Однако памятник Остапу Бендеру в Северной столице есть. С чего бы это?
Во-первых, знаменитый гарнитур из двенадцати стульев с зашитыми бриллиантами был гамбсов. Т.е. выполнен в мастерской, основанной Генрихом Гамбсом. Генрих Гамбс - прусский мастер, который привёз Екатерине Великой большую партию модной немецкой мебели (бюро из этой партии и сейчас таится в Зелёной столбовой Царскосельского Екатерининского дворца), да так и остался в Петербурге. Созданная им мастерская делала мебель для личных комнат самого государя Николая I - можете найти её, например, в Александрии или, если ехать далеко - в Эрмитаже. А потом, после смерти Генриха, испортилась - сначала перешла на ширпотреб, а потом и вовсе закрылась. Так что гарнитур из двенадцати гамбсовых стульев к эпохе НЭПа был антиквариатом с более, чем полувековой историей. Другое дело, оценить стоимость этого антиквариата не так легко - хотелось бы знать, выполнена она при жизни Генриха Гамбса или всё-так при его потомках - в период упадка. Так или иначе, находилась мастерская Гамбсов на Итальянской улице. Именно там, где и стоит ныне памятник Остапу Бендеру.
Во вторых, в начале "Золотого телёнка" турецкоподданый Остап Ибрагимович, проходя по улицам города Арбатова, оценивает местную церковь как "храм спаса на картошке" и делает неутешительный вывод: "Нет, это не Рио-де-Жанейро, это гораздо хуже". "Спас на картошке" - прямой и безусловный намёк на петербургский Спас-на-Крови, использовавшийся в 1920-30е годы как овощной склад. Неудивительно, что и петербургский Остап оказался неподалёку от Спаса-на-Крови
В третьих, в 2000м году памятник великому комбинатору был поставлен не просто так. А по поводу. По поводу открытия ресторана "Золотой Остап", у дверей которого статуя и появилась. А владельцем ресторана был Арчил Гомиашвили, сыгравший Остапа Бендера в фильме "12 стульев" Леонида Гайдая. Арчил Гомиашвили, по собственным словам, сам отчасти повторил судьбу своего героя: родившись в семье партийного работника, несколько раз сидел в тюрьме: за хулиганство и воровство, устроившись в Тбилисский драматический театр после учёбы в художественном техникуме, срезал со всех кресел в зале кожу и продал сапожнику, после чего уехал в Москву и поступил в школу-студию МХАТ. Которую пришлось покинуть из-за драки в ресторане и вернуться в Тбилиси, где кресла, видимо, уже отремонтировали - здесь он поставил спектакль одного актёра "Похождения Остапа Бендера", в котором играл все мужские и женские роли - благодаря чему и был замечен Гайдаем. Благодаря всесоюзной известности фильма, Гомиашвили снова удалось перебраться в Москву, а с началом перестройки и вовсе уйти в игорный и ресторанный бизнес. По собственным словам, стартовый капитал для этого он выиграл в рулетку в немецком казино.
В четвёртых, другой исполнитель роли Остапа Бендера - в чёрно-белом фильме "Золотой телёнок" 1968 года - Сергей Юрский - всё детство провёл в неподалёку от памятника - на Караванной улице. Фильм, кстати, оказался для актёра нелёгким: "Сцену, когда Остапа обирают на румынской границе, снимали зимой на совершенно пустом аэродроме в Тушине. Многочисленные дубли на морозе мне дорого обошлись – тяжелым воспалением легких. Зато картина получилась замечательной". Так что памятник на Итальянской - двум людям сразу. Ведь у Остапа Бендера лицо петербуржца Сергея Юрского.
Ресторан "Золотой Остап" давно закрылся, Гомиашвили и Юрского нет в живых, про овощное прошлое Спаса-на-Крови помнят разве что краеведы, да и гамбсовы стулья почти незаметны в музеях - а памятник всё равно привлекает туристов, которые то нос ему потрут, то на стуле посидят, то зададутся вопросом: а причём здесь вообще турецкоподданный великий комбинатор Остап Ибрагимович Бендер, грустивший вовсе не по Петербургу, а по Рио-де-Жанейро.
Записки Петербургского историка
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1