История о девочке из Барнаула, которую неожиданно начала обсуждать вся страна.
В 1929 году в журнале «Пионер» появилась заметка, в которой ребят просили рассказать, кем они хотят стать. В редакцию тысячами посыпались письма: школьники спешили сообщить, что мечтают выучиться на агрономов, инженеров, ученых и рабочих. Но редакция решила опубликовать не идеологически правильное послание: сотрудники издания выбрали то, которое, как они сразу поняли, вызовет бурю споров. И никто даже не подумал, чем это закончится для отправившей его Шуры Климовой.
15-летняя девочка рассказала, что живет в Барнауле вместе с родителями и двумя братьями. Семья у нее бедная. У мамы и папы нет денег на то, чтобы Шура продолжила учебу, и отец требует, чтобы после семилетки она поступила «куда-нибудь в учреждение». Но сама девочка не горит желанием перекладывать с места на места бумажки. К тому же она очень хочет помогать родным, а разве можно сделать это, если у тебя крошечная зарплата?Шура призналась: она мечтает быть «киноартисткой». Девочка была уверена, что у нее есть к этому способности.
Карьеру в кино, написала Шура, она мечтает сделать по двум причинам. Во-первых, она хочет стать известной во всем мире и лучшей в Советском Союзе. Во-вторых, она слышала, что «киноартисты получают много жалованья». Как-то девочка прочитала, что Мэри Пикфорд платят два миллиона долларов в год. «Если бы я получала столько, то половину и даже больше я бы отдала на дело индустриализации нашего СССР. А потом я купила бы большой дом с хорошей обстановкой и взяла бы туда всю нашу семью, потому что папа с мамой скоро будут старыми и им нельзя будет работать, а братья будут учиться в вузе», — рассказала о своих планах пионерка.
Девочка продолжила фантазировать: в ее доме обязательно будут ковры и рояль, по вечерам к ней будут приходить подруги и товарищи, она станет играть на музыкальном инструменте, а гости — танцевать. Потом все сядут за лото или карты. В реальность воплощения своих желаний пионерка искренне верила.
После выхода номера на Шуру набросились тысячи других читателей. Ее называли буржуйкой, писали, что досуг, который она для себя придумала, пустой и бесполезный, что ей надо уехать в Лондон или найти себе другую специальность: стать агрономом или сельской учительницей.
В школе всё пошло наперекосяк: от девочки отвернулись друзья, ее начали называть «миллионершей», а в отряде дали кличку «Мэри Пикфорд».
Еще хуже обстояли дела дома. Мать смеялась над Шурой и дразнила барыней: «Барыня, ты бы полы помыла!» Но это были лишь слова, а вот отец пошел дальше. Он сообщил девочке, что после семилетки, по брони ее, как дочь рабочего возьмут, на железнодорожную станцию. Шура запротестовала: она собиралась готовиться к поступлению в кинотехникум. Мужчина, услышав об этом, избил дочь...
Девочка была в отчаянии. Но, поплакав, Шура решила: она не сдастся. Собрала вещи, спрятала их в сенях, а утром отправилась вместо школы на вокзал и уехала в Новосибирск. Там юная авантюристка всех обманула: сказала, что отстала от группы московских школьников, приехавших на экскурсию, а ее документы остались у педагогов. Так она получила билет до столицы и даже 7 рублей денег, которые собрали для «потеряшки» взрослые.
В Москве Шура отправилась к тете, где призналась в побеге. Тетя девочку не выгнала: сказала, что сообщит родителям, а пока племянница может пожить у нее. После этого Шура отправилась в «Пионер» — она искренне верила, что сотрудники журнала помогут ей. И, как ни странно, не ошиблась: писатель Николай Богданов отправился в кинотехникум хлопотать за школьницу. Климова же засела за учебники.
Шура написала в «Пионер» еще одно письмо, которое тоже опубликовали. Она рассказала, как ее обижали в школе и дома, и ответила тем, кто ее высмеивал. Ни от одного из своих желаний она не отказалась, в том числе и от мечты зарабатывать миллионы.
Всех, кто советовал ей выбрать другую специальность, «Мэри Пикфорд» спросила: «Я же не протестую против тех занятий, которые вы себе выбрали, — почему же вы против моего?» Поставила Климова на место и тех, кто критиковал ее желание жить в хорошо обставленном доме:
«Что же, ковры, рояли и камины делают только для буржуев? А трудящиеся ими пользоваться не могут? Я думаю, что социализм затем и строится, чтобы все жили хорошо, имели уютную и веселую обстановку».
Как сложилась судьба барнаульской пионерки - остается тайной. Однако, в списках жертв политических репрессий (со ссылкой на архивы УВД Томской области) есть такая справка:
Климова Александра Матвеевна. Дата рождения: 1914 г.
Пол: женщина
Место проживания: Алтайский кр.
Осуждение: 12 декабря 1930 г.
Приговор: спецпоселение.
Место отбывания: Томская обл.
Возможно, речь идет о совсем другой девушке, но уж слишком много совпадений.
И все-таки, очень хочется верить, что девушка с характером не сломилась, и все же осуществила свою мечту стать актрисой.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 17
Но очень хочется узнать о судьбе этого человечка!
Как быстро можно превратиться в белую ворону, благодаря " добрым" дядям и тётям!
Строили социализм, а мечтать боялись.
Золотые слова - счастье любит тишину.
«Не обижайтесь, пожалуйста, что я так долго молчала. Когда-нибудь я вам объясню, почему я ничего не писала. Сейчас же я прошу ответить на очень важный для меня вопрос. Я уже год учусь в фабрично-заводской семилетке при текстильной фабрике. Недавно к нам приезжала какая-то комиссия. Она говорила на собрании, что наша ФЗС очень хорошая, показательная, но мы должны еще лучше бороться за политехнизм. Я все же недовольна. Что из нас выйдет после окончания ФЗС? Учителя говорят, мы пойдем в фабзауч при нашей фабрике. Там из нас подготовят квалифицированных рабочих текстильщиков. А я не хочу быть текстильщицей… Я хочу быть монтером или инженером по электричеству. Ведь это важнее и нужнее для СССР, чем текстильная работница. Всюду столько пишут об электрификации, не хватает инженеров и рабочих для нее, вот я выбрала электричество. Я очень интересуюсь им, читаю электрические книги, у себя дома провела электрический звонок, через реостат, и сейчас изобретаю электричес...ЕщёТретье письмо Шуры Климовой:
«Не обижайтесь, пожалуйста, что я так долго молчала. Когда-нибудь я вам объясню, почему я ничего не писала. Сейчас же я прошу ответить на очень важный для меня вопрос. Я уже год учусь в фабрично-заводской семилетке при текстильной фабрике. Недавно к нам приезжала какая-то комиссия. Она говорила на собрании, что наша ФЗС очень хорошая, показательная, но мы должны еще лучше бороться за политехнизм. Я все же недовольна. Что из нас выйдет после окончания ФЗС? Учителя говорят, мы пойдем в фабзауч при нашей фабрике. Там из нас подготовят квалифицированных рабочих текстильщиков. А я не хочу быть текстильщицей… Я хочу быть монтером или инженером по электричеству. Ведь это важнее и нужнее для СССР, чем текстильная работница. Всюду столько пишут об электрификации, не хватает инженеров и рабочих для нее, вот я выбрала электричество. Я очень интересуюсь им, читаю электрические книги, у себя дома провела электрический звонок, через реостат, и сейчас изобретаю электрическую печку своей системы… Не подумайте, что у меня это вроде как я раньше желала стать киноартисткой. Нет! Я твердо решила стать полезной нашему социалистическому строительству и принять участие в постройке Ангарстроя в Сибири… У меня есть подруга Тамара Градова. Я с ней спорю. Она говорит, что раз мы учимся в политехнической школе, значит не надо думать сейчас о том, кем ты будешь. О профессии надо думать, когда мы закончим ФЗС. Тогда кто хочет, пойдет фабзауч, а кто не хочет, может идти в педагоги, доктора и инженеры… А потом Тамара мне говорит, а откуда ты знаешь, нужны ли будут инженеры по электричеству, когда ты закончишь ФЗС? Может нужнее будут доктора? Окончив политехническую школу, ты можешь быть кем хочешь. Ведь она дает знания для любой профессии… Но мне кажется, Тамара неправа. Прошу редакцию ответить — нужно ли мне выбирать профессию, когда я еще учусь в политехнической школе, или подождать, пока закончу ФЗС? Или еще, имею я право не идти в текстильный фабзауч, а пойти в техникум или втуз? Очень прошу ответить мне».
Но все когда-то заканчивается. Итог трехлетней дискуссии подвел Лев Кассиль, в то время сотрудник «Пионера», в статье «Кем быть?» (№34, декабрь, 1931, с. 5). «Советские ребята отстаивают тот или другой свой выбор не потому, что он им интереснее. Они стараются установить, что выбранная им специальность самая нужная для социалистического строительства».
Прекрасным завершением кампании стал фильм «Кем быть?» — «первая звуковая музыкальная и говорящая картина», снятая и поставленная писателем О. Бриком и режиссером В. Жемчужным по мотивам известного стихотворения Маяковского. Основные участники картины — «всамделишные ребята. Не артисты, играющие пионеров, а настоящие московские пионеры». И сама Крупская! Фильм показывает, что всякий полезный труд интересен и почетен, «в...ЕщёИ опять пошли письма, теперь уже обеим девочкам. Появилась новая рубрика «Кто прав: Шура Климова или Тамара Градова?». Если честно, про киноартистку было занимательнее, чем про политехнизм. В нашей ЭБ все эти журналы есть.
Но все когда-то заканчивается. Итог трехлетней дискуссии подвел Лев Кассиль, в то время сотрудник «Пионера», в статье «Кем быть?» (№34, декабрь, 1931, с. 5). «Советские ребята отстаивают тот или другой свой выбор не потому, что он им интереснее. Они стараются установить, что выбранная им специальность самая нужная для социалистического строительства».
Прекрасным завершением кампании стал фильм «Кем быть?» — «первая звуковая музыкальная и говорящая картина», снятая и поставленная писателем О. Бриком и режиссером В. Жемчужным по мотивам известного стихотворения Маяковского. Основные участники картины — «всамделишные ребята. Не артисты, играющие пионеров, а настоящие московские пионеры». И сама Крупская! Фильм показывает, что всякий полезный труд интересен и почетен, «все работы хороши, выбирай на вкус!».
А что касается Шуры Климовой, ничего плохого с ней, судя по всему (по крайней мере тогда), не случилось. С киноартисткой не вышло, но знаменитой-то на всю страну стала, как и собиралась. Ее известности даже завидовали. Отрывок из письма деткора Талмудовского, так же, как Шура, проживающего в Барнауле:
«Я учусь в одной из Барнаульских школ ФЗС. У нас в школе все говорят о Шуре, но не только говорят, наши девочки завидуют Климовой. Они считают, что Шуре вовсе не важно, кем она будет — ведь она уже хотела быть киноартисткой и мало ли еще кем. Она написала письмо, чтобы все ребята знали, что вот в Барнауле живет Шура Климова. Для того, чтобы где-нибудь в Аткарске, или Тамбове, где-нибудь в Енисее или в Ржеве ребята ей завидовали: „Ишь ты! Ее письмо в журнале напечатали и на обложке фамилию пишут!“. Это нехорошо, товарищи! Какая-то девчонка, которой ее личные дела важнее дел коллектива, заставляет ребят думать о ее профессии… Я дважды просил редакцию дать мне адрес Шуры, но редакция говорит, что Шура занята учебой и не имеет времени отвечать ребятам».
№16, июнь, 1931, с. 17.
А может никакой Шуры и не было? Талантливых литераторов в то время в редакции было много.