Творческая жизнь этого человека началась в российской империи, а завершилась уже в советскую эпоху. Он имел звания заслуженного артиста Императорских театров и народного артиста Республики (1922). Владимир Николаевич родился в обедневшей дворянской семье в Новомиргороде Херсонской губернии. Настоящее его имя – Иван Николаевич Горелов. Псевдоним был взят из-за того, что отец обещал проклясть, если фамилия будет связана с театром. Обучаясь в тамбовской гимназии, мальчик проявил тягу к театру, играл успешно в школьных постановках и решил посвятить себя сцене. Оказавшись в Москве в 1866 году, стал брать уроки у известного артиста Малого театра И.В. Самарина. Первые шаги в профессии начал делать на провинциальных сценах Воронежа, Орла, Тамбова, Саратова, Казани, Астрахани. В 1880 году его приняли в знаменитую труппу Александринского театра в Санкт-Петербурге, где он служил до 1924 года. Он играл в трагедиях и комедиях, водевилях и драмах, везде проявляя блестящий талант перевоплощения и глубину проникновения в психологию персонажа. Его называли «артист-оркестр». Работая над ролями, актёр исписывал десятки тетрадок, размышляя над характером и поступками своих героев, читал соответствующие книги, искал верную интонацию в голосе, внешние данные. Зрители запомнили его в Фамусове из «Горя от ума» Грибоедова, в городничем из «Ревизора» Гоголя, в Мошкине из «Нахлебника» Тургенева, в Фирсе из «Вишнёвого сада» Чехова и других ролях классического репертуара. Он очень любил пьесы Островского, дружил с драматургом. Среди хорошо знакомых Давыдова были писатели Тургенев, Толстой, Салтыков-Щедрин, Успенский, Григорович, Чехов.
С 1883 года Владимир Николаевич стал преподавать в Петербургском театральном училище. Среди его воспитанников знаменитые впоследствии артисты – В.Ф. Комиссаржевская, В.Л. Юренев, Л.С. Вивьен, Н.Н. Ходотов, Ю.Э. Озаровский и другие. Давыдов отдал дань и кинематографу, сыграв Расплюева в фильме «Свадьба Кречинского» (1908), помещика Шалля в фильме «Глаза Баядерки» (1913), судовладельца Босса в фильме «Когда сердце должно замолчать» (1914), управляющего имением в фильме «Во имя прошлого» (1915). Это было немое кино, но артист был предельно выразителен и понятен без слов.
В 1918 году на гастролях Давыдов оказался в Архангельске, занятом белогвардейцами, мог отбыть в эмиграцию, но в 1920 году вернулся в родной Александринский театр, продолжил в нём работать. При этом он давно дружил с московскими актёрами, многие роли великого М.С. Щепкина примеривал к себе, включая их в свой репертуар. Поэтому незадолго до смерти принял приглашение Малого театра, приступил к привычной актёрской работе в новом коллективе. Смерть прервала все планы.
Похоронили знаменитого артиста на Никольском кладбище Санкт-Петербурга, прах его в 1934 году перенесли в Некрополь мастеров искусств. Он покоится в городе, которому отдано столько лет актёрского и педагогического труда, городе, зрители которого щедро одаривали цветами и аплодисментами каждый его выход на сцену.
Нет комментариев