Фрунзик Мкртчян: Монолог одного актера...
____
Трудно рассказывать о самом себе. Ведь за актера лучше говорят главные его полпреды - герои, сыгранные в театре, кино, на телевидении. В кино их у меня более сорока, а ведь еще немало и прожитых на сцене Ереванского академического театра имени Сундукяна, с которым я не расстанусь, пока дышу…
Каждый год - новые встречи с людьми, характеры и судьбы которых ты несешь зрителю. Ответственность, постоянное волнение не уходят с возрастом и опытом, еще больше обостряются, еще больше тревожат. И каждый раз, играя новую роль, словно переживаешь заново свой самый главный дебют. Станет ли герой таким же близким и родным каждому, кто с ним впервые встретится, каким он стал для тебя самого?
Был год, когда я снимался сразу в пяти фильмах. Драматическая судьба старого крестьянина Апро из "Наапета", роль которого была написана специально для меня, уносила на съемки высоко в горы, откуда я стремительно возвращался в снежную суровую зиму Москвы, снимаясь в "Мимино". Затем врывался в цветущие субтропики Сухуми, играя главную роль в классической трагикомедии "Багдасар разводится с женой"...
А из солнечного края попадал в промозглость размытых тающим снегом и дождями дорог, по которым герой фильма "Солдат и слон" Арминак Гаспарян вел в канун Победы из далекой Германии слона, похищенного фашистами из зоопарка. Потом я снова возвращался в Армению, на съемки "Каменной долины", и был счастлив, когда успевал в короткие перерывы между перелетами сыграть на сцене ростановского романтика Сирано де Бержерака...
Наверное, это обычное состояние актера, который снимается в кино, - перелеты, переезды, работа, поиск нового, который никогда не надоест, никогда не потеряет своей волнующей праздничности.
Так и сейчас, едва закончив озвучивание на "Мосфильме" в "Суете сует", я лечу в Индию, где Латиф Файзиев продолжает съемки "Али-Бабы и сорока разбойников" и где мне предстоит играть сказочного предводителя торгового каравана. А в близкой перспективе - новая работа на "Арменфильме" в сатирической комедии. Летом предстоит увлекательное кинопутешествие по Кавказу вместе со знаменитым писателем Александром Дюма-отцом, "организованное", согласно историческому факту, киностудией имени М. Горького.
Кажется, я начал свой рассказ несколько сентиментально, даже с тенью грусти. Я такой и есть - немножко грустный, хотя и вместе с тем неиссякаемый оптимист. Разве это незаметно по моим киногероям? Если незаметно, значит, я работал впустую. Знаете, в цирке издавна бытуют две традиционные клоунские маски - весельчак Рыжий и грустный Белый. Так вот я, вероятно, скорее Белый клоун. И вообще вопреки мнению многих считаю себя не комедийным актером, а трагиком.
Во время войны я работал помощником киномеханика в клубе текстильной фабрики. На сцене этого клуба я впервые увидел спектакль нашего местного Ленинаканского театра и решил стать актером. К этому времени я успел попробовать себя и в сапожном деле, и в кукольном, и даже в портняжном. Скажем прямо, в этих профессиях я успеха не добился, а мечта об актерстве заслонила все. Дебют же на профессиональной сцене состоялся ни много ни мало, как в "Гамлете", когда в аварийном порядке я заменил заболевшего исполнителя совсем уже эпизодической, почти мимансовой роли. И когда я без репетиции вышел на сцену, моя физиономия произвела такой фурор, что весь спектакль едва не распался, - один из актеров не удержался от реплики отнюдь не по Шекспиру, вызвав гомерический, но добрый смех в зале...
⠀
Я не думал, красив я или нет. Я хотел быть актером. Во что бы то ни стало. Безумно. При поступлении в театральный институт моя внешность тоже была отмечена…
"Этот парень когда-нибудь смотрел на себя в зеркало? - соболезнующе произнесла очень доброжелательная и милая актриса. Вероятно, на «челе моем высоком» отразилось нечто трагическое, и меня приняли. Так к свершению мечты привела, условно говоря, трагикомедия - один из самых любимых мною жанров. Ибо я убежден, что смешное и грустное очень тесно переплетены в жизни.
Не могу сказать, что с появлением на сцене все армянские кинорежиссеры тотчас засыпали меня предложениями сниматься. Потом, правда, кое-кто рискнул. И одним из первых - Генрих Малян. Роль кузнеца Гаспара в его "Треугольнике" остается для меня одной из самых дорогих.
С 65-го года я стал сниматься и в Москве: в историко - революционной ленте Аждара Ибрагимова "26 бакинских комиссаров", у Леонида Гайдая в "Кавказской пленнице", в "Айболите-66" Ролана Быкова...
Все свои роли люблю. И те, что сыграл у Генриха Маляна - Гаспар ("Треугольник"), пастух Шкан ("Мы и наши горы"), Отец ("Айрик"), крестьянин Апро ("Наапет")...
