Роман Ильфа и Петрова "Двенадцать стульев" был во многом преемственен по отношению к творчеству Гоголя, особенно знаменитой комедии "Ревизор". Об этом говорится в новом исследовании, опубликованном в "Литературоведческом журнале".
"В настоящей статье комедия Гоголя "Ревизор" рассматривается как один из важных претекстов "старгородских глав" романа: сходства прослеживаются на уровне обращения (и авторского отношения) к смеховому слову, уровнях системы персонажей, сюжета и композиции, а также акцентированных в обоих случаях образов и мотивов", - пишет автор исследования Маргарита Берзина из Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова.
Она отмечает, что и в "Ревизоре" Гоголя, и в первой части романа "Двенадцать стульев" Ильфа и Петрова ключевыми становятся эпизоды появления в провинциальном городе двух чужаков, мотивы обмана, страха, развеянных иллюзий, а также образ провинциального города.
В случае "Ревизора" приезжими чужаками оказались Хлестаков и его слуга Осип, которые прибыли в провинциальный городок из столицы. В случае "Двенадцати стульев" такими чужаками являются Остап Бендер и Киса Воробьянинов.
В провинциальный город они прибыли по отдельности, но вскоре встретились в дворницкой Тихона и далее уже действовали сообща. Правда, в отличие от Хлестакова и его слуги Осипа Воробьянинов не был чужаком в прямом смысле этого слова, так как до революции жил в Старгороде несколько лет.
"Тем не менее, Воробьянинов не узнает родного города, где все изменилось, и потому до известной степени тоже является для него чужаком, - пишет Берзина. - В обоих случаях приезд персонажей вызывает суету и волнение у местных жителей".
Спектакль "Ревизор" Театра Олега Табакова. Фото: Михаил Гутерман / РГ
И в "Ревизоре", и в "Двенадцати стульях" акцентированным оказывается мотив разрушенных иллюзий, продолжает исследователь: провинциальные персонажи жестоко наказаны за свою нечистую совесть.
"Важно, что образ города во многом совпадает в "Ревизоре" Гоголя и в романе "Двенадцать стульев", - подчеркивает Берзина. - В обоих случаях это собирательный образ провинциального города, находящегося вдали от столиц, погрязшего в воровстве и невежестве.
Берут взятки все чиновники "Ревизора" - кто деньгами, кто борзыми щенками, как судья Ляпкин-Тяпкин. Крадет деньги, выделенные на церковь, городничий, обворовывает больных попечитель богоугодных заведений Земляника. В Старгороде же орудует "застенчивый ворюга" Александр Яковлевич Альхен, завхоз 2-го дома Старсобеса, промышляют гадалки, мелкие жулики, такие как Кислярский и Дядьев".
В обоих произведениях провинциальные жители представлены как наивные и невежественные люди, способные поверить заезжим мошенникам. И в обоих случаях обозначен "предел мечтаний": герои Гоголя мечтают о Петербурге, а герои Ильфа и Петрова - о Париже. И неназванный город "Ревизора", и Старгород из "Двенадцати стульев" - это "сборные" города всей темной стороны, пусть и разных эпох.
Спектакль "Ревизор" Театра Олега Табакова. Фото: Михаил Гутерман / РГ
"Метод художественного изображения двух авторов - открытие истины через смех, смех гротескный - также подтверждает факт гоголевского влияния, - считает Маргарита Берзина. - Средства создания сатирического пафоса практически идентичны - каламбуры, доведенные до абсурда, алогизмы, "комизм вещи".
По ее мнению, Ильф и Петров создали свой роман, следуя почти в точности гоголевскому пониманию смеха как главной цели творчества, соткав его, подобно лоскутному одеялу, из фрагментов классической русской литературы.
"Именно тема "старого мира", отголосков предрассудков и старых устоев, таким образом, становится в старгородских главах центральной и невозможной для понимания без учета влияния гоголевского "Ревизора", - резюмирует автор научной статьи.
. «Мастерски написанный рассказ с достаточно неожиданной кульминацией. Автор ухватывает бытовые подробности, создает зримый вещественный мир. Проработанные образы, завершенная сюжетная целостность», — так отозвался о нем Алексей Варламов. место — Владимир Фиалковский, г. Санкт-Петербург, «Нестраховой случай кота Моисея»
. История про современного «географа, глобус пропившего» — только здесь «квартиру спалившего». Очень смешная и с мягкой иронией по отношению к главному герою. место — Анна Музыкантова, г. Архангельск, «Мамина батарейка»
«Ясная Поляна» опубликовала Длинный список номинации «Молодость»
#ГЛлитпремии В него вошли 19 книг Соучредители литературной премии «Ясная Поляна», музей-усадьба Л. Н. Толстого и компания Samsung Electronics, объявили Длинный список новой номинации «Молодость» за 2024 год. «Изначально планировался список покороче, но в итоге из более чем 60 поданных заявок жюри номинации отобрало 19 книг. Среди них истории взросления и обретения себя, помещенные в жанровые лекала детективов и триллеров, исторического романа, автофикшена, фолк-фэнтези и даже компьютерных игр. Никогда еще яснополянский список не был таким, в лучшем смысле слова, разным. Но так и было задумано», — комментирует куратор литерат
Яблочно-книжный фестиваль в Коломне охватит две субботы
#ГЛфестивали Темой фестиваля этого года стало «Угощение садом» 7 и 14 сентября центр Коломны вновь наполнится пряным запахом спелых фруктов и шелестом свежих книжных страниц. XII Яблочно-книжный фестиваль впервые охватит две сентябрьские субботы. Ежегодный яблочно-книжный фестиваль в Коломне – визитная карточка и ключевое культурное и литературное событие Подмосковья. Уникальный формат фестиваля сочетает литературу, садоводство, искусство, музыку, театр и гастрономию. В этом году тема фестиваля – «Угощение садом». Фестивальная программа включает в себя выступления писателей, презентации книжных новинок, встречи с детскими издательств
#ГЛновости Главным призом нового конкурса станет издание книги Николая Носова с иллюстрациями победителя В России продолжается Год Носова — в библиотеках, книжных магазинах, на выставках и фестивалях проходят события, посвященные творчеству писателя. В ноябре 2023 года исполнилось 115 лет со дня рождения Николая Носова, а в 2024 году литературное сообщество отмечает 70 лет с момента первой публикации «Приключений Незнайки и его друзей». Издательство «Махаон» эксклюзивно издает книги Николая Носова, в его портфеле — 65 произведений автора, включая «Приключения Незнайки и его друзей», сборники рассказов «Бобик в гостях у Барбоса», «Живая шляпа» и впер
Четверостишие пермяка вошло в Книгу рекордов России
#ГЛновости Стихотворение жителя Перми Николая Курбатова, написанное шесть лет назад, внесено в Книгу рекордов России. Не стоит обижаться на людей. Поверь, они получат по заслугам, Причём до окончанья своих дней. Ведь зло – оно вращается по кругу. Эти строки Николай выложил в интернете в 2018 году. К 1 июля 2024 года пост с четверостишием набрал в соцсети «ВКонтакте» 894 отметки «нравится». На днях пермяк получил из Москвы от агентства «ПАРИ», ведущего Книгу рекордов
https://pari.agency/russian.htm
, диплом, подтверждающий, что такой уровень замечен и отмечен. «Самое большое количество лайков «ВКонтакте» у стихотворения, написанного инвалидом...» – в такой категории издат
До конца приема рассказов на конкурс «Все счастливые семьи...?» остался месяц
#ГЛконкурс Уже поступило более 230 историй 30 мая портал ГодЛитературы.РФ (спецпроект «Российской газеты») совместно с Ассоциацией союзов писателей и издателей России (АСПИР), при поддержке издательства «Бель Летр» запустили литературный конкурс, посвященный теме семьи в ее современном понимании. Лейтмотивом для рассказов-переосмыслений стал знаменитый зачин «Анны Карениной» «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему». Рассказы от 5 до 15 тыс. знаков с пробелами от всех желающих по двум номинациям — для тех, кто хочет принять участие в литературной резиденции в Све
Газета The New York Times опубликовала топ-100 лучших книг XXI века
#ГЛновости#ГЛтоп100#ГЛрейтингкниг Газета The New York Times опубликовала топ-100 лучших книг XXI века Издание The New York Times Book Review решило отметить первые 25 лет этого столетия амбициозным проектом: сделать первый шаг в определении самых важных и влиятельных книг эпохи. Сотрудники газеты разослали опрос сотням авторов, критиков и книголюбов, попросив их назвать 10 лучших книг, изданных с 1 января 2000 года. В итоге в составлении топ-100 лучших книг XXI века участие приняли 503 человека, среди которых Стивен Кинг, Джеймс Паттерсон, Сара Джессика Паркер, Карл Уве Кнаусгор, Марлон Джеймс и многие другие. «Мы надеем
Нет комментариев