6 июля 1710 года в немецком городе Майсен создана первая в Европе фарфоровая мануфактура.
Сегодня наш рассказ об изобретении легендарного мейсенского фарфора.
Фарфор, как известно, был изобретен в Китае (недаром в английском языке его называют словом «china»).
Европейцы были в восторге от утонченных экзотических изделий и не оставляли попыток раскрыть секрет создания фарфора. Но постичь это волшебство им удалось лишь в начале XVIII столетия, и произошло это в Саксонии.
Музей Мейсенской фарфоровой мануфактуры. Портрет Бёттгера
Честь изобретения европейского фарфора принадлежит двум немцам: алхимику Иоганну Фридриху Бёттгеру и физику Эренфриду Вальтеру фон Чирнхаусу.
Слухи об алхимических кунштюках дошли до европейских монархов. Сначала юного натуралиста попытался залучить прусский король, но Бёттгер сбежал на саксонскую территорию. Тогда Фридрих I обратился к саксонскому курфюрсту и королю Польши Августу Сильному с просьбой выдать беглеца. Заинтригованный, тот решил, что Бёттгер пригодится ему самому.
Август Сильный
Август Сильный приказал заключить Бёттгера под стражу и привезти в Дрезден, дабы алхимик добыл для него золото и помог пополнить опустевшую — в том числе из-за одержимости монарха коллекционированием фарфора! — казну.
Эренфрид Вальтер фон Чирнхаус
Бёттгер работал под присмотром выдающегося физика, математика и изобретателя, человека энциклопедических знаний и огромного научного опыта Эренфрида Вальтера фон Чирнхауса. В 1705 году эксперименты были переведены в замок Альбрехтсбург в городе Мейсен. Поскольку наколдовать настоящее золото у Бёттгера никак не получалось, он включился в опыты Чирнхауса, который работал над получением «белого золота» — фарфора.
Кофейник с крышкой. Изготовлен из бёттгеровской коричневой каменной массы. Мейсен. 1710-1715
В 1707 году в дрезденской лаборатории был получен красно-коричневый «бёттгеровский» фарфор, называемый также яшмовым. Данный состав позволял создавать прочные тонкостенные керамические изделия, но всё же это был еще не желанный белый фарфор. Эксперименты с сырьем продолжались.
В команде Чирнхауса и Бёттгера работал целый ряд авторитетных специалистов, в том числе ученые-металлурги и минералоги из саксонского Фрайберга. Одним из них был эксперт по металлургии и горному делу Готфрид Пабст фон Охайн (Огайн) .
Именно ему пришла в голову мысль об использовании каолина (белой глины) — одного из важнейших минералов, необходимых для производства белого фарфора.
Написанным на четырех языках (!) указом от 23 января 1710 года Август Сильный объявил об учреждении первой в Европе фарфоровой мануфактуры. Указ был составлен на немецком, французском, латыни и голландском.
Это подчеркивало, что основание мануфактуры является событием общеевропейского значения.
Латынь адресовалась ученым мужам, французский — аристократии всех европейских дворов, голландский — торговому сословию.
Замок Альбрехтсбург в Мейсене, гравюра 1842 года
С июня 1710 года мануфактура обосновалась в позднеготическом замке Альбрехтсбург в городе Мейсен. Курфюрсту казалось, что в этой крепости на берегу Эльбы секрет изготовления фарфора будет оберегать проще, чем в Дрездене
Замок Альбрехтсбург в Мейсене
В апреле 1714 года Бёттгер получил долгожданную свободу — но был обязан поклясться Августу Сильному, что останется в Саксонии и сохранит тайну производства фарфора.
Музей Мейсенской фарфоровой мануфактуры. «Идущая во сне» (Герхард Маркс, ок. 1920)
До конца своей короткой жизни Бёттгер продолжал алхимические эксперименты и был управляющим Мейсенской мануфактурой. Он скончался в 1719 году в возрасте 37 лет: здоровье изобретателя было безнадежно подорвано опытами с токсичными химикатами.
Чтобы максимально защитить секрет производства фарфора, к работе на мануфактуре допускался лишь узкий круг работников. Однако секрет всё же просочился за стены замка. Одного из специалистов, химика по имени Самюэль Штёлцель, переманили в Австрию, и в 1718 году возникла Венская фарфоровая мануфактура — первый конкурент Мейсенской (затем были основаны мануфактуры в Севре, Хёхсте, Фюрстенберге, Нимфенбурге и др.).
Тогда-то и возникла потребность в опознавательном фирменном знаке, и в результате родилась всемирно известная эмблема мейсенского фарфора — скрещенные синие мечи.
При разработке логотипа за основу были взяты мечи с герба саксонского курфюрста.
Благодаря освоению приёма кобальтовой подглазурной росписи удалось добиться высокой степени защиты от подделок.
Марку в виде перекрещенных шпаг стали вручную наносить на каждое изделие мануфактуры. В настоящее время ни одно другое предприятие в мире не вправе использовать логотип в виде скрещенных синих мечей или бренд «Meissener Porzellan» или слово «Мейсен» применительно к фарфору.
Мейсенское клеймо иногда называют старейшим в мире фирменным знаком. Его по-прежнему наносят вручную.
Первыми изделиями Мейсенской мануфактуры были гладкие или украшенные невысокими рельефными узорами сосуды, которые повторяли формы европейского художественного серебра или образцы китайского фарфора.
В 1720-е годы фарфор стали расписывать надглазурными красками богатой цветовой гаммы. Если ранее на мануфактуре применялась «холодная» роспись, то теперь изделия стали покрывать надглазурными красками, которые выдерживают высокие температуры и при обжиге вплавляются в глазурь.
Состав красок разработал известный химик-технолог и художник Иоганн Грегориус Хёрольдт. Он работал в Мейсене с 1720 года и сам был прекрасным живописцем и тонким колористом, создавшим множество рисунков-образцов для росписи изделий.
Мейсенская чаша по модели Хёрольдта (ок. 1720)
Его художественные и технические достижения оказали влияние на работу почти всех фарфоровых и фаянсовых мануфактур Европы.
Мейсенская ваза с росписью «индианскими» цветами
Хёрольдт также разработал один из самых известных типов декора того времени — «индианские» цветы, подражающий японскому расписному фарфору в стиле Какимон. Странное название декора связано с тем, что «Индией» европейцы того времени называли весь Восток.
Мейсенская табакерка по мотивам Ватто
В 1730-х годов стали набирать всё большую популярность европейские мотивы росписи фарфора, и постепенно сформировался самостоятельный европейский стиль. Репертуар сюжетов того времени: цветочные орнаменты, основанные на различных графических образцах или списанные с натуры; галантные сцены придворной жизни и пасторали по мотивам картин Антуана Ватто и др.
В середине XVIII века на Мейсенской мануфактуре работало около 570 человек, из них 190 — художники.
Музей Мейсенской фарфоровой мануфактуры. Посуда с луковичным орнаментом
Итак, если поначалу саксонские мастера в основном лишь копировали восточные сосуды и фигурки, то со временем они начали развивать собственный стиль, ориентированный на формы барокко и рококо. Именно эти изделия прославили мейсенский фарфор на весь мир.
«Луковичный» декор мейсенского фарфора получил распространение после того, как в 1739 году была освоена технология подглазурной кобальтовой росписи. Орнамент приобрел невероятную популярность и многократно тиражировался другими производителями европейского фарфора.
Ни один другой вид декора не подделывали так часто! В одном только мейсенском каталоге на сегодня числится более 750 предметов с «луковичным» декором. В наши дни «луковичный» орнамент в Мейсене по-прежнему наносят вручную.
Значительное место в ассортименте Мейсенской мануфактуры традиционно занимала фигурная пластика.
Начиная с 1737 года Иоганн Иоахим Кендлер в течение целых пяти лет трудился над заказом для премьер-министра Саксонии и директора Мейсенской мануфактуры графа Генриха фон Брюля, создавая знаменитый Лебединый сервиз, насчитывающий более 2200 предметов.
