И он прекрасен на первом снегу
В зимнее утро!"
~Басё | Matsuo Bashō (松尾 芭蕉, 1644 – November 28, 1694)
Мацуо Мунефуса(1644 – 1694) – великий японский поэт. Он избрал себе псевдоним Басё (буквально: банановое дерево). Родился в семье небогатого самурая. Жизнь его не была лёгкой. Он бедствовал, голодал, скитался по родной стране, иногда возвращаясь в столицу.
Поклонники поэта построили для него «Банановую» хижину, возле которой росли пальмы. Но пожар уничтожил и это скромное жилище. Басё пустился в последнее странствие и умер, окружённый своими учениками.
В своём творчестве Басё опирался на принципы «САБИ», «ВАБИ», «ЮГЕН».
«САБИ» - ПЕЧАЛЬ ОДИНОЧЕСТВА (ПРОСТЫЕ И СТРОГИЕ ФОРМЫ, ПРИГЛУШЕННОСТЬ КРАСОК).
«ВАБИ» - СЕЛЬСКАЯ ПРОСТОТА, НАИВНОСТЬ ДУШИ ХУДОЖНИКА.
«ЮГЕН» -ПОЭТИЧЕСКАЯ ИСТИНА, КОТОРУЮ НЕЛЬЗЯ ВЫРАЗИТЬ ЛОГИЧЕСКИ, это недосказанный образ, данный намёком.
Тишина кругом.
Проникают в сердце скал
Голоса цикад.
Вода так холодна!
Уснуть не может чайка,
Качаясь на волне.
Жизнь свою обвил
Вокруг висячего моста
Этот дикий плющ.
Хокку, или хайку (начальные строки) - жанр японской поэзии: нерифмованное трехстишие из 17 слогов (5+7+5).
Даже на лошадь всадника
Засмотришься – так дорога пустынна.
А утро такое снежное!
(Басё)
Как развивается мысль автора в этой миниатюре?
От частного – к общему.
Любая деталь, в данном случае всадник, бросается в глаза, тешит взор. Почему это происходит?
Пустынная заснеженная дорога слишком однообразна, глазу не за что «зацепиться», и он отмечает малейшее движение.
Как же это, друзья? Человек глядит на вишни в цвету,
Как же это, друзья?
Человек глядит на вишни в цвету,
А на поясе длинный меч?
(Мукай Керай)
Какова композиция этого хокку?
На первый план автор ставит проблему, недоумение, эмоцию, а затем «расшифровывает» причину своего удивления: воинственный вид человека не соответствует его занятию – созерцанию цветущей сакуры.
Грузный колокол.
А на самом его краю
Дремлет бабочка.
Исса (1768-1827)
Добрый день! В чём отличие хокку и хайку?
ChatGPT
Добрый день! Отличие между хокку и хайку связано с их историей и использованием в японской поэзии. Вот основные различия:
Хокку
Исторический контекст: Хокку является начальной строфой рэнга, традиционного японского цепного стихотворения, которое писалось коллективно.
Структура: Хокку состоит из трёх строк, которые содержат 17 слогов в схеме 5-7-5.
Тематика: В хокку обычно описывались сезонные изменения или природные явления. Оно служило зачином для рэнга и задавало тон всей поэме.
Форма и функция: Хокку было самостоятельным произведением только в контексте рэнга. Впоследствии, когда оно стало восприниматься как отдельное стихотворение, оно трансформировалось в хайку.
Хайку
Эволюция: Хайку развилось из хокку и стало самостоятельным жанром в японской поэзии, особенно после работы Мацуо Басё и его последователей.
Структура: Сохраняет ту же форму 5-7-5 слогов, но рассматривается как полноценное независимое стихотворение.
Тематика: Хайку расширяет тематику за пределы сезонных изменений и природы. Оно может описывать различные аспекты жизни, человеческие переживания и философские мысли.
Сезонное слово: В хайку часто используется киго (季語) — слово, указывающее на время года, что придает стихотворению определённый контекст и глубину.
Примеры
Хокку Мацуо Басё:
古池や
蛙飛び込む
水の音
Furuike ya kawazu
tobikomu
mizu no oto
Старый пруд,
Прыгнула в воду лягушка —
Всплеск в тишине.
Хайку Масаока Сики:
柿くえば
鐘が鳴るな
り法隆寺
Kaki kueba
kane ga narunari
Hōryū-ji
Ем хурму,
И звон колокола
Храм Хорюдзи.
Таким образом, основное различие между хокку и хайку заключается в их историческом использовании и эволюции: хокку было началом рэнга, а хайку стало самостоятельным жанром поэзии.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев