Виолетта Прохорова стала первой балериной, уехавшей из СССР. Но ее отъезд не сопровождался громким скандалом, как это было, например, в случае с Рудольфом Нуреевым. Вполне возможно, что именно поэтому ее имя не столь известно широкому кругу людей. Она не была балетным перебежчиком. Не страдала от ограничений ее творческого самовыражения, как Макарова. В 1946 году она тихо и вполне себе на законных основаниях, с получением разрешения лично от Сталина, уехала в Англию...
Виолетта родилась в 1924 году в Москве. Девочка с детства мечтала стать балериной, к тому же это ее пристрастие активно поддерживали родители. Поэтому она поступила в хореографическое училище, которое окончила с отличием.
Трудолюбие и успешные выступления помогли ей попасть в труппу Большого театра, где она танцевала до начала Великой Отечественной войны.
Когда начались военные действия, Виолетта со своими родственниками переехала в более спокойный Ташкент. Там балерина продолжала выступать и со временем стала примой местного театра.
Спустя некоторое время ее пригласили в Куйбышев − место эвакуации артистов Большого театра. Девушка воспользовалась шансом, который подарила ей судьба, и заняла прочные позиции в труппе. В Москву Виолетта вернулась еще до окончания ВОВ.
Карьера балерины складывалась весьма успешно, с каждым выступлением она имела все больше шансов стать примой Большого театра. Девушка танцевала самые выгодные партии. Однако судьба распорядилась иначе…
В 1945 году Москву с рабочим визитом посетил английский архитектор Гарольд Элвин. Девушка влюбилась в него без памяти с первого взгляда. У пары завязался бурный роман, который закончился браком.
Когда подошло время уезжать на родину, Гарольд понял, что Виолетту могут просто не выпустить за границу.
По счастливому стечению обстоятельств, так получилось, что отец Элвина был другом и соратником по Лейбористской партии Великобритании Клемента Эттли - следующего после Черчилля премьер-министра этой страны. Когда встал вопрос о переезде и, соответственно, получении разрешения на него, сын обратился за помощью к отцу, а тот - к Эттли.
А уже Эттли, в свою очередь, позвонил Сталину и обратился с этим вопросом. Сталин сначала было поколебался, ответив, что уже есть несколько человек с подобным запросом (также "жены на выезд", около 30 человек), и что всем он дать разрешение не может. Но в итоге выбрал несколько человек, среди которых оказалась и балерина. Таким образом паре удалось вместе выехать за границу, и они обосновались в Лондоне.
Там Виолетта решила продолжить любимое дело. Однако первое время ей не удавалось построить карьеру балерины − все вакантные места в более-менее успешных труппах были заняты.
Поэтому сначала она просто посещала частные классы для танцовщиков, чтобы поддерживать себя в форме.
А уже через некоторое время Виолетта оказалась в главной британской балетной труппе - "Сэдлерс-Уэллс". Нинетт де Валуа, основательница труппы и женщина, стоявшая у истоков британского балета, отыскала ее на одном из частных уроков и предложила присоединиться к труппе.
Сама Марго Фонтейн на ежедневных классах старалась встать с ней рядом, чтобы попытаться подсмотреть секреты русской балетной школы. Понять, что и как делает Виолетта.
Хотя долгое время Виолетта, конечно, пребывала в тени. Тем не менее, газета "Times" впоследствии назвала Прохорову единственной соперницей Фонтейн на тот период. Ее стиль в британской прессе характеризовали как "экзотически гламурный и напористый", что было в диковинку тогда для английского балета. Надо сказать, что Прохорова в принципе была первой советской балериной, которую увидели в Британии - до гастролей Большого театра 1956 года еще оставалось почти 10 лет.
Де Валуа, не любившая неблагозвучных имен и сама сменившая имя (настоящее - Идрис Станнус), говорила Прохоровой: "Ваша фамилия слишком сложная, ее невозможно выговорить."
Тогда Прохорова взяла фамилию мужа - Элвин, о чем впоследствии жалела, считая, что надо было оставлять фамилию отца.
В 1949 году Вайолетт Элвин снялась в фильме по мотивам повести Пушкина "Пиковая дама".
2 июня 1953 Прохорова вместе с другими звездами "Сэдлерс-Уэллс" танцевала перед Елизаветой II в специально поставленном для ее коронации балете. Для участия в нем были стянуты все сливки британского балета на тот момент. Прохорова была Королевой Воды.
А уже в 1954 году балерина оставила сцену ради семьи и детей. Однако семья была уже с другим человеком - с Элвином они на тот момент расстались. Прохорова вышла замуж за итальянца и взяла двойную фамилию Прохорова-Саварезе. У них родился сын. Супруги переехали в Италию. Новым домом для бывшей балерины стал Неаполь.
Там она жила в своем доме у моря, точнее Неаполитанского залива. Там вместе с ней собирались, приезжавшие к ней друзья - Инна Зубковская, нередко выступавшие в Италии звезды Большого театра Екатерина Максимова и Владимир Васильев, хорватский танцовщик и балетмейстер Жарко Пребил, с которым Прохорова дружила до самой его смерти в 2016 году. Там же непродолжительное время, с 1985 по 1986 годы, она была худруком балетной труппы оперного театра Неаполя.
Говоря о том, почему все-таки она уехала из СССР, Прохорова отмечала, что в тот период, период молодости, решения принимались спонтанно и на эмоциях, и позднее пришло сожаление. А вот о том, что она завершила танцевальную карьеру достаточно рано, в 31 год, она не жалела, считая, что балет - это удел молодых, и максимальный возраст, в котором надо покидать сцену танцовщице - это 38 лет. Хотя тех, кто продолжает свою карьеру дальше, она не осуждала.
Виолетта Васильевна признавалась, что во время жизни на западе скучала по России и чтобы не забыть язык, покупала и читала книги на русском. Время от времени посещала Москву, Петербург, отмечая, как города изменились в лучшую сторону.
Естественно, ее посещения не в последнюю очередь связаны с балетом. До последнего времени она бывала в Большом театре и Мариинском.
Виолетты Прохоровой не стало 27 мая 2021 года. Балерине было 96 лет.
Хочется отметить, что в последние годы жизни Виолетта Васильевна выглядела превосходно
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 8