ТРИЖДЫ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА. МАРШАЛА АВИАЦИИ.
Иван Никитович был русин по национальности, т.е. русский, так с древних времён называли живших на окраине (у края) Руси-России русских и западные славяне, и австрийцы, и венгры.
Родился Иван Никитович 08 июня 1920 года, в семье крестьянина села Ображиевка, Глуховского уезда, Черниговской губернии, РСФСР.
К сведению:
Черниговская губерния — губерния Российской империи, располагавшаяся на левобережье Днепра, была образована в 1802 году.
В 1919 году, в результате продвижения Красной армии на запад, четыре северных её уезда отошли к Гомельской губернии РСФСР, а в 1926 году были переданы в состав Брянской губернии, ныне входящих в Брянскую область России.
Первой боевой машиной Ивана Кожедуба стал истребитель Ла-5 и до конца войны он воевал только на самолётах этой марки - Ла-5ФН, Ла-7.
6 Июля 1943 года во время боёв на Курской дуге, на 40-м боевом вылете, 23-летний Иван Кожедуб открыл свой боевой счёт.
7 Ноября 1943 года он был награжден Почетной грамотой ЦК ВЛКСМ за 26 лично сбитых вражеских самолетов.
4 Февраля 1944 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза.
В Мае 1944 года командир эскадрильи капитан Кожедуб получил новый Ла-5ФН - подарок колхозника В. В.Конева.
Это был отличный истребитель облегченного типа с номером "14".
В конце июня 1944 года Иван Кожедуб был переведён заместителем командира в 176-й Гвардейский истребительный авиаполк.
Это соединение первым в Советских ВВС в августе 1944 года получило новейшие истребители Ла-7.
К середине 1944 года Гвардии Капитан Кожедуб довел счет боевых вылетов до 256 и сбитых самолетов противника до 48.
19 Августа 1944 года он был награжден второй медалью "Золотая Звезда".
19 Февраля 1945 года, в бою над Одером, Кожедуб вписывает в свою биографию важный штрих - уничтожает реактивный самолет Me-262 (WNr.900284.).
17 Апреля 1945 года, в пятом за день вылете, над столицей Германии, он одержал свои последние победы - сбил 2 Fw-190.
К концу войны Гвардии Майор Кожедуб совершил 330 боевых вылетов, провел 120 воздушных боев и лично сбил 62 самолета противника.
К 62 немецким самолетам официально сбитым И. Н. Кожедубом в годы Великой Отечественной войны, следует прибавить и двух "Мустангов" (P-51) ВВС США, сбитых им в апреле 1945 года.
Кожедуб несколькими очередями из бортовых пушек отогнал двух немецких истребителей от американского Б-17 («Летающая крепость»), но был сам атакован американскими истребителями, открывшими огонь с большой дистанции.
((Выполнив несколько фигур высшего пилотажа, Иван Никитович оказался напротив "американца" и подбил его)).
((Сделав еще одну фигуру высшего пилотажа и пустив несколько очередей, он взорвал в воздухе и второго)).
Такая стычка с американцами была не единственной.
Куда более жаркий бой с американцами Кожедуб принял за пару дней до капитуляции Германии, когда около 20 американских бомбардировщиков В-17, не обращая внимания на предупредительные выстрелы, вошли в воздушное пространство советской оккупационной зоны.
((Иван сбил три самолета, а остальных обратил в бегство, но причислить эти три победы к общему списку не дал)).
За высокое воинское мастерство, личное мужество и отвагу 18 августа 1945 года ему было присвоено очередное звание Героя Советского Союза и
он стал Трижды Героем Советского Союза.
И. Н. Кожедуб ни разу не был сбит.
Ему довелось принять участие ещё в одной войне, Корейской (1950 - 1953 гг.), инспирированной США, заместителем, а затем и командиром 326-й истребительно авиационной дивизии.
В числе первых эта дивизия была вооружена новыми реактивными самолётами МиГ-15.
С марта 1951 года по февраль 1952 года, отражая налёты американских самолётов на Северную Корею, дивизия Кожедуба одержала 215 побед, сбила 12 «сверхкрепостей», потеряв 52 самолёта и 10 лётчиков.
Это была одна из ярчайших страниц боевого применения реактивной авиации в истории советских ВВС.
Всего в боях в Корее Иван Кожедуб сбил 17 самолетов.
Как и многие другие наши летчики, Кожедуб никогда не заносил на свой счет самолеты, уничтоженные совместно с новичками!
Реальное число уничтоженных им самолетов противника значительно больше, нежели официально значится на его личном счету.
До 1970 года Иван Никитович регулярно летал на истребителях, освоил десятки типов самолётов и вертолётов. Последние полёты он совершил на МиГ-23.
С лётной работы ушёл сам и сразу...
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 8
Внезапно, Вано, затерявшись за облаком, исчез из поля зрения Кожедуба. Иван был в растерянности, ведь согласно приказу, он должен был защищать Вано даже ценой собственной жизни. Покрутив головой Кожедуб принял решение патрулировать аэродром в одиночку, и в ту же минуту столкнулся с немецкими Мессершмиттами: на него летело 6 самолетов противника.
Иван в одиночку бросился на них в атаку и через несколько мгновений услышал треск ломаемой вражескими пулями обшивки самолета. ..."
Чуть позже, у земли самолет Ивана попал под «дружественный» огонь своих зениток: после того, как самолет приземлился, на его фюзеляже техники насчитали более 50-ти пробоин. А на самом пилоте ни царапины. Заговоренный, иначе не скажешь.
В результате замполит полка хотел перевести его на землю. И справедливо, ведь задание по охране аэродрома было не выполнено, самолет был не годен к полетам, а сам Иван Кожедуб в бою потерял своего ведущего, что в военное время вообще могло легко закончиться трибуналом.
Так что отстранение от полетов было еще мягким наказанием...."
был повреждён пушечной очередью Мессершмитта-109, бронеспинка спасла
его от осколочно-фугасного снаряда, а в суматохе боя в самолёт попало 2
снаряда от своих зенитчиков. Кожедубу чудом удалось посадить сильно
повреждённый истребитель между свежих воронок аэродрома. Самолёт не
подлежал полному восстановлению, и лётчику пришлось летать на «остатках»
— имеющихся в эскадрилье свободных самолётах. Вскоре его хотели забрать
на пост оповещения, так как его самолёт был в ремонте, но командир
полка заступился за него..." Википедия....