И Багдасара из фильма "Багдасар разводится с женой" Г. Мелик-Авакяна. И Авака из короткометражки "Памятник" - дипломной режиссерской работы моего младшего брата Альберта. И Арминака Гаспаряна из фильма Дмитрия Кесаяна "Солдат и слон". И шофера Рубика Хачикяна из "Мимино" Георгия Данелия... Все они люди житейски твердые, взрослые, но при этом чуточку наивные. Взрослые дети, задающие жизни бесконечные вопросы и получающие от нее самые невероятные ответы. Встречаясь с ними, стараясь их понять, сам становишься глубже, добрее...
Мой герой - человек из народа, заряженный оптимизмом. У него врожденная внутренняя культура, естественность и искренность во всем.
В молодости я рвался играть героев очень действенных, невероятно активных, но сейчас меня больше привлекает духовная жизнь, внутреннее состояние, размышление. Соответственно с этим подыскиваются и выразительные средства - мимика лаконичнее, пластика избирательнее, хочется меньше говорить… В общем, появилась определенная тяга к лирико-философской стихии, к глубине подтекста, к многоточию…
С режиссерами мне повезло. Маляна я люблю, как «крестного» киноотца, и за удивительное доверие и уважение к актеру. Бесконечно благодарен судьбе, которая свела меня однажды в мосфильмовском коридоре с Георгием Данелия, когда я мчался из одного павильона в другой. Я с ходу отказался сниматься в эпизоде его фильма "33". Данелия все-таки увлек меня на мимолетное появление в роли чудаковатого итальянского ученого. И чем дальше ("Не горюй!", "Мимино"), тем больше не перестает поражать своим режиссерским и чисто человеческим чутьем, поразительной любовью и бережностью к актеру, готовностью выслушать его встречное предложение. И еще одно. В фильмах Данелия всегда есть смесь веселого и грустного, всегда есть что-то глубокое для души...
Что же я сам? Я пока не знаю, где найду наконец свою единственную песню, которая вот уже который год стучит в сердце. Я уже не очень молод, хотя и далеко не стар. Мне сорок семь лет. По законам гор - совсем мальчишка. И я уверен, что моя лучшая роль впереди...
___
Ко дню рождения Фрунзика Мкртчяна.( 4 июля 1930)
«Безвозвратно ушедшая эпоха»
Комментарии 3
Актёры Евгений Евстигнеев и Фрунзик Мкртчян были близкими друзьями фотографа Георгия Тер-Ованесова. Именно Тер-Ованесов "посватал" Мкртчяна Леониду Гайдаю на роль водителя товарища Саахова (изначально эта роль предназначалась Михаилу Глузскому). А Евгения Евстигнеева, благодаря ему же, получил для своего фильма "Мосты через забвение" Юрий Ерзикян.
Евстигнеев и Тер-Ованесов прилетели на съёмки в Ереван вместе. Приехали в студию, готовятся к съёмкам. Но тут...
...в павильоне раздается громовой голос: "Стоп, камера!". В дверях стоял сияющий Фрунзик Мкртчян, держа в руках бочонок вина. Главный оператор грустно произносит: "Ну, все, съемок сегодня не будет!". Нет, запланированный кусок все-таки отсняли. Но в таком легко-бодрящем питейном режиме работали все три дня.
"Перед отъездом в Москву, на прощание, как принято, снова накрыли стол. Но, естественно, никто не хотел отпускать главного виновника торжества, — вспоминал Тер-Ованесов. Смотрю, Фр...Ещё
Актёры Евгений Евстигнеев и Фрунзик Мкртчян были близкими друзьями фотографа Георгия Тер-Ованесова. Именно Тер-Ованесов "посватал" Мкртчяна Леониду Гайдаю на роль водителя товарища Саахова (изначально эта роль предназначалась Михаилу Глузскому). А Евгения Евстигнеева, благодаря ему же, получил для своего фильма "Мосты через забвение" Юрий Ерзикян.
Евстигнеев и Тер-Ованесов прилетели на съёмки в Ереван вместе. Приехали в студию, готовятся к съёмкам. Но тут...
...в павильоне раздается громовой голос: "Стоп, камера!". В дверях стоял сияющий Фрунзик Мкртчян, держа в руках бочонок вина. Главный оператор грустно произносит: "Ну, все, съемок сегодня не будет!". Нет, запланированный кусок все-таки отсняли. Но в таком легко-бодрящем питейном режиме работали все три дня.
"Перед отъездом в Москву, на прощание, как принято, снова накрыли стол. Но, естественно, никто не хотел отпускать главного виновника торжества, — вспоминал Тер-Ованесов. Смотрю, Фрунзик встает из-за стола и с хитрым видом, заговорщицки прикладывая палец к губам, тихо удаляется. Через некоторое время возвращается: "Женя, сегодняшний рейс отменен, придется вам лететь завтра". Удивленный Евстигнеев, быстро сообразив, в чем дело, наотмашь махнул рукой и расцвел в улыбке: "Эх, гулять так гулять!.."
На фото Евгений Евстигнеев, Фрунзик Мкртчян и Георгий Тер-Ованесов. 1968 год