Это выражение принадлежит самому Александру Сергеевичу и впервые было употреблено им в поэме «Руслан и Людмила»:
…Бери свой быстрый карандаш,
Рисуй, Орловский, ночь и сечу!..
(Александр Осипович Орловский – русский художник-баталист польского происхождения.)
Позднее, уже после смерти поэта, «быстрым карандашом» стали называть его графическое наследие – многочисленные зарисовки, сделанные им на полях рукописей. Лёгкие, стремительные, как правило, они возникали в минуты ожидания музы, когда рука с карандашом сама водила по бумаге. «Он рисовал беззаботно, – писал один из первых исследователей Пушкина-художника А. М. Эфрос. – Он рисовал, как хотел бы писать. Рисунки выходили у него сразу или не выходили совсем. В первом случае он не очень радовался и во втором – не слишком огорчался. Он их любил, порой берёг, всегда забавлялся ими, – но просто и небрежно… Он от них ничего не требовал. Они возникали мимоходом. Они были малыми спутниками его стихов. Они жили в их тени и их соками. Они не тянулись к самостоятельной жизни. Их прелесть – это прелесть пушкинского поэтического „почерка“. Пушкинский рисунок – дитя пауз и раздумий поэтического труда». Тем не менее эти «дети пауз и раздумий» – лирические ли, карикатурные ли – всегда получались очень выразительными и о самом поэте зачастую «говорили» больше, чем слова и рифмы. По мысли того же Эфроса: «Графика его рукописей – это дневник в образах, зрительный комментарий Пушкина к самому себе».
Если же отойти немного в сторону от «быстрого карандаша» как красивого художественного образа и остановиться на карандаше как незаменимом инструменте писателя (и читателя!), то и его не обошёл вниманием в своём творчестве А. С. Пушкин:
Хранили многие страницы
Отметку резкую ногтей;
Глаза внимательной девицы
Устремлены на них живей.
Татьяна видит с трепетаньем,
Какою мыслью, замечаньем
Бывал Онегин поражен,
В чем молча соглашался он.
На их полях она встречает
Черты его карандаша.
Везде Онегина душа
Себя невольно выражает
То кратким словом, то крестом,
То вопросител
ьным крючком.
(«Евгений Онегин», глава VII, строфа XXIII)
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев