«Мне брюхом хочется театра…» – писал в 1822 году из южной ссылки Пушкин Н. И. Гнедичу. Писал в свойственной ему шутливой манере. Хотя страстью к театру поэт пылал отнюдь не шуточной. Искрящейся нитью проходит через всю его биографию, в том числе творческую, неразрывная связь с Мельпоменой. Он родился и вырос в семье театралов. В доме Пушкиных всегда шли «благородные спектакли» (в которых играли любители-дворяне, в то время как профессиональные актёры чаще всего были недворянского происхождения). Позже был покоривший Александра Сергеевича крепостной театр в Царском Селе. И, наконец, – полное погружение в театральную жизнь Петербурга, тесное общение с деятелями сцены, участие в обсуждениях постановок, написание критических статей. «Значительная часть нашего партера (то есть кресел) слишком занята судьбою Европы и Отечества, слишком утомлена трудами, слишком глубокомысленна, слишком важна, слишком осторожна в изъявлении душевных движений, дабы принимать какое-нибудь участие в достоинстве драматического искусства (к тому же русского)», – подчёркивал он в своих «…замечаниях об русском театре». И в критических опытах, и в переписке Пушкин неоднократно выражал своё отношение к современному ему театру французского образца, который строился на манер театра Корнеля и Расина. Он решительно выступал против «трёх единств» (места, времени и действия), против классицизма как такового, подразумевающего условность жанра, и отстаивал «истинный романтизм» в драматургии (понимаемый нами как реализм). Корнелю и Расину он противопоставлял Шекспира с его народной драмой. Собственную драматургическую концепцию Александр Сергеевич выразил в таких произведениях, как «Борис Годунов» (написано уже в северной ссылке – в Михайловском) и «Маленькие трагедии», ставших первым шагом к реформе русского театра. Не забудьте сегодня поздравить рыцарей сцены и всех причастных к этому удивительному виду искусства, а на досуге побалуйте себя просмотром 23-й серии 1-го сезона мультсериала «Пушкин и… Михайловское» – «Пушкин и царь Борис С».
Нет комментариев