"Это был особый — детский ГУЛАГ
Что в детстве любили,
Что славили мы,
Внезапно разбили Служители тьмы.
[Варлам Шаламов]
Если не вспоминать о прошлом, можно не заметить проявления и повторения тех зловещих дней, в пока еще робких пробах грядущей диктатуры. Неведомо и, вероятно, никогда теперь не узнать, сколько сгинуло, кануло в бездну, исчезло “с поверхности земли” детей десятков народов огромной страны под властью большевиков, умеющих только убивать, в годы красного чекистского террора. Как поначалу ведомство ЧК практиковало повальные расстрелы всех “врагов” коммунизма независимо от возраста, от детей до старцев различных социальных сословий “опасных” для страны советов, так и партийные структуры ВКП (б) распоряжались жизнью и смертью людей, осуществляя повсеместные расстрельные “чистки”, под которые с неблагонадёжными советской власти родителями заодно попали и дети. Начиная с первых расстрелов октября 1917 года, казни детей Царской Семьи в Ипатьевском доме в Екатеринбурге, расстрелов детей офицеров 86-го пехотного полка, перешедшего к белым в 1919 году в Петрограде, четырех девочек 3–7 лет в Елисаветграде, расстрелов чекистами детей 12–16 лет в Архангельске в 1920-м прозванном “Городом мертвых” и далее повсеместно текли реки крови безвинно убиенных. С намеренно организованного Сталиным Голодомора на Украине, голода в Поволжье, удушения продразверсткой и закрепощения коллективизацией крестьянства, раскрутился кровавый Молох повседневных репрессий по всей стране. Если считается, что Большой террор в основном означен периодом с августа 1937 года по ноябрь 38-го, а далее менее, но стабильно продолжался в перманентной степени, то для детей это были годы постоянного Большого террора. Фактически безостановочный конвейер, переламывающий хрупкие детские жизни в лагерном омуте. С 18-го и 20-х годов вплоть до тех пор, пока вурдалак не был задушен своим ближайшим окружением в собственном кремлевском кабинете в 53-м году. Не счесть загубленных детских душ в аду детского ГУЛАГа страны советов, лишь немного известных поименно, и тьма безымянных, скончавшихся в этапных эшелонах, смертельно замерзших в “ямах”, в ужасных муках умерших от болезней и голода в лагерных бараках, сожженных, утопленных, расстрелянных, без вести пропавших, — чудовищных размеров Холокост сталинского геноцида детей.
• Дети, приговорённые к трем, пяти, восьми, десяти и двадцати пяти годам лагерей, к расстрелу.
• Дети, рожденные в лагерях или на полу грязных вагонов-телятников и в большинстве не выжившие.
• Дети, умирающие в трюмах переполненных барж.
• Дети, сходившие с ума в детских домах.
• Дети в таких условиях ГУЛАГа, которые не выдерживали устоявшиеся мужественные люди. Архивные дела ГУЛАГа не только велись плохо, но и во многих случаях уничтожались. Восстановить историю каждого из репрессированных детей или родившихся в концлагерях невозможно даже частично. Что нечеловеческое они испытали на себе, их мучения и страдания, водоворот личных драм и трагедий, как и при каких обстоятельствах ужасных для них оборвалась их короткая жизнь, представляется только по отдельным фрагментам или отрывочным свидетельствам людей, выживших в сталинском ГУЛАГе, немногочисленным фотоснимкам, лагерным рисункам или едва обнаруженным уцелевшим документам.
• Первые концлагеря большевиков появились в 1918 году.
• Около 3 тысяч подростков, например, находилось непосредственно в лагерях БАМлага, организованного в 1932 году при управлении ГУЛАГ НКВД.
• Василий Богданов в 9-летнем возрасте репрессирован вместе с отцом, матерью, 5-летним братом и 7-месячной сестрой в декабре 1938-го. Жили в г. Псков. Отца после ареста больше не видел и не знает, что с ним случилось, где затерян его след. С мамой, братцем и сестренкой их долго вез куда-то эшелон полностью набитый такими же, как и они, семьями. Декабрьский холод, без еды и воды, непрестанный плач детей. В дороге умерла сестренка. Ночью эшелон остановился на неизвестной станции. 9-летнего Васю с остальными подростками постарше пересадили в другой состав, их грубо с руганью и криками подталкивал вооруженный конвой, злобно лаяли собаки, в вагонах оказались и взрослые мужчины. Маму и младшего брата он видел здесь в последний раз. Снова долгий путь, очередная станция, с которой их на автомашинах доставили в открытое заснеженное поле. На снегу лежали вразброс строительные материалы. Приказали рыть мерзлую землю, раздали кирки, лопаты. Под ночным небом с трудом образовалась длинная траншея, в которую заставили всех лечь. Серым утром крики конвоиров, бешеный лай собак, — всех выволакивают из траншеи-ямы, выстраивают в шеренгу, половина детей замерзли во сне, остались лежать там, где их настигла смерть. Приказали сооружать сарай. Траншея полыхала огнем, конвойные подожгли замерзшие в ней тела, — необходимо было освободить место для следующей партии заключенных. Так в 9 лет мальчишка оказался в Воркутлаге.
• В 1940 г. ГУЛАГ объединял 53 лагеря с тысячами лагерных отделений и пунктов, 425 колоний, 50 колоний для несовершеннолетних, 90 “домов младенца”. Но это официальные данные. Истинные цифры нам неизвестны. О ГУЛАГе тогда не писали и не говорили. Да и сейчас часть информации считается закрытой... 7 июля 1941 г. — через четыре дня после пресловутой речи Сталина, в дни, когда немецкие танки рвались к Ленинграду, Смоленску и Киеву, — состоялся еще один указ Президиума Верховного совета: судить детей с применением всех мер наказания — даже и в тех случаях, когда они совершат преступления не умышленно, а по неосторожности.
• “Мамочкино кладбище”, место захоронения детей узников Карлага. Мария Барковская:
— Детей очень много умирало. В холодном коридоре стояло несколько бочек, куда трупики мертвых детей складывали, и там бегали крысы и часто грызли эти окоченевшие трупики.
• Ефросиния Антоновна Керсновская о детях, встретившихся на ее гулаговском пути:
— Мало ли что я невиновна! Но дети? У нас в Европе они были бы “детьми”, но здесь... Могли ли Валя Захарова восьми лет и Володя Турыгин, чуть постарше, работать кольцевиками в Суйге, то есть носить почту, проходя туда и обратно 50 км в день — зимой, в пургу? Дети в 11–12 лет работали на лесоповале;
— в 1941 г. оказалась на пароходе “Ворошилов”… На нижних полках рядками лежали маленькие старички с ввалившимися глазами, заостренными носиками и запекшимися губами. Я смотрела на ряды умирающих детей, на лужи коричневой жижи, плещущейся на полу. Дизентерия. Дети умрут, не доехав до низовьев Оби, остальные умрут там. Там же, где Томь впадает в Обь на правом берегу, мы их похоронили. Мы, — потому что я вызвалась рыть могилу. Странные это были похороны... Я впервые видела, как хоронят без гроба, не на кладбище и даже не на берегу, а у самой кромки воды. Подняться выше конвоир не разрешил. Обе матери опустились на колени, опустили и положили рядышком сперва девочку, затем мальчика. Одним платком прикрыли лица, сверху — слой осоки. Матери стояли, прижимая к груди свертки с застывшими скелетиками детей, и застывшими от отчаяния глазами смотрели в эту яму, в которую сразу же стала набираться вода;
— встречались среди жителей ГУЛАГа и дети блокадного Ленинграда, — “Эти дистрофики — совсем еще дети, им 15–16 лет...”; Уже будучи в Норильске и попав в хирургическое отделение больницы, Ефросиния Антоновна видела следы совместного содержания и “воспитания” малолеток и рецидивистов: — Две палаты бронировали для лечения сифилиса. Все больные были совсем еще мальчиками и должны были пройти хирургическое лечение заднего прохода, суженного зарубцевавшимися сифилитическими язвами.
• “Воспитанию” подвергались также молодые девушки и девочки. Вот строки из датированного 1951 г. письма заключенной Е. Л. Владимировой, бывшего литературного работника газеты “Челябинский рабочий”:
— Пребывание в советских лагерях калечило женщину не только физически, но и нравственно. Человеческое право, достоинство, гордость — все было уничтожено. В лагерях во всех банях работали мужчины-уголовники, баня для них — развлечение, они же производили “санобработку” женщин и девочек, сопротивляющихся заставляли силой.
• Воспоминания бывших политзаключенных Норильлага, которых и в 1946 г. привозили на кораблях в Дудинку вместе с “малолетками”:
— Наш этап из Усольлага (было много малолеток) прибыл в Норильский лагерь в августе 1946 г. Доставили на барже вместе с японскими военнопленными, как сельдей в бочке. Сухой паек — на три дня кило шестьсот пятьдесят хлеба и три селедки. Большинство из нас все съели сразу же. Воды не давали: конвойные “объяснили” — нечем зачерпнуть из-за борта, и мы лизали деревянную обшивку, свой пот. По дороге многие умерли.
• Норильскую детскую колонию, как вспоминает Нина Михайловна Харченко, расформировали после бунта “малолеток” (для кого-то он закончился смертельным исходом). Часть детей перевели в лагерь для взрослых, а часть вывезли в Абакан. А почему случился бунт? Да потому что “бараки напоминали скотные дворы... жили впроголодь”.
• В Гулаге были и дома младенца. В том числе и на территории Норильлага... смертность была очень высокой. Выжить в таких условиях можно было только чудом.
• Х. В. Волвович:
— Дети, которым полагалось сидеть, ползать и ходить, лежали на спинках, поджав ножки к животу, издавали странные звуки похожие на голубиный стон, они даже не плакали, а как-то по-стариковски кряхтели. Это был дом смерти младенца. Дети пытались выжить несмотря ни на что, но таких, выживших, было очень немного.
• “В изоляторе долго умирала 5-месячная девочка, которую прозвали «Пиковой дамой». У младенца было лицо умной ироничной 80-летней старухи, только после смерти, отмучившись, она снова стала ребенком”.
• Почти у всех детей малокровие, также и глубокая умственная отсталость. В туберкулезных, трахомных изоляторах содержали детей больных туберкулезом, трахомой, они десятками умирали на глазах живых сверстников, их голеньких, как поросят клали где-то в сарае, а ближе к весне сжигали...
• Дети находились не только непосредственно в Норильске. Был в нескольких десятках километров от поселка штрафной изолятор Калларгон (там же и расстреливали). Начальник лагеря мог определить туда заключенного на срок до 6 месяцев. Дольше на штрафном пайке, видимо не могли протянуть — “отправлялись под Шмитиху”, то есть на кладбище.
• Были дети и на так называемом Урановом полуострове — в “Рыбаке”, особом секретном лагере, который не был обозначен даже на специальных картах НКВД — видимо, в целях конспирации. Вспоминает Л. Д. Мирошников, бывший геолог НИИИГА (21-е управление МВД СССР):
— В спешном темпе к концу полярной ночи привели пятьсот заключенных. Никакого специального отбора перед их отправкой в секретный лагерь НКВД не проводили, поэтому среди каторжан “Рыбака” были даже подростки — рассказывают о некоем парне по имени Прохор, который попал в лагерь прямо со школьной скамьи, после драки с сыном секретаря райкома. Прохор досиживал пятилетний срок, когда его выдернули из лагеря и этапировали на “Рыбак”. Прохору после отбытия своего пятилетнего срока не суждено было вернуться домой. Остаться в живых после работы на секретном объекте было невозможно. Часть заключенных умерли от лучевой болезни, а других по окончании работ погрузили на баржи и утопили... До сих пор неизвестна точная цифра умерших в Норильске детей»
1. По страницам истории: ГУЛАГ... детский
2. Воспоминания детей ГУЛАГА
3. Дети в сталинских лагерях
4. 1937 г. — Дети террора — Исторические хроники
5. Дарья Виолина и Сергей Павловский — документальный фильм «Дольше жизни». О детях репрессированных родителей, которые выросли за колючей проволокой (лагерь АЛЖИР). С 38-го по 52-й годы там содержали жен и детей тех, кого советская власть причисляла к изменникам родины
6. 2-й Храм-на Скале «Aml Pages»
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 60
Это тип людей, выращенный за 70 лет советского эксперимента, и он не может быть иным. Это люди с «физиологическим мышлением», вся история для них сводится к «росту материального благосостояния», а все сколько-нибудь более высокие ценности и понятия для них не существуют. Россия как священное Православное Царство, которое существовало до 1917 года, — для них совершенно потусторонняя реальность, они в принципе не могут понять, что это такое. А из-за незнания истории единственный пример «достижений» для них — это СССР, поскольку они не знают, что было до 1917 года и что было в других странах. Их «...Ещё"Неосовки, ревнители «красного проекта» — обычно и не фанатики, и не вражеские агенты вовсе, а просто неразвитые и невежественные люди с примитивным мировоззрением, не знающие подлинной истории и дикие в нравственном отношении, не понимают, что являются такими же разрушителями страны, как и «либералы», даже наоборот, они по своей недалекости наивно думают, что только они её и могут спасти.
