Памятники различных регионов и временных отрезков. Эволюция иконографии.
1. Эта икона является списком чудотворного образа Xll в из предыдущей иллюстрации. Датирована XlV - XV веками или 1395 - 1408 годами, кому как виделось. Приписывают Андрею Рублеву, но кто же знает? Во всяком случае высочайшего мастерства работа и хочется верить, что Рублев и есть.
2. Смелая датировка XlV веком, но всё же с поправками. Первоначальная живопись на ликах сохранилась очень хорошо и, понятное дело, поновлялась.
В XVII в. икона находилась среди других Богородичных образов Благовещенского собора Моск. кремля.
3. Типичная схема, может и середина XVll века. Сохранность, как видим, не очень. Показываю в качестве примера.
4. Московская икона кон.XV - нач. XVl вв. (но тут есть вопросы) круга Дионисия из Успенского собора Моск. Кремля с праздниками и избранными святыми. Средник в точности повторяет композиционную схему византийской иконы Xll века из ГТГ.
5. Икона из московской церкви Михаила Архангела в Замоскворечье относится к раннему периоду Симона Ушакова и отличается достаточно традиционной манерой письма. Это 1652 г. На оборотной стороне есть подпись «Лета 7160 году списана сия икона с самыя чюдотворныя иконы Пресвятыя Богородицы Владимирския и мерой, а писал государев иконописец Симан Федоров. Зачата июня 19 день».
Сегодня в Третьяковке.
6. Любимый мной тип икон с клеймами. Владимирская с праздниками и избранными святыми из церкви Похвалы Богородицы села Орел Усольского района, а сегодня в Пермской художественной галерее. Это XVll век, а точне 1603 год.
7. Ярославская икона второй половины XVll века с 18 - ю клеймами сказания. Происходит из церкви Иоанна Златоуста в Коровниках. Сегодня в Ярославском музее-заповедник.
8. Общепризнанный шедевр, панегирик московским святыням и чтимым святым времён первых Романовых, прославляющий царствующий град Москву как Третий Рим — икона с интересным названием «Похвала иконе Богоматери Владимирской (Древо государства Московского)». Написана в 1663, а не в 1668 году, как считалось раньше. Во времена раскола —передатировка на несколько лет сложного символико-аллегорического произведения с не очень понятной иконографической программой очень существенна. Наконец, впервые проведенные технико-технологические исследования подписных работ Симона Ушакова позволили выявить особенности авторской манеры его письма в разные годы, а также прояснить, какими именно приемами он пользовался для достижения живоподобия.
9. Середина XVll века. Старообрядческая икона из собрания К.Т.Солдатенкова. Вполне строгановская. Сегодня находится в Ризнице Покровского собора при Рогожском кладбище.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев