11 июля известной и любимой многими певице Елене Камбуровой исполнилось... 80 лет.
Её жанр - синтез таланта и любви - к музыке, к поэзии, к театральному искусству - незабываемое исполнение даже не песен, а баллад, умное, тонкое прочувствованное и одухотворенное творчество.
В Средневековье музыку считали средством для обнаружения совести. Как раз в связи с этим Окуджава говорил о Камбуровой: последняя героическая женщина в нашем жанре. И называл Елену шансонье номер один в нашей стране.
«Я убеждена, что песня – живое существо, летящее во времени и в пространстве. Но в отличие от многих живых существ не имеет возраста, а имеет только дату и место рождения. И рождается заново, воскрешается каждый раз, когда голос человеческий, душа человеческая соединяются с ней». Елена Камбурова
Однажды она прервала концерт: «Песни — существа хрупкие. И когда нет условий, погибают, как цветы». Сказала — и ушла со сцены.
В ее жизни была Фаина Георгиевна Раневская. Они дружили.
А вот как Елена Камбурова рассказывает о дружбе с Фаиной Раневской:
— Я верю в чудеса, и моя встреча с Раневской — одно из таких чудес. На радиостанции «Юность» я прочитала горьковскую «Нунчу», Фаина Георгиевна услышала программу — и тут же написала письмо, которое начиналось словами «Я никогда не писала на радио». Мне долгие годы не приходило в голову ни позвонить, ни написать ей. И опять же случай привел меня в её дом. И уже все последние годы я много бывала у неё. Когда Фаины Георгиевны не стало я пришла в её опустевшую квартиру и увидела что в Таганрог, где решили сделать музей, увезли только парадную мебель. А основные предметы, которыми она постоянно пользовалась, остались. И я забрала три вещи. Вот мы сидим на тахте, на которой она спала все последние годы жизни. Она была ей очень неудобна: вся сплошь с выбоинами, маленькая, не по росту Раневской. Сейчас я привела её в порядок, а Фаина Георгиевна подкладывала подушки, чтобы её выровнять. Тахта принадлежала когда-то Павле Леонтьевне Вульф, театральной звезде начала века, которая, можно сказать, поставила Раневскую на путь истинный. И в память о ней Раневская спала только на этой тахте. В другой комнате у меня стоит журнальный столик Фаины Георгиевны, на котором у неё обязательно лежал Пушкин. Кстати, когда я давала ей книги почитать, она всегда подписывала их: «Читала. Раневская. Спасибо».
А еще Фаина Раневская сказала ей при первом знакомстве: "Хорошо, что вы не фифа!".
На концертах Камбуровой Раневская не была — последние годы уже никуда не ходила. Но пару раз Лена пела перед Ф.Г. на ее днях рождения.
Есть люди, которые не пропускают ни одного ее выступления.
Исаак Шварц говорил: «У Камбуровой есть своя аудитория. Это молодые студенты, это пожилые интеллигентные люди самых разных профессий. На ее концертах люди знакомятся друг с другом, начинают дружить».
«Как певица я могла родиться только в шестидесятые годы прошлого века. Ни раньше, ни позже... В шестидесятые появились люди с хорошими глазами. Они стали моими первыми зрителями». Елена Камбурова
«В городах, где я чаще выступаю, там уже наполовину молодежный зал. Как это происходит, я не знаю. Но это так. А иначе бы залы постепенно пустели, пустели бы…». Елена Камбурова
Композиторы стали писать специально для неё, в её жанре, с учётом её индивидуальности, можно сказать, певица становилась соавтором этих произведений.
В 1970 году вышел фильм-концерт «Монолог» с Еленой Камбуровой.
С середины 1970-х годов значительную часть репертуара Камбуровой составляют песенные циклы композитора Владимира Дашкевича. Так, вместе с Владимиром Сергеевичем Елена Камбурова создала яркие музыкально-драматические интерпретации шедевров русской поэзии первой половины XX века.
Среди них — цикл песен на стихи Владимира Маяковского, цикл песен на стихи Александра Блока, стихи Марины Цветаевой, две сюиты для голоса и оркестра — одна из них написана на цикл стихотворений Анны Ахматовой «Реквием», и другая — «Сохрани мою речь навсегда» на стихи Осипа Мандельштама.
Елена Камбурова выпустила пластинку «Послушайте», на нём собраны песни Дашкевича на стихи Ф.Тютчева, М.Цветаевой, О.Мандельштама, В.Маяковского и др.
Булат Окуджава отозвался об этой работе так: «Природа позаботилась о её вокальных средствах, но разве у нас мало исполнителей с прекрасными голосами? Я поражаюсь широте возможностей, которые демонстрирует этот мастер: точностью её переходов от острого гротеска к мягкой грустной лирике, от трагической пронзительности к тихому смеху. Не всякому дано счастливое сочетание вокала, ума и таланта. Этим обладает Елена Камбурова.»
А вот как Елена Камбурова рассказывает о дружбе с Булатом Окуджавой:
— Через всю мою жизнь проходит Булат Окуджава. Со всем миром его песен, его романтизмом, его Надеждой, Верой и Любовью. Судьба одарила меня многими встречами с Булатом... Хорошо помню, как ходила к ним в гости на квартиру около метро «Речной вокзал». Подросший малыш Буля бегал по коридорчику и был очень похож на маленького Пушкина. Однажды после просмотра на «Мосфильме» картины Владимира Мотыля «Женя, Женечка и „катюша“» мы с моей подругой Аней Кудрявцевой, проговорив всю ночь об этом фильме, о Булате, наутро побежали к Окуджавам, напевая «Капли Датского короля». В это время ему не работалось, и Булат целыми днями наклеивал газеты на деревянную основу, добиваясь её выпуклости. Потом на газетно-деревянную основу наклеивал репродукцию и сверху покрывал лаком. Получались отличные поделки, которые он развешивал на стены. Я тоже потом этим заразилась… Вспоминаю, как пришла в дом на Безбожном. Булат только что написал песню «Музыкант» («Музыкант играл на скрипке — я в глаза ему глядел…»), с большим удовольствием пел её и никак не мог остановиться. Куплет следовал за куплетом. За инструментом сидел Буля. Мелодия ещё выверялась. А мы с Олей слушали. Никогда я не видела Булата в таком восхитительно прекрасном расположении духа… Последействие его поэтического мира в полной мере я ощутила только сейчас. Когда мне трудно, я ищу утешение в песнях Окуджавы, в каждом его слове, сказанном и спетом. Я меряю всё по Булату.
П. Тодоровский, Е. Камбурова, Э. Рязанов "Она эталон человека, который синтезирует музыку и поэзию". Эльдар Рязанов
Она крестилась в 1980 году.
«На сцене я всегда старалась делать то, что способствует формированию лучшего в человеческой душе, но… не могу себя назвать по-настоящему воцерковленным человеком. Из-за моей занятости не удается бывать даже на воскресной службе. Но цветы, которые мне дарят на концертах, я с радостью приношу в храм.» Елена Камбурова
К Елене Камбуровой…
Лаская губы и слова, и тишину Обняв все струны, чуть дыша рукою правою Вы словно бог наедине, вы словно бог наедине С своею семиструнною гитарою
Вас не дано найти в раю, как на земле Вам суждена иная высь и доля светлая Гореть звездою над землей, лететь звездою над землей И освящать, молясь в ночи, равнины снежные
И нет на свете ничего, лишь ты одна Лишь этот голос чудный, очи, очи дивные И льется песня из окна, и льется песня из окна Серебряными звуками над липами
Кабдрахман 03 августа 2013
Информация взята из разных интернет источников, в т. ч. из Википедии и из интервью Елены Камбуровой АиФ, Новой газете и передаче с ней на "Серебряном дожде".
«Я как-то с самого начала поняла, что песни со средними стихами меня не устраивают.» Елена Камбурова
«Одиночество на сцене – страшная вещь». Елена Камбурова
Негромкая, интеллигентная манера Камбуровой петь стихи стала явлением и интонацией целого поколения. Впрочем, и сегодня у Елены Антоновны есть свой фан-клуб. Предлагаем к нему присоединиться.
11 июля в 16:50 по каналу "Культура" будет передача "Роман со временем" о творчестве Елены Антоновны Камбуровой. Приятного просмотра.
Поздравляем с юбилеем. Желаем здоровья и творческих успехов.
Комментарии 21