Это тип людей, выращенный за 70 лет советского эксперимента, и он не может быть иным. Это люди с «физиологическим мышлением», вся история для них сводится к «росту материального благосостояния», а все сколько-нибудь более высокие ценности и понятия для них не существуют. Россия как священное Православное Царство, которое существовало до 1917 года, — для них совершенно потусторонняя реальность, они в принципе не могут понять, что это такое. А из-за незнания истории единственный пример «достижений» для них — это СССР, поскольку они не знают, что было до 1917 года и что было в других странах. Их «историки», например, всерьез думают, что без садистской коллективизации была бы невозможна механизация сельского хозяйства — и им даже в голову не приходит тот факт, что она во всем остальном мире прошла без коллективизации, но при этом даже раньше (до 1917 года она началась и в России, но Гражданская война все уничтожила).
Когда же неосовки ещё ссылаются и на «великие» экономические «достижения» советской эпохи, то такие «аргументы» лишь демонстрируют их глупость и невежество. Если бы эти люди хоть немного знали историю, а не мифы из советских учебников, то они бы понимали, что не будь 1917-го — эти достижения были бы намного большими и при этом не стоили бы таких чудовищных жертв. При Николае II экономика росла быстрее, чем при Сталине, а Российская Империя уже была третьей экономикой мира после Британской Империи и США, но по темпам роста опережала их настолько, что к 1930-м становилась бы уже первой в мире. Именно для этого и была Западом организована якобы «революция» 1917-го, чтобы уничтожить своего главного геополитического конкурента. В 1920 году экономика была отброшена на полвека назад — на уровень 1870-х и т.д. Поэтому хвалиться потом советскими «достижениями» — это то же самое, как если бы ты хвалился тем, что отстроил дом после того, как сам же его и сжег, да ещё с половиной жителей."
Сам СССР был создан людьми, воспитание и представление о жизни которых было заложено ещё до 1917 года, ещё в России. Большевики лишь воспользовались ими как «расходным материалом», уничтожив при этом миллионы лучших людей всех сословий, в том числе крестьянского. Когда же они естественно кончились, кончился и СССР. В связи с этим я ввёл понятие «паразитарная цивилизация» по отношению к СССР — там израсходовали человеческий ресурс царской России, создав на его месте «совка» — жалкого западопоклонника, бездаря и лентяя. А этот последний уже и создал то, что мы имеем несчастье созерцать сейчас. Поэтому дело не в коммунистической идеологии как таковой, а в типе человека. Если ностальгия по СССР станет эпидемией, то этот совок будет воспроизводиться и дальше. В 1991 году он, как Голем, уничтожил свою страну, которая его же и породила, а в XXI веке может уничтожить и саму Россию навсегда. Нынешнее вырождение народа и государства — это главный продукт 70-летнего совка. Нынешнюю «эрэфию» и нынешнюю бандеровскую Украину создали именно совки! Поэтому борьба с коммунизмом — это не борьба с прошлым, это борьба за будущее! Если не умрёт совок, то умрёт Россия, причём уже окончательно. Россия может возродиться только как православная монархия — или же её не будет вообще, причём скоро, ещё в нынешнем XXI веке. Кто это понимает — это русские, а кто не понимает — это люди без национальности и без истории — продукт СССР.
Однако парадокс истории состоит в том, что глубинную и подлинную суть каждой эпохи раскрывает не она сама, а следующая за ней эпоха, показывающая подлинный результат ей предшествующей. Так, пресловутые «достижения СССР» были совершены ещё старым, царским русским народом, попавшим под власть большевиков и просто боровшимся за выживание. Но этот мученический подвиг народа большевики самым лицемерным образом приписали себе и своей власти, а на самом деле это была лишь варварская растрата могучих человеческих ресурсов, созданных Российской Империей. А когда к 1960-м годам русский народ иссяк и на его месте действительно возник новый «советский народ», он сразу же начал стремительно деградировать, что и привело к закономерному итогу в 1991-м. Причина деградации очевидна: народ без Бога, живущий лишь удовлетворением материальных потребностей, а под «культурой» понимающий лишь эгоистическое развлечение, — это «труп смердящий», ни на что не годный. Народ превратили в стадо скотов без Бога, без души и без совести, а они тупо радуются, что «Гагарин в космос полетел». Такой тип людей уже достиг дна деградации и обречен на вымирание. Их «ностальгия» по СССР — это ностальгия смерти.
Виталий Даренский