Мария родилась 17 октября 1888 года в Батуме, в Грузии. Ее отец князь Шервашидзе заседал в Государственной думе, и с юных лет княжна Мэри жила в Петербурге. Благодаря своей внешности и аристократичным манерам Мэри стала фрейлиной императрицы Александры Федоровны.
При дворе девушкой восхищались. В подтверждение этому можно привести одну историю. Княжна, которая всегда и везде опаздывала, однажды пришла позже на панихиду по одной знатной особе и позволила себе войти в зал после императора, что было строжайшим нарушением протокола. Наказание должно было последовать незамедлительно. Но Николай II лишь посмотрел на девушку и сказал: «Грешно, княжна, быть такой красивой».
Ее красотой восхищались и мужчины, и женщины. Правнучка императора Николая I великая княжна Александра как-то сказал ей: «Мери, Вы такая красивая, если бы встретила человека, который хоть немного похож на Вас, я с закрытыми глазами вышла бы за него замуж».
Своего будущего мужа, человека, которому Мери отдаст всю свою любовь и будет одному ему предана до конца жизни, она тоже встретила при дворе. Это был праправнук грузинского царя Ираклия II, князь Георгий Николаевич Эристави (Эристов). Между молодыми людьми возникли взаимные чувства практически сразу после знакомства, но тогда Мери была фрейлиной, а им выходить замуж запрещалось. Поженились молодые уже после революции.
После революции 1917 года, Мэри с семьей вынуждена была уехать в Тифлис. Грузинская столица стала настоящим приютом для российской интеллигенции того времени. Там она знакомится с русским художником Савелием Сориным. Сорин, восхищенный Мери, просит ее позировать для картины. Он работал над портретом 23 дня. Вот как описывает картину историк моды Александр Васильев: «В подпоясанном под грудью светлом шелковом платье, с накинутой на левое плечо «ложноклассической шалью» и нитью крупного жемчуга, сверкающего меж хрупких пальцев, - такой запечатлел ее талантливый живописец на портрете, оставшемся в России».
Васильев указывает, что этот черно-белый портрет Мери остался в России, но по другим источникам, Савелий Сорин, уезжая в эмиграцию, забрал его с собой. По легенде, много лет спустя полотно «поселилось» в спальне принцессы Монако Грейс Келли. Проснувшись, она сначала смотрела на картину и лишь потом в зеркало, определяя, таким образом, хорошо ли выглядит сегодня.
А в 1915 знаменитый грузинский поэт Галактион Табидзе создает поэтический цикл «Мери». Какой именно Мэри посвящено это творение - почти ни у кого не вызывает сомнений. Биографы Галактиона пишут, что молодой и очень бедный поэт однажды встретил красавицу княжну в парке, она прошла мимо, даже не заметив его, а он с этого момента был обречен любить ее до конца жизни. Однако Мэри всегда утверждала, что с Галактионом Табидзе знакома не была, и стихов его не читала.
Последнее, к сожалению, скорее, правда. Шервашидзе обожала родную Грузию, тосковала по ней в последующей эмиграции, но вот, ни писать, ни читать по-грузински не умела.
После 1921 года Мери с мужем уезжают в Константинополь, где ведут довольно праздную и веселую жизнь. Вместе с мужем Мери поселилась в одном из самых роскошных отелей города, каждый вечер они проводили в ресторанах и кабаре. В том числе бывали они и в кабаре «Черная роза», где пел известный певец Александр Вертинский, помнивший Мери еще по Петербургу. От его имени ей часто преподносили цветы, и он пел ей те песни, что она просила.
Но вскоре из-за сложного финансового положения и нестабильной политической обстановки супруги решают переехать в Париж.
Двум представителям аристократических родов – Мери и ее мужу – в Париже без связей, без финансов было непросто. Денег становилось все меньше, жили, продавая имевшиеся у них ценные вещи. Продали даже золотую табакерку – подарок императора Николая II. Тогда супруги принялись искать работу. Все решила случайная встреча на одной из улиц Парижа с великим князем Дмитрием Павловичем, который тут же узнал Мери. Близко знавший Коко Шанель, он попросил ее обратить внимание на красавицу Мери. Так она попала на работу в ателье Коко Шанель.
