Рукопись сонаты Франк преподнес как свадебный подарок первому ее исполнителю, знаменитому бельгийскому скрипачу Эжену Изаи. Первое исполнение сонаты состоялось в день свадьбы Изаи, 26 сентября 1886 года, после всего одной репетиции. «Ничто на свете не могло бы доставить мне большей чести и счастья. Это подарок не мне одному, а всему миру; чтобы передать его, я приложу все силы артиста и страстного почитателя гения "папы Франка", еще непризнанного… Я сыграю вам эту сонату так, как я ее понимаю, и попытаюсь ее передать, как мне подскажет сердце…», – сказал Изаи о сонате перед исполнением.
Соната Франка стала не только одним из любимых произведений скрипача, игравшего ее до конца своей исполнительской карьеры, но впоследствии и частью репертуара многих известных скрипачей.
Немного о композиторе.
Сезар Франк (1822-1890) — необычная фигура во французском музыкальном искусстве, незаурядная, своеобразная личность.
Образ жизни композитора был таков:
- подъем в 4:30
- 2 часа работы для себя (так он называл сочинение музыки)
- в 7:00 Франк выходил из дома на уроки к своим ученикам
- возвращался домой лишь к ужину
- если к нему не приходили в этот день его учащиеся по классу органа и композиции, у него оставалась еще пара часов на доработку своих произведений.
Возможно, такой образ жизни покажется однообразным, однако это без преувеличения самоотверженная работа не ради денег или успеха, а ради верности себе, делу своей жизни, своему призванию, высшему мастерству.И это не пустые слова. Вот что писал о композиторе Клод Дебюсси:"«Этот человек, который был несчастным, непризнанным, обладал детской душой настолько неистребимо доброй, что он мог созерцать всегда без горечи недоброжелательность людей и противоречивость событий».
Ответствен, точен, спокойно суров, благороден был Франк в своей работе. Сохранились свидетельства многих крупных музыкантов об этом человеке редкой душевной щедрости, удивительной ясности и простодушия, которые вовсе не говорили о безоблачности его жизненного пути.
Отец Франка принадлежал к старому роду придворных фламандских живописцев. Художественные семейные традиции позволили ему рано заметить незаурядное музыкальное дарование сына, однако в его характере преобладала предприимчивость финансиста (проще говоря, алчность), побудившая ради материальной выгоды эксплуатировать пианистическую одаренность маленького Сезара. Тринадцатилетний пианист получает признание в Париже — столице музыкального мира тех лет, украшенной пребыванием крупнейших мировых знаменитостей: Ф. Листа, Ф. Шопена, Н. Паганини, Ф. Мендельсона и других.
В итоге Франк переезжает в Париж, где продолжает свое образование в консерватории. Для него все большее значение приобретают занятия сочинением, из-за чего происходит разрыв его с отцом.
Необходимость обеспечивать семью заставляет композитора постоянно заниматься частными уроками. Он не смог позволить себе отказаться от этой ежедневной многочасовой изнуряющей работы до конца дней и даже получил травму от толчка омнибуса на пути к одному из своих учеников, приведшую его впоследствии к смерти.
Первый успех ему довелось испытать лишь в 68 лет, мировое же признание его музыка заслужила лишь после смерти творца.
Франк явился одним из создателей французской симфонической музыки, открыв вместе с Сен-Сансом эпоху крупных по масштабу, серьезных и значительных по мысли симфонических и камерных произведений.
Всеобщим было посмертное признание композитора. Один из прозорливых его современников писал: «Г-н Сезар Франк... будет считаться в XX веке одним из самых великих музыкантов XIX-го». Сегодня произведения Франка украшают репертуар крупнейших исполнителей.
В.Репин (скрипка) и Н Луганский (ф-но) https://youtu.be/eYPamhYKpYw?si=wMehDOX-I7IAPah0
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 6