Пако де Лусия — король классического фламенко.
Испанский гитарист Пако де Лусия начинал карьеру с уличных выступлений в родном городке Альхесирас под солнечном небом Андалусии. Фламенко здесь звучало повсеместно: одни играли для души, другие — за деньги. Худощавый мальчик из бедной семьи был в их числе. Мечтая о куске хлеба на ужин, он грезил блестящим артистическим будущем. Так и случилось. Франсиско Санчес Гомес, известный под сценическим псевдонимом Пако де Лусия(который он взял в честь своей матери * ), покорил своим искусством публику во всём мире.
* - В Испании и Латинской Америке полное имя строится по такой системе: имя, данное родителями + фамилия отца + фамилия матери. Зачастую, однако, фамилию матери не произносят и упоминают только в официальных документах. В знак большой любви к маме, Пако сделал акцент даже не на её фамилии, а на имени, и включил его в свой псевдоним. Отсюда Пако Де Лусия (дословно получается Пако “от” Лусии или Пако Сын Лусии).
Летом 1986 года, впервые приземлившись в московском аэропорту, Пако де Лусия сошёл с трапа самолёта в чёрной футболке с надписью «flamenco» белыми буквами. В интервью журналисты спросили Пако , как он, будучи гитаристом-самородком, не знающим нот, смог сыграть произведения знаменитого испанского классика Мануэля де Фалья. Пако объяснил, что на слух он может скопировать любую композицию, но такой подход выглядел бы неуважительно по отношению к мастеру. Поэтому ради этого проекта он разобрался в значках партитуры...))
Трудолюбию и упорству в достижении поставленных целей Пако был обучен с пятилетнего возраста. Он начал играть на гитаре в 5 лет. И как только он достиг некоторых успехов в технике, его родители и вообще каждый, кто его слышал, поняли, что он имеет исключительный талант игры на гитаре . Поэтому уже в начале жизненного пути отец Пако ставит перед сыном высшую цель – он хочет, чтобы Пако стал самым известным в мире гитаристом фламенко. В меру деспотичный папаша, сам неплохой гитарист, решил реализовать на младшем сыне свои музыкальные амбиции. Мальчишка упражнялся на гитаре днями напролет — в результате образовательную школу он так и не закончил.
Впервые он привлек к себе внимание как гитарист , ярко выступив на конкурсе в Хересе в 14 лет. А его профессиональная карьера началась всего год спустя, когда он был приглашен присоединиться к труппе танца Хосе Греко (Jose Greco). Вскоре стало очевидно, что Пако имеет способности виртуоза. В возрасте 16 лет (1965) он подписал контракт с компанией грамзаписи Philips, на которой записал свой первый альбом.
Феноменальную популярность в 1980-х годах принесли ему совместные концерты с американскими гитаристами Элом Ди Меолой, Джоном Маклафлином и Лэрри Кориеллом в двух проектах так называемой "супергруппы". Тогда стала очевидной уникальная техника Пако – он играл пальцами (с не очень длинными ногтями) так же четко и быстро, как и его коллеги-виртуозы, игравшие медиатором.
Исторический визит в Москву Пако совершил уже в ранге суперзвезды, поднявшей социальный статус фламенко — на эту музыку перестали смотреть свысока.
Искусство фламенко – неразрывная связь народного танца, пения и гитарной импровизации – интереснейшее явление фольклора Андалусии, южной провинции Испании.
""Я путешествую по всему миру, давая концерты, – говорил Пако, – и когда я встречаю музыкантов в какой-нибудь стране, я хочу знать то, что они делают, какую музыку они играют. Я играл со многими гитаристами, и этот опыт был полезен. Но музыка фламенко – мой путь жизни, и это – корень моих чувств музыки. Я не чувствую в себе способности полно изучить музыку другой культуры, даже если бы я этого захотел. И я должен быть очень осторожен относительно элементов, которые я привношу в свою музыку, потому что моя музыка должна оставаться фламенко… И вы должны понять, что жизнь цыгана – жизнь в анархии. В этом причина, почему путь музыки фламенко – путь без дисциплины. Мы не идем в школу учиться фламенко. Мы только живем, и музыка – всюду в наших жизнях. Но когда я сделал альбом из музыки де Фалья, я заставил себя научиться читать ноты, делать некоторые упражнения. В течение того года моей жизни я изучал музыкальные «правила», и, возможно, когда-нибудь я снова буду делать что-то подобное. Но относительно моей музыки имеется много вещей, которых я логически не ощущаю; я играю аккорд или пассаж, и что-то внутри сообщает мне, что это и является правильным".
Пако оригинален даже в мелочах. Он привнес на эстрадную сцену посадку "нога на ногу", во время игры нередко притопывая своим черным ботинком. Его отличает нетипичное для гитариста фламенко пренебрежение каподастром, или сехильей (передвижной порожек, закрепляющийся на струнах и облегчающий смену тональности). Пако извлекает свою сехилью один раз за концерт и очень редко чаще.На концертах и во время записи Пако держит деку довольно далеко от микрофона, потому что, по его словам, ненавидит скрип и шуршание ногтей на струнах. Он часто играет, используя специальный эффект эха – для того, чтобы звук гитары угасал постепенно. В основу ритма большинства своих композиций Пако берет фламенковый танец булериас, который гитаристы фламенко играют, когда хотят блеснуть. А Пако блистает почти в каждой исполняемой теме!
Благодаря его творчеству фламенко теперь развивается в странах, где о нем никогда не слыхали прежде. Как некогда Андреас Сеговия переменил отношение к классической гитаре, исполнив на ней пьесы Баха и другую музыку, для нее специально не предназначенную, так и Пако де Лусия придал музыке фламенко «мировой статус», прочно утвердив фламенко среди «музыкальных приоритетов» слушателей всего мира.
Однажды журнал Jazz Times напишет: “Историю фламенко можно разделить на два периода – до Пако и после Пако”.
https://youtu.be/0o8vszqVL2U?si=U5wiObljqe4rU29t