Музей Мейсенской фарфоровой мануфактуры. «Лебединый сервиз» (Кендлер)
Следующий важный этап в истории фарфоровой мануфактуры в Мейсене принято называть «периодом Марколини» (с 1774 по 1814 год). Директором предприятия в это время был граф Камилло Марколини), друг детства Фридриха Августа III.
Весь период его директорства был отмечен серьезным финансовым кризисом и высокой конкуренцией с другими европейскими фабриками, но Марколини делал всё для того, чтобы сохранить позиции мануфактуры и улучшить производство с художественной и экономической точки зрения.
Музей Мейсенской фарфоровой мануфактуры. Часы (Мишель-Виктор Асье, 1772)
Фарфор в эту эпоху начал постепенно утрачивать эксклюзивный статус. Он более не предназначался исключительно для придворных празднеств.
Сервизы стали более строгими и функциональными, более соответствующими буржуазным вкусам, а фарфоровые фигурки приняли на себя воспитательную и нравоучительную функцию.
Особую известность получили сентиментальные миниатюрные статуэтки, отражавшие идеалы воспитания и благочестивой семейной жизни, которые создавал французский скульптор и моделист Мишель-Виктор Асье (прадед П. И. Чайковского по материнской линии).
Мишель-Виктор Асье. Хорошая мать
После смерти Иоганна Кендлера, то есть с 1775 года, именно Асье стал главным моделистом и отвечал за художественное руководство. Он стал проводником классицизма на Мейсенской мануфактуре.
Однако к тому времени расписная фарфоровая скульптура перестала находить сбыт в Европе. Начался упадок саксонского фарфора, проявившийся в частом копировании форм и образцов росписи прежних лет, а также подражании более популярному севрскому и веджвудскому фарфору.
После окончания Наполеоновских войн началось постепенное возрождение мануфактуры.
Музей Мейсенской фарфоровой мануфактуры. Кофейный сервиз (Лёйтериц, ок. 1850)
Одно из главных достижений того времени принадлежит техническому управляющему Генриху Готлибу Кюну, который изобрел «жидкое золото» глянцгольд (своего рода золотую эмаль) и некоторые другие составы для живописи по фарфору.
В середине 19 века пробовали разбавлять синий золотом и красным.
В 1817 году мейсенским художником по фарфору Иоганном Самюэлем Арнхольдом был придуман новый тип декора — «зеленый венок из виноградных листьев».
Этот свежий растительный орнамент прекрасно подходил для изобретенной тогда же на мануфактуре зеленой подглазурной краски.
Музей Мейсенской фарфоровой мануфактуры. Ваза (1863)
Вторая половина XIX века стала эпохой, когда немецкие и иностранные аристократы стали всё чаще обращаться к своему славному прошлому.
Музей Мейсенской фарфоровой мануфактуры. Блюдо «Венера с зеркалом» (ок. 1880)
Посыпались многочисленные заказы на традиционные мейсенские декоративные изделия и посуду в стиле барокко и рококо, и положение мануфактуры заметно улучшилось.
Производственные корпуса Мейсенской фарфоровой мануфактуры в районе Трибишталь, 1869 год
В целях рационализации рабочего процесса (и освобождения замка Альбрехтсбург для реставрации) в 1863 году решено было перевести мануфактуру из старинного замка в новое здание в мейсенском районе Трибишталь, где она находится и поныне.
Мейсенский сервиз с листьями лист клевера (Теодор Груст, 1902)
Мейсенская фабрика одной из первых задумалась о создании практичных и одновременно эстетичных вещей с декором в современном стиле.
Мейсенский сервиз «Крокус» (Конрад Хенчель, модель 1896 года)
Инициатором обращения мануфактуры к стилистике модерна выступил мастер Конрад Хенчель. Именно он в 1896 году придумал дизайн оригинального сервиза «Крокус» — первого значительного ансамбля посуды в стиле модерн, который был представлен на Всемирной выставке в Париже 1900 года и привлек большое внимание публики).
Мейсенский сервиз с «крылатым узором» (Рудольф Хенчель, 1901)
Его брат Рудольф Хенчель в начале XX века участвовал в создании гладкого сервиза «T-glatt». Эта стильная модель выпускалась с разными вариантами декора (первым был так называемый «крылатый узор»), оставаясь самым популярным мейсенским сервизом на протяжении более десятка лет.
В области фигурной пластики представители модерна достигли более заметных успехов.
Так, в 1897 году у известного берлинского скульптора Вальтера Шотта были выкуплены права на производство фарфоровой модели «Девушка с шаром».
Музей Мейсенской фарфоровой мануфактуры. «Девушка с шаром» (ок. 1898)
Эта популярная статуэтка выпускается мануфактурой до сих пор.
На рубеже веков в Мейсене также успешно работали автор фигурок животных Пауль Вальтер и создатели групповых композиций из народной жизни и статуэток светских дам Филипп Ланге и Теодор Айхлер .
Множество фигурок в галантном стиле рококо выполнил для Мейсенской мануфактуры в начале XX века известный мюнхенский скульптор Якоб Унгерер.
После Первой мировой войны был приглашён художник Пауль Шойрих , который вывел искусство мелкой фарфоровой пластики Мейсенской мануфактуры на новую высоту и завоевал всемирное признание.
Шойрих работал на фабрике с 1913 по 1933 год, создав свыше сотни работ. Он считается самым тонким и оригинальным скульптором по фарфору того периода, «вторым Кендлером».
Фигурки Шойриха представляют собой синтез рококо и ар-деко и создают чувственный, театральный эффект, оставаясь при этом наивными и сдержанными.
Одной из наиболее известных работ Шойриха является серия фигурок «Русский балет» (1912), созданная под впечатлением от выступлений труппы Дягилева.
В 1920-х годах работавший на Мейсенской мануфактуре плодотворный художник и скульптор Эмиль Пауль Бёрнер разработал красивую посуду строгих форм и фантазийные варианты декора.
Ваза по дизайну Эмиля Пауля Бёрнера
Бёрнер занимался дизайном сервизов, скульптур, ваз, подсвечников и медалей, совмещая проверенные традиционные методы с современными.
Он является автором фарфоровых колоколов на мейсенской церкви Богоматери (1929)
Фарфоровые колокола на звоннице церкви Богоматери в Мейсене
и выразительных фигур мемориала павшим в Первой мировой войне в церкви Св. Николая, также в Мейсене (1929), — самых крупных в мире фарфоровых скульптур.
Фарфоровые скульптуры в церкви Св. Николая в Мейсене
Сегодня руководство старается превратить Мейсенскую мануфактуру в экономически самостоятельное, стабильное предприятие.
Теперь на мануфактуре продают не только фарфор, но и вечерние платья, кожаные аксессуары, шелковые шали, галстуки, обои, люстры, мебель, фарфоровые панели для обшивки стен и другую продукцию. Было основано несколько дочерних предприятий в Азии, Великобритании и Италии.
Но главной гордостью мануфактуры был и остаётся фарфор. Мейсенский фарфор по-прежнему отличает высочайшее качество и безупречная репутация, что обусловлено как использованием превосходного сырья, так и виртуозной работой опытных технологов и художников.
Сегодня на Мейсенской мануфактуре производится около 150 тыс. типов фарфоровых предметов: сервизы и другая посуда, объекты архитектуры, предметы интерьера, украшения, подарочные изделия и коллекционные экземпляры, настоящие произведения искусства.
Разница между новыми и старинными фарфоровыми изделиями практически не заметна. Доктор Куртцке — современный руководитель. «Роскошь — это бренд, — говорит он. — За «голубые мечи» надо платить». И мы платим.
Автор подборки Сахарова Раиса.
Информация взята из разных интернет источников, в т. ч. из статьи "Достопримечательности Мейсена: Мейсенская фарфоровая мануфактура и история мейсенского фарфора".
Комментарии 5