"""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""
Что вам надо? - Шоколада!..
Как российские кондитеры и их шоколад были признаны лучшими в мире.
11 июля отмечается, пожалуй, самый аристократичный из всех сладких праздников, придуманных человечеством, — Всемирный день шоколада. Согласитесь, это хороший повод вспомнить о том, что на рубеже XIX–XX веков пальма первенства в искусстве изготовления этого лакомства принадлежала русским шоколатье!
⠀
Швейцарский и бельгийский шоколад знают во всём мире - и тот, и другой считаются эталоном вкуса и качества. Меж тем, ещё в конце XIX века самым желанным сувениром из России считалась коробка русского шоколада, оформленная в национальном стиле. Русский шоколад не просто существовал, но и пользовался почётом и уважением как в Европе, так и за океаном. Красочные упаковки, эскизы которых создавали многие известные художники (Елизавета Бём, Иван Билибин, Виктор и Аполлинарий Васнецовы, Борис Зворыкин...), сегодня являются мечтой многих коллекционеров и уходят на аукционах за баснословные деньги.
В Россию шоколад попал почти на 150 лет позже, чем в Европу, и исключительно благодаря Петру I. Потому и «столицей» отечественного шоколада стал Петербург. Невиданное кушанье, приготовленное специально выписанными из Голландии кондитерами, подавали на царских ассамблеях наравне с кофе и миндальным молоком. При дворе Елизаветы Петровны, по всей видимости, унаследовавшей любовь к сладкому от отца, уже была учреждена постоянная должность цукермейстера, изготовлявшего конфеты и шоколад для императрицы.
Однако это ремесло достаточно быстро перестало быть исключительно прерогативой придворных кондитеров. С середины XVIII века многие заведения предлагали посетителям горячий шоколад, а вот разного вида «конфекты» начали выпускаться только во второй половине XIX века. И были они недешёвым лакомством. Так, обычный шоколад стоил от 60 до 80 копеек за фунт (чуть меньше полкило), а ванильный — от рубля до двух с половиной.
Первое письменное упоминание о продаже шоколада в России относится к 1818 году, когда гость Санкт-Петербурга писал в Москву о некой лавке на Невском, где «приятно отдохнуть и выпить чашку горячего шоколада». Имени автора и названия лавки история, к сожалению, не сохранила. Но в скором времени шоколад в России, как и в Европе, уже прописывали высокопоставленным пациентам для улучшения аппетита и укрепления иммунитета - а также просто пили это полезное лакомство в своё удовольствие и баловали им детей.
⠀
XIX век можно без преувеличения назвать веком шоколада в России. Упоминания о нём встречаются в произведениях лучших российских писателей и поэтов - Пушкина, Лермонтова, Гончарова, чьи герои либо ломают плитку шоколада, либо расслабляются за чашечкой какао, либо просто дарят шоколад возлюбленным.
В 1861 году шоколад становится уже настолько популярным, что Елена Молоховец, классик русской кулинарной литературы, включает его рецептуру в свою книгу «Подарок молодым хозяйкам».
⠀
Санкт-Петербург, Москва, Нижний Новгород, Харьков - передовые «шоколадные» города в дореволюционный период - были буквально забиты шоколадными лавками, крупными магазинами и производствами. Шоколад продавали и на развес, и поштучно, а в кондитерской Пфейфера, расположенной у Александровского театра Северной столицы, можно было даже купить вещицы из шоколада».
⠀
Многие кондитеры того времени были выходцами из европейских стран - они открывали свои маленькие мастерские в крупных городах и потчевали шоколадом не только россиян, но и поставляли его в Англию и Америку. И уже к началу ХХ века российские шоколатье прочно удерживали лидирующие позиции. На Всемирной промышленной выставке в Париже 1900 года решено было показать всё лучшее, с чем человечество входило в ХХ столетие. И в области кондитерского искусства российские шоколатье забрали все награды. Четыре Гран-при поровну поделили «Жорж Борман» и «Эйнем». Золотой медали удостоилась фирма «А. Сиу и К.», а серебряной — «Товарищество А.И. Абрикосова сыновей». Как видите, ни Швейцарии, ни Бельгии, ни Франции в этом списке не значится.
К тому времени в Москве существовало уже 240 кондитерских производств и 172 - в Петербурге. И это не считая провинциальных фабрик, лучшие из которых наравне со столичными гигантами становились поставщиками Императорского двора. Ни о каких суррогатах и «заменителях» речь не шла по определению. При такой конкуренции «выживали» только те, кто стремился к высочайшему качеству.
⠀
Так, во время одной из экспедиций известного путешественника и писателя Дмитрия Шпаро был обнаружен продовольственный склад, заложенный в конце XIX века известным полярным исследователем Эдуардом Толлем, тем самым, что погиб, отправившись на поиски Земли Санникова. Среди провианта были найдены сорок плиток шоколада фирмы «Конради». Когда одну распечатали и попробовали, мнение было единодушным: ничего подобного никто из присутствовавших никогда не ел. А ведь шоколад пролежал при минусовой температуре 80 лет! Говорят, что участники экспедиции решили продолжить эксперимент и оставшийся «золотой шоколадный запас» заложили ещё на полвека, чтобы вскрыть в 2024 году.
⠀
Сегодня мы различаем шоколад по стране-производителю и начинке. Но надо сказать, полтора столетия назад лакомки разбирались в нём куда лучше и сбить их с толку добавками вроде кайенского перца или сушёной дыни-канталупы было бы просто невозможно: в шоколаде ничего, кроме самого шоколада, быть не должно. Исключение делалось для орехов и ванили. А сорт шоколада определялся исключительно сортом и происхождением какао-бобов. В каталоге кондитеров Абрикосовых их насчитывалось 12: нумерация обозначала сорта и страну происхождения сырья.
⠀
Кстати, именно Абрикосовы являются самой знаменитой русской кондитерской династией. Её основатель Степан Николаев, будучи крепостным, радовал свою помещицу сладостями собственного изготовления. Та послала его в Москву совершенствоваться, а предприимчивый крестьянин не просто набирался там кондитерского мастерства, но ещё и лавку открыл. И торговал настолько успешно, что сумел всё семейство своё на волю выкупить. Его сын Иван дело отца продолжил и фамилию себе взял под стать ремеслу — Абрикосов, потому как лучше всего у него получалась фамильная абрикосовая пастила.
Третье поколение Абрикосовых не только спасло отцовское дело, которое чуть было не обанкротилось, но и расширило его. Одним из первых Алексей Иванович Абрикосов начал привлекать профессиональных художников к оформлению упаковки. Но и о качестве содержимого не забывал: шоколадные фигурки пасхального зайчика и рождественского деда Святого Николая, обёрнутые в яркую фольгу, — его изобретение. Вообще же, на фабрике Абрикосова выпускалось около 800 (!) наименований сладостей, вкус которых покорял и маленьких, и взрослых сладкоежек. Писатель Иван Шмелев в книге «Лето Господне» вспоминал о шоколадных конфетах «с кусочками ананаса на кружевной бумажке» и особом «удивлении», который однажды подали к праздничному обеду. Это был «сделанный по заказу от Абрикосова, вылитый из цветных душистых леденцов, в разноцветном мороженом, светящийся изнутри — живой «Кремль»».
⠀
Четвёртое поколение кондитеров Абрикосовых — пятеро сыновей Алексея Ивановича — Николай, Иван, Владимир, Георгий и Алексей — в 1880 году составило товарищество, уставный капитал которого равнялся 2 млн рублей. И это была уже процветающая кондитерская империя в статусе поставщика двора его Императорского Величества.
⠀
Другой известный российский кондитер, Григорий Борман, был сыном фармацевта, но по стопам родителя не пошёл. Он нанялся приказчиком в кондитерскую лавку (уж больно любил сладкое) и работал настолько совестливо, что бездетные хозяева, когда пришла пора уйти на покой, подарили расторопному молодому человеку своё заведение. Но Григорий мечтал не торговать чужими сладостями, а производить свои. В мастерской, которую Борман открыл на Невском, конфеты изготавливались вручную, единственным механизмом была машинка для выделки шоколадных плиток. Торговля шла настолько успешно, что, взяв кредит, он приобрёл в 1866 году кондитерскую фабрику Генриха Пфейфера. И черед три года шоколад фирмы «Жорж Борман» получает бронзовую медаль на Всероссийской выставке в Петербурге.
В 1876 году Борман так же становится поставщиком Двора. В 1878 году его шоколад удостаивается золотой медали на Всемирной выставке в Париже, в 1895-м — ещё двух и получает медаль на выставке в Чикаго. А ещё Григорий Борман первым в России додумался до того, чтобы продавать шоколад через… автомат. Его сконструировали по заказу фирмы и установили на Невском: бросаешь монетку — и получаешь маленькую шоколадку.
⠀
А вы знали, что полюбившийся современным детям «киндер-сюрприз» придумал вовсе не мистер Генри Род, как в этом пытается убедить нас Википедия. В сохранившемся прейскуранте «Фабрики кондитерских товаров» Иоганна Леопольда Динга за июль 1909 года на странице 44 в разделе «Сезонный товар» указаны «Пасхальные шоколадные яйца, изящно отделанные или завёрнутые в цветную фольгу» девяти наименований по цене от 12 до 100 рублей за сотню в зависимости от размера. Сюрпризом же внутри была не пластмассовая игрушка, а шоколадная фигурка с пасхальной символикой. Если учесть, что предприятие Динга было основано ещё в 1883 году, то можно предположить, что это шоколадное лакомство с сюрпризом было придумано не в XX, а в конце XIX-го!
⠀
Ещё одного кондитера, Морица Конради, швейцарца по происхождению, именовали «русским шоколадным королём». Основанная в 1853 году им, потомственным шоколатье, фабрика со временем выросла в одно из крупнейших кондитерских предприятий Санкт-Петербурга. Кроме собственно шоколада и конфет здесь производили печенье, бисквиты, пастилу и мармелад. А для приверженцев здорового образа жизни была придумана «шоколадная» овсянка. Шикарные магазины фирмы Конради располагались в самом центре Северной столицы. Только на Невском их было целых три, а ещё на Садовой, Загородном и Суворовском проспектах и Университетской набережной. А ещё в Москве, Нижнем Новгороде, Одессе и Киеве.
Другой не менее известный кондитер, Адольф Сиу, начинал свой бизнес в середине XIX века не как кондитер, а как… парфюмер. Но дело не заладилось, и Адольф вместе со своей женой, красавицей и сладкоежкой Эжени, открыли на Тверской, в доме купца Варгина, кондитерскую. Работали не покладая рук, заведение процветало, супруги смогли не только поднять троих сыновей, но и дать им хорошее образование.
Отслужив во французской армии, Луи, Шарль и Адольф-младший вернулись в Россию и вместе с отцом расширили семейное предприятие. К 1900 году на фабрике «А. Сиу и К» работало 1500 человек и выпускалось 1500 пудов продукции в день. Справедливости ради надо сказать, что в историю русского кондитерского дела эта фирма вошла не столько шоколадом, сколько печеньем под названием «Юбилейное», придуманным по случаю 300-летия дома Романовых.
⠀
В 1849 году Фердинанд Теодор Эйнем, со временем ставший именоваться Фёдором Карловичем, открыл на Арбате небольшую мастерскую по производству конфет и шоколада. Меньше чем за два десятилетия предприятие расширилось настолько, что фабрика «Товарищества Эйнем» на Софийской набережной стала крупнейшей в Москве, выпуская почти половину всей сладкой продукции старой столицы: 32 тонны шоколада, 162 тонны шоколадных конфет и 24 тонны «Чайного печенья» в год. Во времена расцвета оборот фирмы достигал 5 млн рублей. Под маркой «Эйнемъ» выпускались специальные серии шоколада: «1812 год», «300-летие дома Романовых», «Типы народов земного шара», «Охота в России», оформленные по эскизам выдающихся художников. По заказу фирмы известные композиторы сочиняли музыку, и покупатели в коробке карамели, например, могли обнаружить ноты вальса «Монпансье», а в шоколадной — мазурки «Шоколадное наслаждение».
⠀
Самые популярные российские фабрики - производители шоколада и других сладостей - жёстко конкурировали между собой. Абрикосов, например, завлекал в магазины покупателей-мужчин, нанимая на работу в одни магазины только брюнеток, а в другие только блондинок. Борман не отставал. Именно он первым придумал открытое производство, поставив посреди торгового зала машину, делающую шоколад. Эйнем же делал упор на упаковку, которая чаще стоила дороже, чем сами конфеты. Сладости упаковывались в розовые бархатные шкатулки с атласным дном или в нарядные фанерные коробки с орнаментом ар-деко: вероятно, такие конфеты кавалеры дарили дамам. А внутри коробочек покупателей ждали подарочки. Марципановые фигурки, фирменные щипчики для сладостей, для девушек - схемы вышивания крестиком, для взрослых – дизайнерские игральные карты. Представляете, сколько шоколада надо было съесть, чтобы собрать колоду!
Очень интересным рекламным ходом была серия открыток «Москва будущего», сделанная на фабрике Эйнема в 1914 году. Художник фантазировал, каким будет город через 300 лет. И вместе с метро, монорельсом, скоростным сообщением между Москвой и Петербургом и пробками на Красной площади ненавязчиво упоминается: «В синем воздухе мы замечаем товарный дирижабль Эйнем, летающий в Тулу с запасом шоколада для розничных магазинов».
Ну, а за качеством своей продукции следили все кондитеры и строго. Главным достижением кондитерские фабрики считали получение титула «поставщик двора Его Императорского Величества» и возможность рисовать на своей продукции двуглавого орла. Номинацию присуждали дважды в год — перед Пасхой и под Рождество, и давали её за заслуги и за качество, а если оно падало, то номинацию отнимали; по наследству она не передавалась.
⠀
Как и большинство предпринимателей XIX века, после революции и национализации многие крупные кондитеры потеряли свой бизнес. Но по иронии (а может, по закономерности) судьбы их продукты и маркетинговые приёмы пережили и их самих, и ту эпоху, что отняла их дело. Всем нам известны бренды «Красный Октябрь» (бывший Эйнем), «Большевик» («Адольф Сиу и ко») или «Бабаевский» (фабрика А. И. Абрикосова) - они существуют до сих пор, и это ещё одно доказательство, что продукция российских «шоколадных королей» имела все шансы называться лучшей в мире.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев