Его отец прожил 21 год, был расстрелян в тридцать третьем — «в коллективизацию». До получения паспорта Шукшин носил материнскую фамилию, и в школе числился Василием Поповым. Он закончил сельскую семилетку, поступил в бийский автотехникум, ушел из него, работал в колхозе, на нескольких заводах в Средней России, помотался по общежитиям, доехал до Москвы, работал в Бутове, когда его призвали в армию — в морфлот. Служили тогда четыре года, но незадолго до дембеля Шукшин был комиссован из-за язвы желудка. Вернувшись в Сростки, преподавал в местной школе и даже стал ее директором, пока в пятьдесят четвёртом не отправился в Москву — поступать во ВГИК.
Решение, мягко говоря, неожиданное для человека с биографией Шукшина. Сам он говорил, что обосновано оно было чисто детским отношением к кино: оно казалось чудом, другим миром. Литература — хорошо, но кино — строительство альтернативной жизни, радикальное ее переустройство. Достаточно вспомнить, чем был кинематограф для тогдашнего ребенка, особенно сельского. Возможно, в свои режиссерские таланты он верил больше, чем в литературные — потому что был по природе человеком, которого слушаются.
Он поступил к Ромму. Последний сказал про двух своих будущих главных выпускников: обоих учить бессмысленно. Этот знает уже все, а этот — совсем ничего. Первый был Тарковский, второй — Шукшин. Дружбы между ними не было, но было взаимное уважение. Именно Ромму Шукшин показал свою тогдашнюю прозу, тот посоветовал показать ее в журналах. Так, в 1958 году в «Смене» вышел рассказ «Двое на телеге».
Шукшин чувствовал природу кинематографа как мало кто среди его современников. Критики отмечают, насколько фильмы этого режиссера виртуозны с чисто формальной точки зрения — монтажа, построения кадра, чередования игровых и документальных фрагментов, реалистического повествования и сюрреалистических виньеток.
Герои Шукшина — люди выпавшие. Традиции крестьянского мира в них пресекаются, подлинность, если она и была, становится недоступной. Задорный шофер Пашка Колокольников из шукшинского полнометражного дебюта «Живет такой парень» и отчаянный вор-рецидивист Егор Прокудин из «Калины красной» представляют начало и конец этой траектории выпадения. Пашка мается и мечется от работы к работе, от знакомой к знакомой потому, что ищет «идеал». Выйдя из лагеря, Егор подобным же образом ищет «праздника» — ищет по воровским притонам, занюханным «бордельеро», и, конечно, в деревне. В конечном счете тяга к празднику-идеалу устремляет человека к катастрофе.
Любопытный момент: в «Калине красной» часто видят завещание, нечто вроде финальной исповеди Шукшина. Однако это фильм, созданный как бы между делом, в откладывании проекта его мечты — эпопеи о Степане Разине. Шукшин задумал ее еще в середине 1960-х, бесконечно боролся за нее с чиновниками и функционерами. На очередном витке этих мытарств киноначальство потребовало, чтобы он сначала снял что-нибудь попроще, на современном материале.
Впоследствии сценарий был переработан в роман «Я пришёл дать вам волю». Сценарий будущего фильма «Точка кипения» также не получил одобрения в Госкино. Многие годы Василий Макарович совмещал работу над фильмами с писательской деятельностью. Писал он от руки в ученическую тетрадь и обычно по ночам.
В середине семидесятых, после триумфа «Калины красной», Шукшин принял приглашение сниматься в новом фильме Сергея Бондарчука «Они сражались за Родину». На тот момент его уже давно мучили приступы язвы желудка, обострившейся в годы, когда он страдал алкоголизмом. И хотя последние годы жизни после рождения дочерей Шукшин не пил, болезнь прогрессировала.
2 октября 1974 года в три часа ночи по московскому времени он скоропостижно скончался на 46-м году жизни во время съемок на теплоходе «Дунай». Мертвым его обнаружил близкий друг Георгий Бурков.
Церемония прощания с Шукшиным прошла в Центральном Доме кино. Похоронили Василия Макаровича на Новодевичьем кладбище в Москве.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 46
Но, Татьяна Зюзько, не могу не отметить:
* Это^ самородок^ земли русской^ браво артист^,^,^
*
Правила Рюсской грамматики, рекомендуют:
* Это, самородок, земли русской, браво артист!
*
Да, это же шедеврус, Господа! Лайк! Лайк!
*
А, что, фраерок петушинный, так же хамить, как Вася Шукшин, тебе западло? Или, шнырь подзаборный, уровнем до него не до рос?
*