, дерево, темпера ЦМиАР.
Из Успенского собора в Дмитрове Московской области. Реставрирована И.В. Ватагиной в 1980-х годах в ЦМиАР.
Нижнее и боковые поля восполнены в позднейшее время. Часть живописи средника и ряда клейм (клейма 6, 7, 8 и 9) лежит на вставке XVIII века.
Икона Пресвятыя Богородицы Тихвинской согласно преданию, зафиксированному позднее в Сказании об образе, явилась летом 1383 года на реке Ояти в новгородских пределах. Икона являлась четыре раза, и на месте последнего явления был построен деревянный храм, перестроенный в камне в 1507-1515 годах. В 1560 году на этом месте был основан Успенский Тихвинский монастырь с новым каменным собором.
Списки чудотворной иконы Б-цы Тихвинской начали создавать в первых десятилетиях XVI века. С того же времени известны иконы Б-цы Тихвинской с клеймами, в которых представлены эпизоды сказания о чудотворном образе. Наиболее ранний пример - рама, созданная около 1547 года для более ранней иконы из Благовещенского собора Московского Кремля. Литературной основой для клейм таких икон служило Сказание о чудесах иконы Богоматери Тихвинской, составленное в конце XV - начале XVI века. Особенностью икон Б-цы Тихвинской со Сказанием XVI-XVII веков является круговое размещение клейм вокруг средника, лишь с конца XVII столетия появляются иконы с традиционным построчным повествованием. Состав и иконография клейм дмитровской иконы в основном восходит к раме иконы из Благовещенского собора. Сцена в нижнем клейме была призвана подчеркнуть божественное покровительство великокняжеской власти. Здесь представлены члены великокняжеской семьи Василий III (в иночестве Варлаам), молодой князь Иван Васильевич и рядом с ним, вероятно, его брат Юрий. Среди изображенных в этом клейме церковных иерархов выделяется образ митрополита Макария.
Стиль иконы - особенности личного письма, темный, тяготеющий к монохромности колорит - находит аналогии в московской живописи 1560-1570-х годов. Наиболее близкими памятниками являются оглавная икона Иоанна Предтечи из Успенского собора в Дмитрове и икона «Пресв. Б-ца Боголюбская» того же времени (Н.И. Комашко, Слово и образ, 2010).
Клейма (по часовой стрелке, последнее 16ое в левом нижнем углу):
1. Явление иконы на реке Ояти над горой Смолковой и создание Успенской часовни
2. Явление иконы в веси Имоченцах и построение часовни (?)
3. Явление иконы на Куковой горе
в урочище Кожела, где была сооружена Покровская часовня
4. Явление иконы на реке Тихвине и начало строительства деревянной Успенской церкви в 1389 году
5. Явление иконы на другом берегу реки Тихвины и чудесное перенесение туда церковного сруба
6. Отослание пономаря Юрыша для проповеди в окрестностях Тихвинского погоста
7. Успение Богоматери
8. Явление Богоматери и святителя Николая пономарю Юрышу
9. Чудо о железном кресте
Обретение иконы невредимой после пожара Успенской церкви в 1393 году
11. Установление деревянного креста и устроение Никольской часовни
12. Обретение иконы невредимой после пожара 1395 года
13. Чудесное обретение креста невредимым после пожара Никольской часовни
14. Чудесное спасение строителей при обрушении паперти Успенского собора
15. Моление великокняжеского двора перед чудотворным образом
16. Больные и калеки, стремящиеся к иконе за исцелением.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1