Надо сказать, что и славянская, и загадочная кавказская красота в ту пору приводили европейцев в восторг. Кроме того, дворянки из уже не существующей Российской империи своими выразительными, «породистыми» чертами лица сильно контрастировали с обычными, «хорошенькими» манекенщицами. Четкий профиль Мэри, выразительные глаза и благородная осанка очень быстро возвели ее в ранг лучших моделей модного дома Chanel. Но Мэри, была не просто манекенщицей.
Ее приглашали на званые вечера и литературные собрания, она блистала на открытии Русского корпус-лицея имени Николая II в Версале и на освещении Русской гимназии. Известнейшие фотографы начала века считали за честь поработать с ней. На показы с ее участием публика шла легионами. О красоте и утонченных манерах княжны судачил весь Париж.
Считается, что именно Мери первой вышла на подиум с ниткой жемчуга на шее – легендарным украшением, введенным в моду с легкой руки Шанель. Красавицу Мери очень ценили в мире моды, ее часто приглашали на званые вечера, а фотографировать ее выстраивалась целая очередь фотографов.
Историк моды Александр Васильев в своей книге «Красота в изгнании» пишет: «Хрупкая брюнетка Мери олицетворяла тип красоты, модный в 20-х годах. Ее лицо и фигура подходили как нельзя кстати к стилю Шанель тех лет, к тому же Коко импонировало, что для нее, провинциалки из Оверни, работают настоящие княгини. Париж в те годы ценил больше всего титулованных дам. В высшее общество были приняты великая княгиня Мария Павловна, княгини Мария Юсупова, Мери Шервашидзе. Из огромного количества русских красавиц в Париже тех лет избранными становились немногие».
Несмотря на успех в качестве манекенщицы, Мэри воспринимала работу на этом поприще как унижение. После паркета Зимнего Дворца, ходить по подиуму казалось ей ниже собственного достоинства. Поэтому при первом же удобном случае, княжна покинула модный мир. И даже спустя время, она не любила вспоминать о своем модельном опыте.
Жизнь княжны после ухода из Дома Chanel сложилась довольно печально. В 1946-ом погибает любимый муж Гуца. Верная жена очень тяжело переживает его уход. В 1960-е она добровольно запирает себя в Доме Престарелых. Правда, очень дорогом. Здесь у Мэри было три комнаты с пышной меблировкой. Тогда же, в 60-е она получает наследство: бывший поклонник решает «подарить» ей 50 тысяч долларов. Однако жест давнего воздыхателя оставляет грузинскую красавицу равнодушной: она продолжает жить одна в своем пансионе вплоть до самой смерти, не купившись на большее богатство.
Интересные сведения о Мери оставляет дочь художника Александра Шервашидзе-Чачба Русудана Александровна. Они встретились в Париже в 1968 году, когда Мери уже было 76 лет.
«Готовясь к встрече с Мери, - пишет Русудана Александровна, - я ожидала увидеть пожилую, солидную, малоподвижную женщину со следами былой красоты, обязательно в кресле и с жалобами на болезни. Каково же было мое удивление, когда я получила приглашение в ресторан, и меня встретила красивая, молодая, обаятельная, совершенно современная женщина».
Даже в летах Мери Прокофьевна приковывала восхищенные взгляды мужчин. У нее был воздыхатель и в доме престарелых, который каждый день встречал ее с букетом прекрасных цветов. Но несмотря на множество обожателей, которые окружали Мери Прокофьевну до конца ее дней, она оставалась одна и была верна мужу.
Прекрасная княжна Мери Шервашидзе-Чачба скончалась на 98-м году жизни 21 января 1986 года. Вместе с мужем она похоронена на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа в Париже.
До самого последнего дня княжна Мэри оставалась иконой стиля. Любое ее появление на публике вызывало восторг. Но, кажется, она совсем не обращала внимания на всеобщее обожание. Она пришла в этот мир, также как и ушла из него: полная чувства собственного достоинства, с гордо поднятой головой и уверенной походкой.
Нет комментариев