Оно отмечается в следующее после Троицы воскресенье. Этот день считался окончанием русальной недели, границей между весной и «пролетьем» (началом лета). Как и в пасхальных обычаях и обрядах, в эти дни центральное место занимало яйцо как символ зарождающейся жизни, оно являлось атрибутом многих обрядовых действий и народных игр, обязательным ритуальным блюдом в семик была яичница-глазунья и так далее. А в Жилаговском районе Иркутской области этот день вообще получил название «Яичное заговенье»
Вот такие формы проведения праздника Петровского заговенья продолжали существовать в сибирских селениях Иркутской области до 30-х – 50-х гг. XX века (а отдельные элементы – и позже) и нашли отражение в устных рассказах старожилов края:
•Обряды почитания и потопления берёзки: « Заломили берёзку — вот как голову сделали ей, платок повязали ей и юбку на юбку вот так одявали… Юбка на юбке надето, и платок подвязанный на ней. И пошли по деревне наскрозь и в конец деревни-то». А потом либо собирались все за стол, либо «полянку делали» [8, № 193].
•Массовые обливания водой: «Вот у нас в Большеокинском (счас-то оно под водой, ГЭС-то), вот заговье, дак с утра раннего до обеда чё делалося?! Обливалися! Хоть не выходи за ограду. Если молодёжь, уташшат в реку. А то подкараулят, выкупают прямо в реке или здесь обольют. И старики боятся выходить. Таки ловкачи плеснут и на старика. Вся река у берегов вся кипит. Все: кого куряют [окунают, бросают в реку. – М.С.], кто сам уж куряется, кого ташшат, кто вырвется, убегат. Рёвишша! Вот до обеда такая кутерьма! По улице не пройти, иди все с вёдрами. » [7, № 562].
•Традиционные игры: «Мы все уже замужем были, у нас Камень был [название прибрежной скалы. – М.С.], так там, ой, столько игры там! Столько народу было! Лаптой играли и всяко. А теперь ничё, прошёл праздник, ну, ничё даже нету! » (с. Большеокинское Братск. р-на) [7, № 550].
•Увеселения: «Одеваются. И часа в три все к мангазее, там большая поляна была, всё Большеокинское собиратся, от мала до велика. Мужики канаты перетягивают, прыгают, бега [скачки на конях. — С.М.], в городки играют. Женшшины берутся за руки, водят хоровод. Там собиратся до ста человек. Плеть такая [хоровод. — Г.В. А.-М.]! И вот в такой степи, знаете, всякие фигуры с песнями! Ой, пляски! Какая это красота! Это я помню. Это заговье. Какая-то волна красива идёт! Какие фигуры разны, какие танцы красивые! Это же поле. За Большеокинским. А какой хоровод большой был! Там знаете какое поле — глазом не охватишь! Идёт такая вот плеть красивая, волнами всякими. Глаз не отведёшь! Красиво! . Там человек хошь двести. Меньше — она некрасивая. » [7, № 562].
•Стрельба из ружей: « И потом вечером оттуда идут все на угор, над рекой, и стреляли. Ну а ружьё в каждом доме было, в каждом доме, везде. Вот постреляют, потом все ужнают — и на полянку. Старики выходят, на лавочку садятся, молодёжь — на полянку. А идут на полянку с песнями, разодетые, с приплесью [с пляской. – М.С.]. Парни, вот дядья, они все песенники, все плясуны, так вот с друзьями идут… . Дак вот одне поют, присвистывают, а впереди идут одни или двое пляшут ребята. Ну-у-у, праздник по всей улице! Вся деревня в песнях, плясках! » (с. Большеокинское Братск. р-на) [7, № 562].
•С этого дня разрешалось купаться в реке: «В заговью начинают купаться, в Ильин день последний день купаются» [7, № 562].
•К празднику были приурочены традиционные запреты в сфере бытового поведения - запрещалось выполнять любую работу (кроме каждодневной и неизбежной: приготовление пищи, уход за скотом).
Петровское заговенье в календарно-обрядовой традиции русских старожилов Байкальской Сибири в 2019 году стало объектом нематериального культурного наследия Иркутской области. Прочитать статью о нём, а также записи устных рассказов старожилов можно здесь https://clck.ru/34bjMR .
На фото Спасский собор в г. Киренске, 1913 год. Государственный архив Иркутской области.
[7, № 562] – так обозначены номер тома и номер рассказа в «Словаре говоров русских старожилов Байкальской Сибири».
#нематериальноенаследие
#нематериальное достояние
#народныйкалендарь
#центррусскогоязыкаиркутск
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев