12 июня 1946 года родилась
Толкунова Валентина Васильевна
(12 июля 1946, Армавир, Краснодарский край — 22 марта 2010[1], Москва) — советская и российская певица; народная артистка РСФСР (1987). Лауреат премии Ленинского комсомола (1980).
За 44 года творческой деятельности Валентиной Толкуновой исполнено более 800 песен, преимущественно в жанре любовной, семейной и военно-патриотической лирики — многие из них отмечены различными наградами и пользовались успехом у слушателей всех возрастов.
Биография
Ранние годы
Родилась в Армавире в семье потомственных железнодорожников 12 июля 1946 года. Отец, Василий Андреевич Толкунов, уроженец города Ртищево Саратовской области, был военным железнодорожником. Мать, Евгения Николаевна Толкунова (в девичестве Смирнова) (1925—2015), родилась в селе Танхой Прибайкальского района Бурят-Монгольской АССР, работала на станции[2]. Семья Толкуновых проживала в станице Белореченской, куда Василий Андреевич был направлен из Забайкалья для восстановления станицы[3].
Валентине исполнился год и семь месяцев, когда семья переехала в Москву. Детство прошло в районе Ховрино, сначала в бараке, а потом в доме железнодорожников близ станции. В доме родителей всегда звучала музыка: пластинки с песнями в исполнении Леонида Утёсова, Клавдии Шульженко, Лидии Руслановой. Девочка выучила многие песни любимых исполнителей.
В 10 лет по конкурсу Валентина поступила в хор Центрального Дома детей железнодорожников, которым руководил Семён Осипович Дунаевский. Первым учителем музыки была Татьяна Николаевна Овчинникова — музыкант, педагог-хормейстер. В дальнейшем у Валентины не было сомнений в выборе профессии.
Творческий путь
Валентина Толкунова во время выступления, Москва, 1987 год, автор фото: Лев Медведев
В 1964 году Толкунова поступила на дирижёрско-хоровое отделение Московского государственного института культуры.
В 1966 году Валентина прошла по конкурсу в вокально-инструментальный оркестр под управлением Юрия Саульского (ВИО-66), в котором она в течение 5 лет была солисткой-вокалисткой и пела инструментальные джазовые композиции, партии первого сопрано (с вокальной группой)[4]. В том же году, в возрасте 20 лет вышла замуж за руководителя оркестра. Совмещать занятия и гастрольные поездки с ВИО-66 было трудно, и Толкунова перевелась на заочное отделение Музыкального училища имени Гнесиных, которое и окончила в 1971 году с оценкой «отлично», . В 1976 году Валентина Толкунова окончила Московский государственный институт культуры по специальности «дирижёр-хоровик».
Сама Толкунова отмечала, что её голос соответствует тембру флейты, указывала, что пение в ансамбле — это «большая школа для того, чтобы почувствовать состояние гармонии и в оркестре»[5].
После распада ВИО-66 в 1971 году возник творческий союз с Ильёй Катаевым. Композитор написал музыку к телефильму «День за днём». Это были фуги, вокализы и много новых песен на стихи Михаила Анчарова, исполнять которые он предложил Толкуновой. Напевная, бесхитростная песня «Стою на полустаночке» из телефильма сыграла большую роль в жизни начинающей певицы
В 1972 году поэт-песенник Лев Ошанин пригласил Валентину Толкунову выступить на сцене Колонного зала Дома Союзов на юбилейном концерте с песней Владимира Шаинского «Ах, Наташа». В тот вечер молодая Толкунова впервые выступала на одной сцене с Майей Кристалинской, Муслимом Магомаевым, Людмилой Зыкиной, Георгом Отсом и своим кумиром Клавдией Шульженко. Это стало началом её популярности на телевидении и радио. Началась активная работа с композиторами Э. Колмановским, М. Таривердиевым, П. Аедоницким, О. Фельцманом, Е. Жарковским, М. Минковым, В. Успенским, Е. Птичкиным, Л. Лядовой и другими.
С 1973 года регулярно участвует в телевизионных всесоюзных фестивалях «Песня года», в финале «Песни-1973» исполнила песни «Одинокая гармонь» и «Серебряные свадьбы». Постоянная участница передач «Утренняя почта», «Голубой огонёк», творческих вечеров выдающихся композиторов в Колонном зале Дома Союзов. Стала солисткой объединения «Москонцерт».
