От природы был наделён грубым и очень выразительным лицом с угрюмым и зловещим выражением. Это сочеталось с блестящей актёрской интуицией, подвижностью, богатейшей мимикой и врождённым юмором, правда весьма грубым и во многих случаях неприличным. Филиппов был способен идеально создать требуемый образ буквально с первого раза. Будучи очень наблюдательным от природы, Филиппов подмечал в людях разнообразные недостатки и воспроизводил их в своих героях очень зло, резко и метко.
На сцене и экране Филиппов воплощал людей неотёсанных, недалёких, хамоватых, наделённых многими недостатками, хитрых, изворотливых и часто надменных, играл лодырей, пьяниц, злобных неудачников. Однако несмотря на резко карикатурный стиль игры, Филиппов был органичен как артист в любом образе. Такого артиста не могли ни заметить кинематографисты. В кино он снимался с 1937 года, дебютировав в картинах «За советскую Родину», «Волочаевские дни», «Соловей». Популярность же ему принесли комедийные кинороли в фильмах «Укротительница тигров» (1954), «Карнавальная ночь» (1956), «Девушка без адреса» (1957), «12 стульев» (1971), «Иван Васильевич меняет профессию» (1973).
Филиппов исполнял опасные трюки без дублёров. На киносъёмках он неоднократно падал с большой высоты на землю или в воду, входил в клетку с тиграми. Филиппов был мастером как больших и сложных ролей, так и эпизодов. Даже в небольших эпизодах он создавал незабываемых гротескных персонажей: «Иван Васильевич меняет профессию» (Л. И. Гайдай, шведский посол), «Собачье сердце» (В. В. Бортко, богатый старик-клиент профессора Преображенского), «Карнавальная ночь», «Девушка без адреса» (Э. А. Рязанов, лектор и начальник), «Музыкальная история» (Г. М. Рапопорт, начальник клуба) и т.д.
В 1940-е - 1960-е годы актер был очень популярен. Популярность была специфического свойства - его часто отождествляли с его глупыми и малоприятными героями, легко узнавали на улицах и в ресторанах и бурно приветствовали. Он это воспринимал как издевательство, и будучи человеком самолюбивым и нелюдимым, быстро возненавидел свою популярность, хотя успехами своими откровенно гордился.
За несколько дней до смерти актер рассказал коллеге Любови Тищенко о своей несбывшейся мечте: «Знаешь, я ведь всю жизнь хотел сыграть положительную трагическую роль, а мне доставались одни мерзкие типы. Я даже плакал, когда узнал, что главная роль в фильме «Когда деревья были большими» досталась Юрию Никулину».
…В 1965 году у него была обнаружена опухоль головного мозга.
Переломным для Сергея Николаевича стал 1970-й год, когда Леонид Гайдай пригласил его на роль Кисы Воробьянинова в свою киноверсию «Двенадцати стульев» и актёр был бесконечно благодарен Гайдаю за такой подарок судьбы. Нина Гребешкова, рассказала об их отношениях: «Сергей Николаевич радовался роли, как ребёнок. Работал, что называется за двоих. И это несмотря на страшные головные боли, какие он тогда испытывал. Роль училась с трудом. Однако он сам себе не позволял халтурить. Единственное, где он воспользовался услугами «дублёра» это была эксцентрическая драка Кисы и отца Фёдора, Сергея Николаевича заменил сам Лёня. Гайдай ценил его за редкий дар- фактурный, в работе Сергей Николаевич был очень скрупулёзный и ответственный. Кстати за всё время съёмок «12 стульев» Сергей Николаевич не позволил себе ни разу выпить, ни грамма».
Перед озвучанием фильма «Двенадцать стульев» Филиппов с женой поехали в Москву, чтобы сделать операцию по удалению опухоли, но столичные медики отказали артисту в операции, посчитав её смертельно опасной. Вернувшись домой в Ленинград, Филиппов продолжал жить обычной жизнью, пока в один из дней не потерял сознание прямо на улице. Его доставили в городскую больницу №25, и там его, лежащего в коридоре, узнал один из врачей. Филиппову была сделана незамедлительная операция по удалению опухоли и части черепной кости. После операции Сергей Николаевич быстро пошёл на поправку и успешно закончил работу над картиной, подарив зрителям необыкновенное удовольствие от своей незабываемой игры.
Актёр продолжал сниматься, преимущественно в комедийных фильмах («Иван Васильевич меняет профессию», «Табачный капитан», «Не может быть!», «Летучая мышь» и др.), хотя среди его ролей были также Губарев в «Блокаде» (1977), продавец в «Мере пресечения» (1983), художник в «Таинственном старике» (1980). Последними его ролями стал пациент в «Собачьем сердце» (1988) и пенсионер в «Операции Кооперация» (1989). Всего в фильмографии актера 136 работ. (В 1935-1965 годах - актер Ленинградского театра комедии. С 1965 года - актер киностудии «Ленфильм»).
Последние годы своей жизни Филиппов провёл в одиночестве. Умер от рака легких 19 апреля 1990 года. Похоронен Сергей Филиппов на Северном кладбище в Санкт-Петербурге, рядом с Антониной Голубевой, второй женой.
Первая жена - Алевтина Ивановна Горинович, артистка балета. Вместе они прожили более 10 лет, разошлись перед войной. Они вместе учились в эстрадно-цирковом техникуме, на актёрском отделении. Влюблённые поженились в 1932 году, рисковали они оба. Филиппов тем, что женился на дочери дворянина, а это ни как не поощрялось в те годы. Алевтина вполне могла навлечь на себя гнев бабушки, воспитывающей в строгости свою внучку (родители Алевтины погибли). Ведь у её будущего мужа не было, как говорится, «ни кола, ни двора». Молодые просто поставили бабушку перед фактом, показав ей свидетельство о браке. В браке родился сын - Юрий Сергеевич Филиппов (г.р. 1938).
Позже Алевтина Ивановна стала преподавателем английского языка, работала переводчицей в Военно-воздушной академии имени Можайского. Она постоянно ревновала мужа к поклонницам, сцене и кино. В книге Ю.С. Филиппова «Сергей Филиппов. Есть ли жизнь на Марсе…» приводятся слова отца, где он признавался, что ради славы был готов бросить и жену, и сына: «Мама тогда страшно обиделась: «Ну и иди к своей славе!». Женщинам не говорят такие вещи. Когда начались восхищения, преклонения, застолья, отец так и говорил: «Хочу славы, славы хочу!» Вот и наступил момент опьянения…». Несмотря на неординарную внешность, Филиппов постоянно крутил романы с первыми красавицами Ленинграда и Москвы. Его жена знала об этом, очень страдала, и в итоге они расстались. А В 1970-х Алевтина Ивановна эмигрировала в США, в Россию не возвращалась, отчего брак остался на годы не расторгнутым. Сын Юрий после окончания Мухинского училища эмигрировал вместе с матерью. Сергей Николаевич выбор сына очень не одобрил. Для актёра это был страшный удар. После этого отношения Сергея Филиппова с сыном были настолько запутаны, что период их взаимного отчуждения затянулся на долгие годы. В Америке Юрий Сергеевич добился большого успеха. Как художник-дизайнер он работал для многих всемирно известных фирм: Ральфа Лорана, Эсте Лаудер, Армани и Шанель. Он оформлял бродвейские театры и интерьеры вилл мультимиллионеров, получил несметное количество наград.
Вторая жена - Антонина Голубева (1899-1989), детская писательница, автор книг о С.М. Кирове («Мальчик из Уржума» и др.). Была старше Филиппова на тринадцать лет. Они жили в квартире Голубевой, в знаменитом Писательском доме на канале Грибоедова, 9. С Антониной Георгиевной Филиппов познакомился в ресторане «Астория». Юрий Филиппов рассказывал: «Однажды в ресторанной драке папу нечаянно пырнули вилкой в руку, и Голубева, случайно оказавшаяся рядом, вовремя оказала ему медицинскую помощь и моральную поддержку. А затем отвела его, обалдевшего от такого внимания и ласки, к себе домой… В шутку или всерьёз он называл её Барабулькой. Голубева ездила за ним повсюду - на съёмки, на гастроли - и не давала свободно вздохнуть, ревнуя по-чёрному». Антонина Георгиевна была очень странной особой – не любила детей, не стремилась наладить отношения с пасынком, да и про свою дочь сообщила Филиппову не сразу, не смогла устроить быт и уют в доме. Но, тем не менее, Филиппов прожил с Голубевой почти 40 лет. Она ушла в 1989-м, на 91-м году жизни. К тому времени он уже был тяжело больным человеком. И одиноким. Филиппов сам выбрал такой образ жизни - он никого не впускал в свой дом, отключил телефон. Он даже врачей не вызывал на дом, вероятно, ему было очень стыдно за свой внешний вид, за беспорядок, творившийся в квартире.
Актриса Любовь Григорьевна Тищенко, его коллега и давняя приятельница, ухаживавшая за Филипповым в последний период его жизни, вспоминала: «Мне тогда было не до того. Я занималась оформлением документов на похороны, а дочка Голубевой вывозила всё из квартиры. Сергей Николаевич даже ещё не похоронен был. Надо документы оформлять, а внучка и дочь Голубевой все вещи растаскивают в это время. Он ещё в морге лежал, а они всё из квартиры всё спешным порядком увозили. Документы я у них всё требовала, оформлять погребение. Они ничего не хотели делать».
Когда Филиппова не стало, внезапно обнаружилось, что его похороны организовать попросту не на что — никаких накоплений у актера не осталось. Поэтому деньги на похороны артиста собирали всем актерским миром, организовал сборы Александр Демьяненко. Питерская гильдия киноактёров установила на могиле бюст.
«Когда Сергей Николаевич умирал, никто из тех, кто был тогда рядом с ним, не сообщил сыну о надвигающейся потере, хотя и телефон, и адрес Юрия он хранил на прикроватном столике. Зато после смерти великого актера очень легко было растащить содержимое квартиры, а потом написать статью, что Сергей Николаевич Филиппов умер в нищете: кроме грязного белья и окурков в квартире ничего не было... А где его библиотека? Где мебель, картины? Где, наконец, его архив: фотографии, письма поклонников, статьи, кинотека? Кто может на это ответить?», - вспоминала сноха актера Татьяна Гринвич.
Сын артиста узнал о смерти Филиппова слишком поздно, и приехать на похороны не смог. Юрий опровергает то, что Филиппов жил в бедности: «Это неправда! Папа любил окружать себя красивыми вещами: коллекционировал бронзовые фигурки, покупал мебель красного дерева, любил фарфоровую посуду, драгоценности». Когда Юрий приехал в страну (уже после смерти отца), то обнаружил, что из квартиры Сергея Филиппова пропали антикварная мебель, драгоценности и семейный архив.
В память об отце Юрий написал книгу «А есть ли жизнь на Марсе…» и снял одноимённый, достаточно неоднозначный документальный фильм.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 3