рублей государству на постройку боевого самолет.
С началом Великой Отечественной войны двое сыновей и три зятя Головатого ушли на фронт, в доме остались девять внуков, младшему едва исполнилось два года. Патриотизм этого немногословного человека проявился после успешной продажи меда на рынке Саратова. Цена этого продукта в голодные военные годы доходила до 900 рублей за килограмм. Собрав выручку — 100 тыс. рублей, Ферапонт Головатый отправился к директору самолетостроительного завода №292 Израилю Левину.
Хорошо запомнился мне этот день 15 декабря 1942 года. В мой кабинет вошел высокий, крепко скроенный человек в черной поддевке, барашковой шапке. "Товарищ директор, хочу купить самолет". Я спросил, кто он и откуда. Он ответил: "Ферапонт Петрович Головатый, из колхоза "Стахановец" Новопокровского района Саратовской области". Я вспомнил, что недавно мы продали этому колхозу три самолета, и подумал, что колхозники еще собрали средства и хотят пополнить свои подарки фронту. Но в беседе выяснилось, что самолет колхозник решил приобрести сам, на свои личные деньги
Израиль Левин, из книги "Грозные годы"
Именно в 8-ю воздушную армию военное руководство решило торжественно передать именную машину Ферапонта Головатого. Пасечник попросил передать этот истребитель земляку, желательно летчику-асу, и написать на борту приветствие от него. Так и поступили.
Комдив Борис Сиднев рекомендовал саратовца — командира 273-го ИАП майора Бориса Еремина. На его счету уже было семь личных побед и восемь — в группе других летчиков. Еремин приехал на завод принимать новые машины и познакомился с Головатым в кабинете директора завода, а потом пасечник телеграфировал в Кремль.
"Все, что я своим честным трудом заработал в колхозе, отдаю это в Фонд Красной армии… Пусть моя боевая машина громит немецких захватчиков, пусть она несет смерть тем, кто издевается над нашими братьями, невинными советскими людьми. Сотни эскадрилий боевых самолетов, построенные на личные сбережения колхозников, помогут нашей Красной армии быстрее очистить нашу священную землю от немецких захватчиков".
Иосиф Сталин быстро отреагировал.
стройку нового самолета. Примите мой привет
Иосиф Сталин, из газеты "Правда"
Новость о благодарности Сталина рядовому труженику попала в газеты и быстро стала известной всей стране. На первых полосах были опубликованы 13 фотографий, запечатлевших передачу Головатым самолета в подарок Сталинградскому фронту.
Саратовский обком ВКП(б) принял решение: "Предложить секретарям горкома и райкомов ВКП(б) широко разъяснять телеграмму тов. Сталина колхознику Ф.П. Головатому на митингах и колхозных собраниях, мобилизовать активность трудящихся на дальнейшую помощь фронту".
Те декабрьские дни изменили всю дальнейшую жизнь крестьянина. После окончания войны Головатого назначили председателем колхоза "Стахановец" в Саратовской области, он дважды избирался в местный Совет депутатов, а в марте 1948 года за высокие урожаи пшеницы и обеспечение семенами зерновых культур для посевной Ферапонту Головатому присвоили звание Героя Социалистического Труда. Он до конца жизни прожил в родном селе Степное и скончался в июле 1951-го. Ему был 61 год.
Самолёт, купленный на деньги Головатого, после выработки моторесурса в 1944 году передан Саратовскому областному краеведческому музею.
Ф.П. Головатый, узнав об этом, вновь отдал 100 тыс. рублей накоплений и передал Б.Н. Еремину истребитель Як-3. На нем было уже написано "На окончательный разгром".
На этом самолете летчик сбил 14 вражеских самолетов. Этот Як-3 хранится в музее ОКБ А.С. Яковлева.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев