Уяв - Вӑйӑ весенне- летние хороводы и игрища в д. Яншихово с середины до конца ХХ века.
Фотографию на сайт прислала Мигусева Мария Андреевна.
Традиционно праздник Уяв -вӑйӑ приходился на май- июнь, по окончании весенних посевных работ. Начиная с ночи Ҫимӗк (обряд поминовение) до Питрав кунӗ (Петров день),жители д. Яншихово выходили за околицу деревни на хороводы, которые сопровождались веселыми играми, танцами под гармонь и барабаны, где молодые парни ближе знакомились со своими избранницами. Обряд праздника начинался с утра в среду, накануне Аслӑ Ҫимӗк (поминовения усопших в четверг). Женщины и дети ходили в лес, урочища и овраги, собирали там лечебные травы и коренья. Обычно приговаривали: «До Ҫимӗк надо искупаться семь раз в речке или в пруду. На Ҫимӗк надо собрать семьдесят и семь видов разных трав с опушки семи лесов, с вершин семи оврагов». Из леса возвращались с вениками и ветками разных деревьев. Эти ветки вешали к окнам, воротам и дверям строений. Чаще всего развешивали рябиновые ветки, считая, что они предохраняют от злых духов. Молодёжь на лужайке, где планировали хороводить, сооружала скамейки для гармонистов. Они приносили свежесрубленные ветки деревьев и украшали их разноцветными лентами, так же заготавливали дрова и готовили место для костра.
Фотография из домашнего архива Кляжевых.
Тот же день в среду перед Ҫимӗк затапливали бани. После того как вся семья помылась в бане, самый старый в семье давал жару, поливая крест на крест водой на лавку и помахая несколько раз вениками, и просил у душ покойных хранить семью от несчастья и болезней. Черпак с водой и веники оставлял на лавке. Считалось, в ночь Ҫимӗк души покойных родных придут мыться в баню. Ҫимӗк каçӗ, с началом сумерек, на разных улицах деревни начинала собираться молодежь с песней под гармонь. Они сначала шли в центр деревни, а затем- за околицу, на место сбора Уява- вӑйӑ (хороводы). От Ҫимӗк до Троицы каждый вечер собирались на хороводы, Деревенские общинные хороводы проводились на западной части деревни, на окраине улицы Колхозная, где участвовала молодёжь только своей деревни. День Святой Троицы на большие хороводы на восточной стороне, на большой лужайке собиралась и молодёжь соседних деревень. Какая деревня проведет Уяв- вӑйӑ в этом году договаривались за год и решали о штрафном залоге - участка сенокоса на лугу. Если по какой-то причине молодёжь деревни срывала праздник и не смогла организовать Уяв - вӑйӑ, то участок сенокоса переходил в тот год к соседней деревне. Чтобы не опозориться, молодёжь задолго готовилась к празднику Уяв- вӑйӑ: нанимали хорошего гармониста, выучивали новые песни и танцы, шили наряды.
Фотография из архива Пыркина Александра Ивановича.
В день Святой Троицы ближе к полудню на лужайке Уява -вӑйӑ собиралась молодежь. Приезжали также торговцы со сладостями, мелким товаром, игрушками. Весь день до позднего вечера на площадке играла музыка. Музыканты, собравшиеся со всей округи, играли по очереди, заменяя уставших музыкантов, на гармошке (купăс), на гусли (кĕсле), на скрипке (сĕрме купăс), на шăпăр (волынка из бычьего пузыря), на сăрнай (волынка из козьей кожи), на барабане (параппан), на зубчатой трещотке (çатăрка)… . Малышня подыгрывала на деревянных свирелях и глиняных свистульках.
Гармонист Петров Иван Михайлович (1939- 1959 гг) (Фотография из архива Паймуллина Н.И.)
Из воспоминаний Петровой Александры Алексеевны (1906- 1986 гг) (мать Ивана): «Особенно красиво звучали гусли, изготовленные местными мастерами из еловых досок со струнами из конских волос. В послевоенные годы на хороводах появились трофейные музыкальные инструменты гармони и скрипки, привезенные солдатами с войны с Германией, было модно играть на трофейных немецких губных гармошках. В день Троицы дети развлекались запуском воздушных змей. Мы их мастерили сами: брали две деревянные рейки, связывали крест на накрест и натягивали на них ткань, и прикрепляли из лыковой мочалки хвост. Считалось, самый умелый тот, у кого воздушная змея взлетала выше всех …». Со следующей за Троицей недели вӑйӑ (хороводы) проводили по ночам раз в неделю по воскресеньям. Вӑйӑ (хороводы) заканчивали Питрав кунӗ (Петров день). Говорили с Петрова дня перестают петь и птицы. С этого дня начинали готовиться к уборочной страде.
Еншик ялен вӑйӑ картинче . Яншиховские хороводы.1986 год.
Еншик ялен вӑйӑ картинче . Яншиховские хороводы.1986 год.
Еншик ялен вӑйӑ картинче . Яншиховские хороводы.1986 год.
Изначально, в стародавние времена, чуваши в Уяв- вӑйӑ обычно проводили большие общеродовые игрища. В этот день в материнскую деревню собиралась молодежь со всех дочерних деревень. С 18 века собирались на Уяв -вӑйӑ деревни с одного церковного прихода. Послевоенное время, в 1950 е годы, с объединением несколько деревень в один колхоз, начали собираться на Уяв -вӑйӑ жители нескольких деревень, которые входили в данный колхоз.
Тикеш ялен вӑйӑ картинче . Тигашевские хороводы. 1990 год.
В 70- е годы 20 века в деревнях появились большие клубы с вечерними танцами под гармонь и традиционные хороводы почти прекратились. Уяв -вӑйӑ заменили праздником «Акатуй» колхозов и районов.
В архиве видеозаписей и киноматериалов, собранных учителем Масловым Петром Николаевичем, снятых в конце ХХ века, 20- 30- 40 лет назад, сохранился богатый материал о прошлом нашей деревни, где можно любоваться родными и знакомыми лицами жителей д. Яншихово. В кинохронике д. Яншихово во всей красе можно увидеть, как старшее поколение водило хоровод. К сожалению в ней можно наблюдать, как с каждым годом участников на хороводе становилось все меньше и меньше.
Администрация сайта благодарит за предоставленные фото и видео материалы.Будем рад если будете присылать на сайт старые фотографии из семейных альбомов. ________________________________________ #Хӗрсемвӑййатухсассӑн #Яншиховскиехороводы #чувашскиетрадиции
Комментарии 7