Казалось бы причём тут Лиддская икона? Тут есть интересный, на мой взгляд, момент. Уж иной раз так история закрутит и уведёт нас в легенды, что и не знаешь, где правда, а где вымысел. И тем не менее...
История образа восходит к апостольским временам и связана с нерукотворным образом на столпе в церкви Пресвятой Богородицы в Лидде (Диосполе), построенной апостолами Петром и Иоанном. В VIII веке патриарх Константинопольский Герман, заказал точный список с изображения на столпе, привёз его в Константинополь и хранил как драгоценную святыню, ежедневно молясь перед ним.
Когда вспыхнула иконоборческая ересь, святитель Герман был низложен со своей кафедры и изгнан. Написав письмо папе Римскому Григорию II и вложив его в доску иконы, патриарх пустил её в море. По его молитвам уже на другой день икона чудесным образом достигла Рима. После прочтения вложенного письма, прояснившего обстоятельства прибытия образа, икону торжественно внесли в церковь Святого Петра и поместили внутри алтаря. Здесь Владычица Небесная подавала через Свой образ немало чудесных исцелений.
Через сто с лишним лет на Востоке было восстановлено иконопочитание. Лиддская икона таким же чудесным образом вернулась в Константинополь. Местные жители, думая, что это одна из тех икон, которые во множестве были брошены в море во время преследований и гонений, принесли её царице Феодоре. Через некоторое время икона была узнана римскими послами как тот самый образ Богоматери, который не так давно чудесным образом удалился из Рима. Тогда патриарх во главе с духовенством и в сопровождении императора и его окружения торжественно перенесли образ Владычицы из царских палат на площадь Халкопратию и там поместили его в храме Пресвятой Богородицы. С того времени этот чудотворный образ стал называться Римским.
После XI века следы Римской (Лиддской) иконы теряются...
Самые ранние византийские свидетельства о Лиддской иконе датированы VIII веком. Русская редакция «Сказания о чудесах иконы Богоматери Римляныни» относится к 1395 году. В середине XVI века история Лиддской иконы вошла в Степенную книгу царского родословия в составе Сказания о чудесах иконы Тихвинской иконы Божией Матери в качестве предыстории этой русской иконы. С этого времени на Руси Лиддская икона отождествлялась с Тихвинской иконой.
Изображений Лиддской иконы византийского времени не известно.
И вот тут - внимание! Н. П. Кондаков не связывал её ни с одним из существующих образов Пресвятой Богородицы, однако указывал, что, возможно, она принадлежала к типу «Одигитрия Дексиократуса».
Кроме того, Кондаков высказывал осторожное предположение, что Лиддская икона могла быть соотнесена с иконой Божией Матери «Спасительница Римского народа» Salus Popoli Romani, VI в.(?), что на нашей иллюстрации! Конечно памятник с поновлениями XII-XIII веков, да и более поздними. Находится в римской церкви Санта Мария Маджоре.
После недавней реставрации установили, что живопись всё же 13 века.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев