Рубрика...Любимые актеры
В послужном списке народного артиста России Андрея Мартынова десятки сыгранных ролей в кино, на телевидении и театральных подмостках. Всенародную известность 26-летнему дебютанту принесли съемки в фильме Станислава Ростоцкого "А зори здесь тихие", в котором Мартынов сыграл старшину Федота Васкова. Картина вышла на экраны в 1972 году, и ее посмотрела - без преувеличения! - вся страна.
За долгую профессиональную карьеру Андрею Леонидовичу не удалось повторить тот первый успех. Но актер справедливо считает, что жизнь не ограничивается сыгранными ролями...
« Давненько я был в кино. По случаю юбилея фильма Глеба Панфилова "Начало" в "Иллюзионе" устраивали вечер, позвали и меня, прислали машину. Правда, исполнительницы главной роли Инны Чуриковой не было, но с Глебом мы душевно пообщались, вспомнили нашу первую встречу в 1977 году на съемках телеспектакля "Любовь Яровая". Постановку снимали к 60-летию Октябрьской революции и собрали отличный актерский состав. Алла Демидова, Наталья Гундарева, Леонид Филатов, Валерий Золотухин, Олег Табаков, Евгений Стеблов... Я играл главного большевика Кошкина, а Инна Чурикова - Любовь Яровую. На площадке она изводила режиссера спектакля Виктора Турбина вопросами: "Объясните, как можно выдать мужа красным? Ну, белый офицер - и что? Она ведь его любит! Или прикажете сыграть Павлика Морозова в юбке?" Бедный Турбин не знал, куда деваться.
Сейчас такими проблемами на съемочной площадке не заморачиваются. Что написано в сценарии, то и изображают в силу отпущенного таланта. Именно поэтому мне нравятся старые советские картины, где все сделано на совесть.
Новое кино почти не смотрю. За последнее время, может, только "Солнечный удар" Михалкова по телевизору. Но ведь и Никита Сергеевич в известном смысле из старичков, мой ровесник...
На премьеру нового фильма "А зори здесь тихие", которые Ренат Давлетьяров снял к 70-летию Победы, тоже не видел, в Кремль меня не пригласили. С Леной Драпеко, сыгравшей в фильме у Ростоцкого Лизу Бричкину, мы записывались в телепрограмме у Андрея Малахова к 9 Мая, и после съемок она говорит: "У меня два билета. Хочешь - пошли". А я так устал от юпитеров, глаза разболелись... Да и не люблю, если честно, быть непрошеным гостем. Звали ведь Лену, она все-таки депутат Госдумы...
Словом, видел лишь фрагменты новых "Зорь", рекламную нарезку. Честно говоря, в любом случае не пошел бы в Кремль. Что там смотреть? Фильм провалился в прокате, не окупил затрат на производство, хотя и копий напечатали много, и премьеру приурочили к Дню Победы. Значит, публику не обманешь...
Это уже третий ремейк. Китайцы лет десять назад сняли сериал по книге Бориса Васильева. С нашими, российскими актерами. Там серий сто или даже больше. В Поднебесной "Зори" по-прежнему любят, фильм Ростоцкого чуть ли не на каждый праздник по телевидению показывают. А картину Давлетьярова вряд ли станут часто крутить. Сильно сомневаюсь. И не из-за того, что кино плохое. В нашей ленте тоже вижу массу недостатков, но она уже стала классикой, к ней особое отношение и счет другой...
Поймите правильно: я не имею ничего против ремейков. Взять для примера ВВС. Англичане сняли, если не ошибаюсь, пять или шесть киноверсий романа Шарлотты Бронте "Джейн Эйр". И все с изумительными актерами, прекрасной режиссерской работой. Смотришь и получаешь удовольствие.
Со временем многое устаревает, у людей меняются взгляды, вкусы. Это нормально. Важно не скатиться в лубок или халтуру, не паразитировать на желании состричь дивиденды с чужого успеха.
В фильме Ростоцкого "А зори здесь тихие" я очень хотел сыграть Васкова. Прочел сценарий и понял: мое. Это важно - почувствовать роль. Певцы примерно так ноты с листа читают. Георгий Свиридов в тридцатые годы написал прекрасный романс "Роняет лес багряный свой убор" на стихи Пушкина и хотел, чтобы первым его исполнил великий Лемешев. Но Сергей Яковлевич посмотрел партитуру и сказал: "Нет, не могу это спеть". Не привыкший терпеть отказы Свиридов изумился: "Как?!" Потом Лемешев все же записал романс, получилось отлично, но, видимо, он не сразу ощутил дух произведения, что-то ему помешало.
У меня не было большого актерского опыта, тем не менее я поверил, что справлюсь с ролью, возьму верхнюю ноту, не сфальшивлю.
У Станислава Ростоцкого хватало опыта не только режиссерского, но и боевого. Он же участвовал в Великой Отечественной.Прошел рядовым от Вязьмы и Смоленска до Западной Украины, получил тяжелое ранение, потерял ногу, стал инвалидом второй группы... В нашей съемочной группе было много фронтовиков, мы, молодые актеры, попали в окружение людей, которые все знали о войне, варились в этом соусе. А мне предстояло сыграть человека, последовательно переживающего пять смертей близких людей. Мужчины, отправляющего на гибель девушек. Не уверен, что даже у Шекспира есть такая драма!
Съемки фильма нужно было уложиться в летний сезон. Ведь три четверти картины снимались на натуре. К тому же Ростоцкий растянул картину на две серии, хотя, на мой взгляд, хватило бы и одной. Еще лучше получилось бы. Спокойно можно было обойтись без современных вставок в начале и в конце картины, этих сцен и в книге Бориса Васильева нет.
Снимали в Карелии, где снег сходит в мае, а выпадает в начале октября. И премьера осенью 1972 года, кстати, прошла в тех же местах. Так у кинематографистов принято. Приехали всей нашей командой и показали фильм в клубе ближайшей к месту съемок деревни. Потом был Петрозаводск. А главная премьера - в Москве, в кинотеатре "Россия". За год на "Зори" продали 132 миллиона билетов. Даже при условии, что на каждую серию полагался отдельный квиток, фильм посмотрели шестьдесят шесть миллионов человек. Колоссальная цифра! "Зори" месяцами крутили в кинотеатрах, и очереди не иссякали. Это сегодня российские картины зарабатывают копейки, а в советское время доход от проката конкурировал с выручкой от продажи табака и алкоголя. В 1972 году "Зори" сделали кассу, помогли перевыполнить план. Никто не ожидал такого успеха, а тут вдруг...
Каждое утро я шел в театр мимо "России" и видел толпы, стоящие за билетами на наш фильм. Было приятно, не скрою.
Меня после съемок никто не узнавал. В картине я ведь с усами, с ивановским говорком и в военной форме. В метро тоже не обращали на меня внимания. У прохожих и попутчиков я не ассоциировался с образом старшины Васкова. В профессиональном смысле это хорошо.
Свою порцию почета я получил. Была и премия Ленинского комсомола, и Госпремия СССР...
Фильм объехал весь мир, правда, в основном, уже без меня. Станислав Иосифович предпочитал брать с собой исполнительниц женских ролей, что логично. В Венецию повез Олю Остроумову и Иру Шевчук, оттуда перебрался в Сорренто, потом - в Париж и далее - со всеми остановками. Япония, Индия, Африка, Латинская Америка... Даже в Израиле картину показывали, хотя у Советского Союза в тот момент не было дипломатических отношений с Тель-Авивом.
Турне с небольшими перерывами продолжалось, наверное, с полгода.
О чем говорить, если "А зори здесь тихие" и на "Оскар" номинировались? Как лучший фильм 1973 года на иностранном языке. Говорят, шансы на победу были высокие. По крайней мере, наша картина попала в финальный шорт-лист, но в итоге награда Американской киноакадемии досталась "Скромному обаянию буржуазии" Луиса Бунюэля. Французский классик получил "Оскара", так сказать, по совокупности заслуг перед мировым кинематографом.»
Андрей Мартынов
А вам нравится Андрей Мартынов в образе Васкова?
Комментарии 5