В 1932 году Николай был призван на службу в Красную Армию. Попал в авиаполк, где стал летчиком. Николай Гастелло участвовал в трех войнах. За год до Великой Отечественной он получил звание капитана.
26 июня 1941 года экипаж под командованием капитана Гастелло вылетел для удара по немецкой механизированной колонне. Дело было на дороге между белорусскими городами Молодечно и Радошковичи. Но колонна хорошо охранялась вражеской артиллерией. Завязался бой. Самолет Гастелло был подбит из зенитки. Снаряд повредил топливный бак, машина загорелась. Летчик мог катапультироваться, но он решил исполнить воинский долг до конца. Николай Гастелло направил горящую машину прямо на колонну врага. Это был первый огненный таран в Великой Отечественной войне.
Фамилия храброго летчика стала нарицательной. До конца войны всех асов, решившихся пойти на таран, называли «гастелловцы». Если следовать официальной статистике, то за всю войну было совершено более шестисот таранов соперника.
«Огненный таран» Гастелло стал одним из самых известных примеров героизма в истории Великой Отечественной войны и использовался для военно-патриотической пропаганды и воспитания молодёжи как в ходе войны, так и в послевоенный период, вплоть до распада СССР. Члены экипажа Гастелло — А. А. Бурденюк, А. А. Калинин и Г. Н. Скоробогатый — остались «в тени» подвига своего командира. Только в 1958 году они были награждены орденами Отечественной войны I степени (посмертно).
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 3