Проблемы формирования патриотического сознания
Авторы
Забарин Алексей Владимирович,Морозов Александр Петрович
В сегодняшних условиях формирование патриотического сознания российских граждан — это, безусловно, проблема обеспечения национальной безопасности [1; 9], с решением которой связано само существование России как самостоятельной культурно-исторической общности. Ситуация военного противоборства, называемого СВО, объективно сплачивает российскую нацию перед лицом общего врага и инициирует проявления патриотического сознания. Но процесс этой инициации пока идет фрагментарно. Одни отправляются на фронт добровольцами, вторые — по повестке, третьи — пытаются оказывать посильную помощь и поддержку, четвертые — увлеченно интересуются и сопереживают нашим бойцам, пятые демонстративно держатся в стороне (и даже бегут далеко в чужую сторону) и вообще пытаются жить так, как будто ничего не происходит и каждодневный праздник жизни продолжается.
Патриотизм представляет собой древнейшую идеологическую систему, ставящую ценность выживания стаи выше ценности отдельного я. Пока ресурсов достаточно, одиночки живут в своё удовольствие. С наступлением кризисов инстинкт толкает их объединяться. Стая имеет больше шансов на выживание, чем одиночка.
Патриотизм закрепляет неразрывную связь человека со своим родом, этносом, его историей [4; 6], культурой [6], религией, ареолом жизнедеятельности, государством как системой его национальной организации [9]. Территория, национальная культура и национальная организация с древности выступали тремя китами, на которых формировалось сознание патриота своей страны [11], своего народа и своего государства. Сегодня констатируют возможность ситуации подвижного баланса и даже дисбаланса между данными элементами.
Можно утверждать, что исторически каждый сын и дочь своего народа в силу непосредственной включенности в общую жизнедеятельность (строительство жилья, выращивание урожая, защита, ритуалы) воспитывались патриотами. Непатриотом в этих условиях мог оказаться завербованный вражеский лазутчик, работающий на другое племя, сообщество, государство в целях колонизации территории, приватизации национальных богатств, порабощения населения туземцев (установления физической и или экономической зависимости), учреждения зависимой от метрополии колониальной администрации.
Далее образ внешнего врага как угрозы для страны, этноса, государства дополнился образом внутреннего врага, который также стал основой для демаркации патриотического и непатриотического и даже антипатриотического поведения. Есть деятельность, направленная на поддержание и развитие экоса, этноса, государства, и есть деятельность, направленная на их разрушение. Представляется, что именно этот критерий показывает различие между патриотическим, то есть защищающим и развивающим потенциал Отечества, и непатриотическим поведением. Нерешенность этого вопроса на уровне госполитики приводит к тому, что «люблю Отечество, но странною любовью». Работа в НКО, часть из которых недавно получила статус иноагента, вывод денежных средств в офшоры и за рубеж, зарубежное обучение госслужащих (как агентов влияния?) и т.п. — это за гранью различения патриотизма и непатриотизма?
В онтогенезе образ Родины изначально начинает складываться из впечатлений ребенка о взаимодействии с окружающей природной и социальной средой: семьей, родственниками, едой, игрушками, прогулками, сказками. Процесс познания ребенком окружающего мира в сочетании с воспитанием и обучением активно наполняет этот образ содержанием, в которое, как нам по инерции кажется, обязательно включается палитра российских городов и весей, природных ландшафтов, ресурсов, больших и малых народов, их истории, культуры, нравов, традиций, обычаев, религии, политической организации, великих предков и современников, национальных научных открытий, изобретений и технологий. И со всем этим якобы подрастающее поколение начинает себя отождествлять («Это все мы: русские, татары, якуты, мордвинцы, дагестанцы. Это все мы: Пушкин, Глинка, Шишкин, Суворов, Гагарин, Королев, Плесецкая… и т.д.»). И все эти компоненты становятся настолько личностно значимыми, что даже жизнь свою за них молодой человек готов отдать.
Жестокую реальность подобного заблуждения вскрыл Н. Михалков во время одной из передач «Бесогон». Девочка-подросток запостила в сети видео с эмоциональным рассказом о том, как закончилась ее нормальная жизнь после введения санкций: «Что я буду теперь есть, пить, во что одеваться, что мне подарят на день рождения?» Это и есть разница между нормативным образом Родины, который должен был сложиться в результате воспитания и обучения, и тем, что представляет фактически ее образ родины.
Чем сегодня заполнено сознание, какие объекты притягивают внимание, вокруг чего вращаются мысли, чувства, желания современного подростка и молодого человека? Это гаджеты, с которыми он не расстается, социальные сети и программы общения (Тик-Ток, Твиттер, ВК…), среда потребления (брендовые вещи, продукты), кумиры (западные звезды, крутые тик-токеры…), среда досуга (сетевые игры, знакомства, видеоресурсы, заграничный отдых в многозвездочных отелях). Эта среда и стала для многих представителей современной молодежи виртуальной родиной, без которой они не мыслят свою каждодневную жизнь.
Эта виртуальная суррогатная родина формирует свою идеологию и жизненную философию, свои ценности страны обетованной, в которой представляется настоящая свобода и возможности, создаются крутые технологии, сервис и вещи. Здесь протекает жизнь, выстраиваются отношения, удовлетворяются потребности. Это тот виртуальный мир, который стал для современника объектом каждодневной зависимости и который переиграл реальность в доступности, простоте, увлекательности. И в борьбе за свободу доступа к этому миру его адепты готовы выходить на уличные протесты.
Нашумевшие случаи с подростками, решившими зажарить шашлыки на Вечном огне, помочиться, изрисовать монументы свастиками, «массовый исход» (по разным данным более 300 тыс. молодых людей) за границы РФ в ходе кампании по частичной мобилизации, поджоги военкоматов и т.п. демонстрируют, что содержание образа Родины наполнено у определенной части сограждан каким-то ненормативным содержанием. На фоне празднования Дня Победы в социальных сетях распространялись формы для писем-жалоб от родителей школьников с утверждением о том, что они хотят жить по Конституции РФ в отсутствии какого бы то ни было идеологического давления и никакого патриотического воспитания они не заказывали. Патриотизмом на оппозиционных каналах вдруг стала называться борьба с российским государством за победу очередной цветной революции, борьба с «ватниками» и «культура отмены» всего русского. Не новость — то, что наряду с теми, кто добровольно записывается на фронт, есть и те, кто инициативно бегут с фронта. Есть патриоты, преданные своим вторым половинам, друзьям, коллективам, организациям, и есть те, кто не задумываясь уйдет, как только получит более выгодное предложение. Подобная тактика поведения в отношении государства ранее однозначно квалифицировалась как предательство. Потом появились варианты: От «а родина — это там, где кормят, там, где нравится, где сам свободно выбрал и т.п.» и до «вас используют как мясо под прикрытием патриотической риторики: “Патриотизм в самом простом, ясном и несомненном значении своем есть не что иное для правителей, как орудие для достижения властолюбивых и корыстных целей, а для управляемых — отречение от человеческого достоинства, разума, совести и рабское подчинение себя тем, кто во власти. Так он и проповедуется везде, где проповедуется патриотизм” (Л.Н. Толстой) [13]».
Отметим, что даже из научного дискурса патриотизм в отношении национального государства практически исчез как что-то неприличное. Налицо использование когнитивных технологий, деформирующих само представление о патриотизме в молодежном сознании. В патриотов играют политики самых разных мастей. Патриотами считают себя экстремисты, ратующие за захват власти, отделение своей малой родины от России, вытеснение иноземцев со своих исторических земель. Образ пламенных патриотов пытаются примерить на себя проповедники террористических идеологий. Образ Родины стал сегодня объектом жесткой информационно-психологической войны, ведущейся на полях сознания наших граждан, прежде всего молодежи. Это борьба за роль патриота, за то, кто в общественном сознании будет считаться настоящим патриотом. И борьба за то, что будет считаться Родиной.
Важно, говоря о формировании патриотического сознания [2; 3], работать не только с историческими, культурными, религиозными, языковыми, экономическими основаниями для идентификации гражданином себя с Россией, но и с переживаниями сопричастности, заботы и ответственности за ее будущее. Ведь помимо отождествления себя с Отечеством (страной, этнической культурой, историей, национальной организацией) важнейшими компонентами патриотизма являются готовность и желание быть полезным для него, заинтересованность в его сохранении, укреплении и развитии, переживание ответственности и долга за защиту своей Родины.
Полный текст статьи: https://psy.su/feed/10943/
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев