Но вряд ли его карьера сложилась бы настолько блестяще, если бы в молодости он не написал свой знаменитый "Аранхуэсский концерт".
Название «Аранхуэсский» концерт получил в честь испанского города Аранхуэс. Он находится в полусотне километров от испанской столицы. Там с 17 века располагалась летняя резиденция испанских королей с великолепным дворцом и роскошными садами (парковым комплексом).
С Аранхуэсом у композитора были связаны романтические воспоминания: в первые месяцы после свадьбы (в 1933 году) он приезжал сюда с молодой женой, чтобы погулять в живописном парке.
Но написан концерт был гораздо позже - спустя пять лет, вдали от Испании, в Париже. Идея принадлежала другу Хоакина Родриго - знаменитому испанскому виртуозу-гитаристу Рехино Сайнсу де ла Маза. Он попросил написать для него гитарный концерт, и композитор обещал сделать это в ближайшее время. Но сочинение не двигалось.
Так прошло несколько месяцев, пока однажды, в начале 1939 года не случилось то, что сам Хоакин Родриго называл "сверхъестественным". Он сам описал этот момент:
"Я сидел в своем маленьком кабинете на улице Сен-Жак и смутно размышлял о концерте. Вдруг я услышал внутренний голос, который сразу, без единой заминки, пропел мне всю тему Адажио (второй части). И сразу после этого, без перерыва, зазвучала тема третьей части. В тот же момент я понял: дело сделано".
Так Хоакин Родриго нашёл свой "клад" - мелодию замечательной красоты и выразительности, которая прославила и его самого, и испанскую музыку во всём мире.
Нотный текст Хоакин Родриго напечатал на специальной пишущей машинке нотным шрифтом Брайля - музыкант был с детства слеп (последствия перенесенного дефтерита)...
9 ноября 1940 года Рехино Сайнс де ла Маза впервые исполнил Аранхуэсский концерт в Барселоне.
Отзывы прессы были восторженными. Критика писала о новых принципах гитарной техники, об испанском духе и европейских традициях этой музыки, и о том, что концерт "пропорционален и совершенен, как маленький неоклассический дворец".
Но самые яркие эпитеты относились ко второй части (Адажио) - её называли "восхитительной" и "благословенной". Эта мелодия так же быстро пленила своей красотой сознание публики, как перед этим она властно продиктовала сама себя автору, явившись ему в законченном виде. Эта музыка – «плач жизни». Она уходит в эпические глубины национального или даже общечеловеческого. Адажио Аранхуэсского концерта – это печаль вечного, библейского масштаба. Редкая по красоте музыка Адажио напоминает многофигурную живописную композицию на евангельскую тему. Здесь есть центральный персонаж – гитара со своим тихим «слёзным» рассказом. Её окружают другие голоса: английский рожок, фагот, виолончель, гобой. У каждого из них свои реплики, свой голос и своё «выражение лица»: сочувствие, утешение, мудрое рассуждение. На дальнем плане этой картины, фоном, звучит тихий «хор» оркестра с мерным пульсом медленно текущего времени.
Это был первый большой успех композитора и первое его сочинение в этом жанре. Впоследствии он напишет ещё пять гитарных концертов. Но этот – Аранхуэсский – остался безусловным любимцем публики, благодаря, главным образом, его медленной части.
После войны, а точнее, немного позже – в 60-х годах, Адажио отделилось от Концерта и даже от самого композитора и начало свой самостоятельный путь в массовой музыкальной культуре. Оно породило целый мир эстрадной «аранхуэсской» лирики. Даже оперные певцы - звёзды испанской оперной школы – Пласидо Доминго, Хосе Каррерас и Монсеррат Кабалье сочли своим патриотическим долгом исполнить этот лирический гимн Аранхуэсу и Испании.
Популярность мелодии Адажио во всём мире достигла рекордной отметки. Если бы в 20 веке были шарманки, её играли бы даже на шарманках. Знаменитый Концерт стал послом испанской академической музыки в мире, лирическим символом испанской гитары и фактическим гимном Аранхуэса. В этом городе есть даже памятник Арнахуэсскому концерту в виде символического постамента и нотного текста на плитах парковой дорожки. Неудивительно, что именно в этом городе Хоакин Родриго нашёл свой последний приют.
О.Леоненкова
Легендарное Адажио в исполнении не менее легендарного Пако де Лусия.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 3