В этом же году композитор Владимир Мигуля написал песню на стихи Виктора Гина «Поговори со мною, мама». Изначально авторы планировали, что песню будет исполнять Людмила Зыкина, однако в очередной раз волею судьбы Мигуля показал эту песню Толкуновой во время своего пребывания в Москве. «Поговори со мною, мама» в её исполнении впервые передавалась 8 марта 1973 года по Всесоюзному радио. Сразу же после исполнения со всего Советского Союза на радио стали приходить мешки писем с просьбой регулярно включать песню в радиоэфир. В течение 1973 года она стала очень популярна, звучала почти каждый день, и, несмотря на ряд препятствий, заслуженно попала в финал «Песни-1974»[8].
В 1975 году Толкунова познакомилась с концертмейстером, пианистом и композитором Давидом Ашкенази, с которым проработала более 18 лет и который был для неё учителем. Вместе с Ашкенази Толкуновой были поставлены многие прекрасные романсы, в том числе «Сероглазый король» на музыку Александра Вертинского и стихи Анны Ахматовой.
В 1976 году в период с 17 июля по 1 августа Толкунова в составе творческой бригады деятелей культуры была направлена на Олимпийские игры в Монреале (Канада) для поддержки советских спортсменов.
В 1977 году на рождение сына композитор Борис Емельянов подарил Толкуновой песню «Носики-курносики». Композиция прозвучала со сцены и сразу же стала популярной. В 1979 году Толкунова дала свой первый сольный концерт. Тогда же певица получила звание заслуженной артистки РСФСР. На «Песне-79» она исполнила хит «Не зря мне люди говорили».
С 1979 года Толкунова начала выступать с сольными концертными программами.
3 ноября 1980 — участие в фестивале «Красная гвоздика» в Сочи.
В 1981 году в репертуаре артистки появилась тема, посвящённая Великой Отечественной войне, её ветеранам. Композитор Марк Минков и поэт Игорь Шаферан написали для Толкуновой «Если б не было войны» — лирическую песню-исповедь о женской судьбе, опалённой войной. Совместная работа над композицией шла тяжело. Валентина Васильевна вспоминала: «Нужно было сделать не просто песню, а песню спектакль». С исполнительницей работал режиссёр.
В 1980-е годы определилась основная тема творчества певицы, которую она сама назовёт «Разговор с женщиной». Это песни о любви и о женских судьбах, счастливых и несчастных, в каждой из которых видна душа женщины. Но какой бы ни была героиня песни Толкуновой, её никогда не покидает ожидание счастья. Таковы песни «Я не могу иначе» А. Пахмутовой, «Где ты раньше был» и «Диалог у Новогодней ёлки» Э. Колмановского, «А любовь-то лебедем» А. Монасыпова, «Вечер школьных друзей» А. Морозова, «Песенка без конца» Э. Колмановского, «Сон-трава» Е. Птичкина, «Воспоминание о былом» В. Мигули, «Уголок России» В. Шаинского, «Серёжа» Л. Квинт, «Жалейка» П. Аедоницкого и другие.
В 1982 году в эфире передачи «Голубой огонёк» впервые прозвучала песня Толкуновой «Я не могу иначе». Композитор Александра Пахмутова сама связалась с певицей, чтобы показать мелодию: она считала, что песня подходила исполнительнице по характеру. Слова написал поэт Николай Добронравов. Песня стала хитом.
В 1985 году Толкунова выпустила двойной альбом «Разговор с женщиной», в который вошли 22 песни. Для многих песен по требованию Толкуновой делалось несколько оркестровок, из которых певица выбирала наиболее подходящую.
В начале 1985 года певица дала серию концертов перед советскими воинами-интернационалистами в Афганистане, в Кабуле и Герате. Фотографии не сохранились, только воспоминания очевидцев. В конце выступления в Герате зал стоя аплодировал ей. Из воспоминаний зрителя-военнослужащего:
После «перестройки» 1985 года 8 лет сотрудничала с Игорем Крутым, совместно гастролировали в США с ансамблем «Элегия». Певица отмечала, что Крутой удачно писал для неё клавир и партитуры, занимался с музыкантами, аккомпанировал, на
В 1986 году на сцене концертного зала «Россия» состоялась премьера драматической оперы «Русские женщины», написанной специально для Толкуновой композитором Ильёй Катаевым по мотивам поэмы Николая Некрасова, стихов Александра Пушкина и Алексея Кольцова.
В 1986 году Толкунова снялась в музыкальном фильме-фантазии «Верю в радугу» режиссёра Виталия Фетисова.
Участие в авторском вечере Евгения Птичкина в Колонном зале Дома Союзов 19 января 1986 года с песней «Сон-трава».
В 1987 году Толкунова становится художественным руководителем созданного ею Московского театра музыкальной драмы и песни.
В мае 1988 года на радио была записана музыкально-литературная композиция «Черёмуха» (музыка Вячеслава Ветрова, стихи Ольги Фокиной).
В 1989 году на телевидении состоялась премьера вокального цикла «Ожидание» (музыка Владислава Успенского, стихи Роберта Рождественского, режиссёр Ирина Тайманова), позднее на сцене концертного зала «Россия» моноопера получила своё сценическое воплощение с привлечением балета театра.
В 1990-х годах в репертуаре Толкуновой появились новые песни гражданского звучания: «Россия — Родина моя» В. Мурадели (в новой оркестровке), «Россиянка» А. Пахмутовой, «Русская деревня» С. Касторского, «Потерянный рай» В. Трофимова, «Прости меня, Россия» В. Вовченко, «Первый парень на деревне» О. Фельцмана, «Да будет жизнь» В. Ветрова, «Господа-мужики» Я. Табачника, «Разговор с маршалом Жуковым» и многие другие.
С 1995 года Толкунова включила в репертуар и исполняла до последних лет жизни песню «Зелена трава», в которой нашла отражение тема женского одиночества и эпизодических отношений[12].
В 2002 году был выпущен авторский альбом композитора и поэта Василия Попова «Мой придуманный мужчина», в который вошли 11 новых песен.
Новый этап в творчестве, стимулом к которому стали обстоятельства личной жизни, — духовные песни. Это песни на стихи Надежды Дерзновенко («Ангел мой», «Рождественская ночь»), «Спаси и сохрани» Евгения Крылатова, «Молитва» Александра Морозова на стихи Николая Рубцова, песни Владимира Вовченко, Виктора Петрова, автора и исполнительницы духовных песен Светланы Копыловой.
Театром музыкальной драмы и песни под руководством Валентины Толкуновой были поставлены музыкальные спектакли и программы: «Не оставляй меня, любовь» (1992), «Я росинка твоя, россиянка» (1995), «Новая весна Валентины Толкуновой» (1997), «России нежная душа» (2006), «Как быть счастливой» на стихи Карины Филипповой-Диодоровой (2009), «Я сегодня обеты молчанья нарушу» (2010).
Около 70 песен спето Толкуновой специально для детей, в том числе «Спят усталые игрушки» из телепередачи «Спокойной ночи, малыши!» и «Кабы не было зимы» из мультфильма «Зима в Простоквашино». В 2006 году певица выпустила 2 компакт-диска для детей «Вам, мои носики-курносики» и «На Горизонтских островах».
В марте 2010 года, находясь в Боткинской больнице, Валентина Толкунова готовила новую сольную программу ко Дню Победы. В этом году она записала свою последнюю песню — «Весенний май» Виктора Петрова.
С 1973 по 2005 год Толкунова — постоянная участница телевизионного фестиваля «Песня года». 25 раз артистка участвовала в финальных выпусках передачи. 57 песен в её исполнении прозвучало в выпусках Фестиваля, из них 27 стали лауреатами. На фестивале «Песня-1998» ей был вручён приз имени Клавдии Шульженко.
За 44 года творческой деятельности Валентиной Толкуновой было исполнено более 800 песен, в том числе на её музыку: «Моя подруга — моя Москва», «Ангел мой», «Марьюшка», «Спешите делать добрые дела», «Уходя, ничего не берите из прошлого» (совместно с Василием Поповым).
С успехом певица гастролировала в Финляндии, Японии, Индии, Германии, Люксембурге, США, Канаде, Греции, Австралии, Вьетнаме, Сингапуре, Израиле, выступала в концертных залах, избегая площадок казино, клубов и ресторанов.
Внешний образ, увлечения, симпатии и привычки
В 1972 году, на своём дебютном выступлении в Колонном зале Дома Союзов, Толкунова впервые предстала перед зрителями с вплетённой в волосы жемчужной нитью. Её причёску копировали многие советские женщины, а сама певица не расставалась с ней на протяжении всей карьеры. Жемчуг называла своим любимым камнем, дорогие ювелирные украшения и бриллианты не жаловала. Для сценического образа Толкуновой был характерен образ «изящной скромной красавицы», она предпочитала минимум украшений и косметики, длинные платья и юбки в пол. В течение всей карьеры Толкунова избегала декольте, руки всегда были закрыты рукавами платья[8].
Своими любимыми композиторами Толкунова называла Александру Пахмутову, Оскара Фельцмана и Марка Минкова. Из числа певцов-современников Толкунова в 1995 году с симпатией и как о близком ей отзывалась о творчестве Татьяны Булановой, Елены Камбуровой, Александра Градского, в 2008 году добавила к ним Дмитрия Маликова и Ирину Богушевскую
Болезнь и смерть
В 1990 году у певицы был обнаружен рак молочной железы. В 1992 году была сделана операция, проведён курс химиотерапии. В 2006 и 2009 годах сделаны повторные операции по удалению метастазов, тем не менее они продолжали медленно распространяться, и со временем болезнь генерализовалась в мозг[8].
16 февраля 2010 года во время концерта в Могилёве Толкуновой стало плохо и она была госпитализирована в реанимационное отделение местной больницы. Из Могилёва артистку перевезли в Москву на обследование в Боткинскую больницу. В больничной палате 20 марта её навестил многолетний партнёр по сцене Лев Лещенко[8], затем больная вызвала священника, и протоиерей Артемий Владимиров прямо в палате совершил соборование[17][18]. 22 марта 2010 года в 6 часов утра впала в кому и через два часа скончалась на 64-м году жизни[19]. Окончательный диагноз — рак мозга[8]. Церемония прощания с народной артисткой РСФСР Валентиной Толкуновой прошла в Театре эстрады 24 марта 2010 года, отпевание проходило в храме Вознесения на Большой Никитской улице в центре Москвы[20], в тот же день она была похоронена на Троекуровском кладбище в Москве[21].
Семья и личная жизнь
Отец — Василий Андреевич Толкунов, военный[22] (уроженец Ртищево, Саратовской области[23]);
Мать — Евгения Николаевна Толкунова (Смирнова)[22] (22 сентября 1925 — 17 июня 2015[источник не указан 163 дня]);
Брат — Сергей Васильевич Толкунов (род. 6 июля 1949[24]), певец и поэт, заслуженный артист России, работал вместе с сестрой на концертах[11];
Дед — Николай Васильевич Смирнов, был репрессирован и 17 лет провёл в лагерях[22];
Бабушка — Анисья Никаноровна Смирнова (Стрижак) из Танхоя[22].
Официально Валентина Толкунова была замужем дважды, однако в авторитетной документалистике известно и о других её романах[25][26][11][10]. Свои взгляды на личные отношения c мужчинами Толкунова характеризовала как пуританские[27].
Её первым мужем с ноября 1966 по 1971 год был Юрий Саульский, композитор, дирижёр вокально-инструментального оркестра (ВИО-66), на 18 лет старше Валентины. Брак продлился 5 лет и распался из-за нового романа любвеобильного композитора, драматические обстоятельства развода существенно отразились на мировоззрении, репертуаре и певческих интонациях Толкуновой
Дом на Патриарших прудах, где Толкунова жила с 1970-х годов до конца жизни, окна на 6-м этаже
В 1974 году Толкунова вышла замуж за Юрия Папорова, старше неё на 23 года, журналиста-международника, писателя, латиноамериканиста, автора книги «Хемингуэй на Кубе» и жизнеописания Маркеса[27]. В этом браке родился Николай Папоров (род. 10 октября 1977)[28], в молодости имел проблемы с наркотиками и криминалитетом, учился в юридической академии, работал художником по свету в Московском театре музыкальной драмы и песни Валентины Толкуновой,
Несколько десятилетий и вплоть до конца жизни Валентина Толкунова жила на Патриарших прудах, в 100-метровой квартире с балконом на верхнем, 6-м этаже старинного дома по адресу Ермолаевский переулок, 16. Поклонниками творчества Толкуновой, среди которых множество влиятельных чиновников и силовиков, Благотворительным фондом поддержки современного искусства им. В. В. Толкуновой при участии правительства Москвы изучался вопрос о выкупе жилища для устройства в нём мемориального музея-квартиры Валентины Толкуновой
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев