Вокруг личности Марии Монтессори не утихают споры. Некоторые в восторге от ее педагогической системы, другие же не понимают, как можно доверять учению женщины, которая отдала собственного сына чужим людям..
Все мы родом из детства. Все то, что заложено в человеке в детском возрасте в итоге станет фундаментом для взрослой жизни. Это очень хорошо понимала Мария, которая создала систему воспитания детей, равной которой в мире больше нет. Она открыла удивительный метод, позволяющий развивать не только здоровых детишек, но и родившихся с отклонениями. Система очень продумана, технологична и уникальна, способствует развитию интеллекта и используется во многих странах до сих пор.
Мария родилась в 1870 году в провинциальном итальянском городке. Она была единственным ребенком крупного чиновника. Мама сама занималась образованием любимой дочери.
Мария росла смышленым ребенком, увлекалась точными науками и уже в детстве мечтала быть врачом или инженером. Но вот только отец вовсе не считал, что она должна получать образование: женщине оно ни к чему. Тем более тот факт, что женщина хочет стать врачом, казался совершенно немыслимым для общества Италии конца XIX века.
Но Мария не отступала и всерьез занялась естествознанием, и в 1890-м пытается получить профессию детского врача. И тут она столкнулась с проблемой – учеба в университете и медицинская практика разрешалась исключительно мужчинам. Отец отговаривал Марию от ее выбора, пытался вразумить, даже не разговаривал с ней некоторое время. Однако, надо было знать Марию, целеустремленности и упорства ей было не занимать, и, в конце концов, она добивается своей цели. Вначале ее приняли в качестве вольного слушателя, а потом, поразившись ее успехам, преподаватели зачислили девушку в студенты.
Учиться было сложно. Практику в морге она проходила ночью в полном одиночестве, потому что ей не хотелось лишний раз становится объектом насмешек юношей-однокурсников. Так как отец с ней не разговаривал, соответственно, не давал и денег на обучение. Поэтому в поисках заработка девушка поступила на работу в университетскую клинику
В клинике находились дети, имеющие разные патологии развития. Ими никто не занимался, никто не учил их проводить время с пользой для развития и формирования личности. Глядя на этих несчастных детей, Монтессори поймала себя на мысли, которую она потом воплотила в созданной ею системе – дети должны расти в специальной развивающей среде, позволяющей им познать мир, основные достижения человека. Ребенок должен быть готов к взрослой жизни еще будучи дошкольником.
Во время защиты диплома Монтессори должна была выступить с лекцией. В тот день ее отец случайно зашел в университет, и увидел, что после прочтения лекции его дочь наградили громкими овациями, что присутствующая публика и преподаватели в восторге. Алессандро наконец-то простил свою дочурку и наступило примирение. Благодаря своему упорству Мария снова добилась поставленной цели – она первый доктор-женщина в стране. Трудовая биография молодого специалиста началась с клиники, куда ее взяли ассистентом. Параллельно с этим она вела частную врачебную практику. Мария выступала с интересными лекциями, которые печатались в изданиях Европы.
В период 1897-1898 годов Мария посещает занятия по педагогике, знакомится с научными трудами по восприятию и образованию детей. Среди ее пациентов появились умственно отсталые дети, и чтобы научиться с ними обращаться, Мария руководствуется книгами двух французских ученых – Эдуарда Сегена и Жана-Поля Гаспара Итара. Она занялась переводом этих трудов на итальянский, собственноручно переписала 600 страниц вручную. Труды французов стали для нее отправной точкой, толчком к продолжению работы с трудными пациентами. Из работ Сегена она усвоила одну истину – если заниматься с больными детьми по особой методике, то из сотни таких детей - 25 точно могут впоследствии стать полноценными людьми.
Воспитанников Марии допустили к сдаче экзаменов вместе с обычными детьми. Их результаты были выше, чем у нормальных детей, и это стало первой победой системы обучения Монтессори. Правительство страны дало добро на создание Ортофренического института, который бы готовил кадры педагогов для работы с особенными детишками. А Марию назначили на должность руководителя этого института.
Благодаря итальянскому миллионеру Эдуардо Таламо, который согласился поддержать Марию финансово, она открыла «Дом ребенка», первую школу, в которой учились нормальные, хотя и очень запущенные дети. С того самого времени и все последующие 45 лет, Мария воспитывала и учила здоровых деток.
Школа «Дом ребенка» работала на основе принципов Монтессори. Все было налажено так, чтобы разные возрастные категории детей чувствовали себя одинаково комфортно.
Мария видела, что дети занимаются с большой охотой и энтузиазмом. Она наблюдала, как правильное решение приходит к ребенку на инстинктивном уровне, который заложен в каждом индивидууме от природы, как инстинкт помогает активировать энергию и энтузиазм, и от этого дети выполняют такие задания, решения которых нельзя добиться, используя привычные педагогические приемы.
В 1909 году Мария стала организатором первого международного учебного семинара, на котором присутствовали свыше сотни педагогов из самых разных стран. В то же время она издает свой новый труд под названием «Метод научной педагогики, примененный к воспитанию маленьких детей в доме ребенка». Книга стала всемирно известной, ее перевели на все основные языки. Вышла она и на русском.
Гостем «Дома ребенка» стала и Татьяна Сухотина-Толстая, дочь известного русского писателя Льва Толстого.
Умница и красавица Мария могла бы с легкостью устроить свою личную жизнь, однако большую часть своего времени она отдавала педагогике. Мария никогда не состояла в официальном браке, хотя у нее был любимый человек – доктор Джузеппе Монтесано. Они вместе работали в римской психиатрической клинике, он стал отцом ее единственного сына Марио, родившегося в 1898 году. Они не поженились, потому что мать жениха была категорически против их брака, Марио считался незаконнорожденным. Католическая Италия не приветствовала таких отношений, ситуация складывалась очень сложно и для самой Марии и для ее сына. Поэтому было принято решение отдать его на воспитание в обычную деревенскую семью, где мальчик и жил до 10-летнего возраста. Только после этого Мария смогла забрать сына и больше никогда с ним не расставаться.
Так 1929-м в партнерстве с родным сыном, Монтессори инициировала организацию Международной Монтессори Ассоциации, которая не прекратила своей деятельности и сейчас.
В 1934-м Мария была вынуждена навсегда покинуть родину. Причиной стало противостояние с фашистским правительством Муссолини.
Вначале Монтессори уезжает в Испанию, потом в Голландию, а когда началась Вторая мировая война, она жила в Англии. Но оттуда ей пришлось уехать по той причине, что она была гражданкой Италии, государства-противника. В это время Монтессори получает приглашение от индийского теософского общества и вместе с сыном уезжает на долгих 7 лет. Мария выступала с лекциями в Мадрасе, Карачи, потом в Кодайканале, где впоследствии открыла собственную школу.
Прославленный педагог считала, что именно в Индии ее метод наиболее близок духовному миру местных жителей. Именно в то время она занялась разработкой следующей ступени развития, предназначавшейся для обучения детей в возрасте от 6 до 12 лет.
В мире насчитывается тысячи Монтессори-школ, в 1988 году ЮНЕСКО приняло решение о внесении имени Марии Монтессори в число педагогов, которые создали новое педагогическое мышление XX-го века.
Сердце Марии Монтессори перестало биться 6 мая 1952 года. Она умерла в Голландии, в небольшом городке Ноордвик-ан-зее.
Каковы же основные принципы системы, которая так запала в душу людям? Они довольно просты: ребенок должен иметь выбор, чем он хочет заниматься, развивать самостоятельность и ответственность. Но искать ответы на свои вопросы в себе, учиться чувствовать свои потребности и склонности. Взрослый может помогать, но ни в коем случае не направлять и не давить.
Помочь ребенку сделать самому - основной девиз всей методики Монтессори.
Ребенка обучает среда, окружающие его люди, их поведение, их отношение друг к другу и к ребенку. Проявление лучших человеческих качеств при общении с ребенком - это зерно, посеяв которое, собираешь ценные плоды в будущем.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 8
Я наблюдаю, что сейчас в 21м веке дети по-прежнему бегают по двору, предоставленные сами себе, скачут на самокатах и т.д.
При этом, общаясь между собой на отбором мате.