци, пытавшиеся свергнуть власть Медичи. После этого за дворцом закрепилась мрачная слава.
Особую величавость незамысловатому палаццо придает увенчанная зубцами башня, высота которой равна 94 метрам. Строение почти до самого верха построено без окон. В ней находились камеры для заключенных.
Верхушка башни увенчана ажурной башенкой, а фасад украшен часами работы Джордано Ледерле. Установленные в 1667 году, часы исправно показывают время до сих пор.
Старый замок с выдающейся вверх часовой башней – один из узнаваемых символов Флоренции.
За мрачными кирпичными стенами дворца скрывается пышное убранство залов. Все фрески внутри здания окаймлены позолотой. Внутренние дворики и коридоры обставлены прекрасными скульптурами и фонтанами. Много работ в интерьере выполнено знаменитым Микельанджело. Каждый зал оформлен по-своему в индивидуальном стиле.
Сразу за Львиными воротами начинается уютный внутренний дворик. Его пол оформлен каменными плитами, по периметру – массивные колонны с ажурной резьбой. Стены и потолок украшены живописью. В центре двора – чаша фонтана с Амуром. Небольшие апельсиновые деревья растут в кадках, расположенных вдоль стен. Этот уютный романтичный дворик создан в честь свадьбы Франческо Медичи, герцога Тосканы, с Иоанной. Кстати, этот брак оказался неудачным. За 12 лет брака нелюбимая жена герцога родила 8 детей и умерла в возрасте 32 лет.
Внутренний уютный дворик ведет в Зал Пятисот. Это огромное помещение длиной 52 метра и шириной 23 метра. Стены и своды зала покрыты фресками со сценами сражений. Прекрасный кассетный потолок расписан батальными сценами в жанре «подвигов Геракла». Рисунок 7. Интерьер Именно здесь заседал большой совет в составе 500 человек. В нишах, расположенных по периметру зала, статуи Пап, бывших в дружеских отношениях с династией Медичи.
За огромным залом Пятисот – небольшая комната, в которой Козимо Медичи, один из правителей, оборудовал свой кабинет, где много картин и статуэток. Герцог с разносторонними интересами использовал его как лабораторию, студию, сокровищницу. На стенах под многими из картин скрываются тайники.
Более жизнерадостно оформлены залы второго этажа. Наиболее красивый из них – зал Лилий. Вход в него отделан мраморными плитами. Оригинально оформлен потолок: на нем множество золотистых сот с голубой сердцевиной и золотой лилией внутри ее.
На стенах по всей высоте – фрески с библейскими сюжетами, портреты важных персон Римской Империи в шикарных рамах.
В Зале Стихий представлены аллегории Элементов Воды (Рождение Венеры), Земли (Первые плоды Земли и Сатурн), Огня (Кузница Вулкана), а потолок украшен аллегорией Воздуха, с Сатурном в центре. Между окнами — Меркурий и Плутон. Камин спроектировал Амманнати. Очень интересная роспись стен. Казимо Медичи заказал оформление апартаментов Джованни Баттиста дель Тассо (1500—1555), однако, из-за его смерти работа была выполнена Вазари — впервые получившего заказ от Медичи.
На крыше дворца – терраса Сатурна, откуда можно любоваться великолепной Флоренцией.
А на юге Мантуи, древнего города Италии в регионе Ломбардии, расположен кусочек рая на земле - палаццо дель Те .
В переводе с итальянского дель Те обозначает «разъединенный». Раньше дворец стоял на маленьком островке посреди канала, соединяющего два озера. Со временем канал засыпали, остров дель Те стал частью общей суши, а название сохранилось.
Сразу же после постройки палаццо дель Те, в 1534 году, слава о нем прогремела по всей Италии и Европе. В чем причина такой популярности? Дворец невелик по размерам, стоит на отшибе, в низине. Построен герцогом Федерико II на месте конюшен отца, страстного коннозаводчика, который выращивал здесь знаменитых на всю Европу скакунов.
Популярность вовсе не случайна потому, что от неприметного на первый взгляд здания кружится голова. Двадцать с лишним расписанных комнат «взрывают» изнутри скромное снаружи палаццо. В здании нет ни одной детали, ни одного помещения, которое бы не было сделано по контрасту с другим.
Контрасты ошеломляют. Человек, сотворивший это, хотел быть непредсказуемым, и добился этого. Звали его Джулио Романо, это был любимый ученик Рафаэля.
Дель Те – настоящее воплощение райского сада для тонких наслаждений души, а не для грубых удовольствий тела. Все работы, до самых мельчайших деталей, совершались под личным руководством Романо.
Во дворце 20 залов и 2 лоджии. Восточная лоджия выходит во внутренний сад, а северная – в открытый парк. Каждый зал расписан индивидуально и абсолютно не похож ни на какой другой.
Самый знаменитый из них – Зал Гигантов.
В Зале Гигантов представлена борьба титанов против Юпитера и олимпийских богов. Фигура мечущего молнии Юпитера прорезает клубящиеся облака. Внизу – разверзшийся от сотрясений Тартар, глубочайшая бездна, куда Зевс низвергнул титанов. Они падают в провалы, погибая под огромными обломками скал. Отчаянные жесты, корчащиеся тела выражают боль и безысходность. Этому огромному немому отчаянию вторят резкие кричащие краски.
Зал Амура и Психеи расположен строго симметрично залу Гигантов. Это две крайние точки крыла дворца, соединенные анфиладой комнат.
Зал Амура и Психеи подробно иллюстрирует историю их любви. Взволнованное воображение успокоит расположенный рядом небольшой сад с фонтаном.
В Конском зале росписи посвящены лошадям.
...Знаменитые постройки-дворцы по сей день украшают итальянские города, особенно славится ими Флоренция. Интерес к палаццо не ослабевает и в наши дни. Владение таким особняком или виллой в подобном стиле – показатель успешности и респектабельности. Тысячи итальянцев приобретают и реставрируют старые постройки. После реставрации они выглядят по-прежнему роскошно и сочетают представление о старине и комфорте.