Он словно посланец из другого мира пришёл на землю, чтобы создать о себе легенду, и ушёл, оставив пересказы спектаклей, в которых играл. Про него говорили: дьявольски талантлив, запросто может играть без грима. Он сыграл в трёх десятках картин и сорока спектаклях. Воланд, Гамлет, граф Монте-Кристо, Мордаунт, Кочкарёв, Хлестаков, Калигула, Ланцелот – все образы на изломе, на слиянии добра и зла, или за гранью зла и добра. Он был максималистом во всём, последние лет 10 каждый его выход на сцену мог стать последним: он пережил две клинические смерти, которые были связаны с ролью Воланда. К сожалению, ни кино, ни телевидение не сняли лучших театральных работ Виктора Авилова, и сохранились они только на любительских плёнках. Лишь сам Авилов как режиссёр снял видеоверсию спектакля «Мольер» по Михаилу Булгакову, где он играл главную роль. Он мог врачевать, снимал боль руками, даже не касаясь человека. Были просто мистические случаи, когда выздоравливали люди, с чьими родственниками он просто поговорил, но вот себя вылечит не смог.
Детство и юность
Виктор появился на свет 8 августа 1953 года в подмосковном рабочем посёлке Востряково рядом с Домодедово в семье рабочих. Через пять лет у Виктора родилась сестра Ольга, которая тоже стала актрисой. В детстве у Виктора были слегка рыжеватые волосы, и прозвище соответствующее – «Рыжий», которым самые близкие люди звали его до конца жизни. В посёлке было с десяток пятиэтажек, и все востряковские дети бегали в единственную восьмилетку. С друзьями Витя рыбачил на Истринском водохранилище, ходил за грибами, в походы, они сами шили рюкзаки и палатки. В школе Витя на всю жизнь подружился с одноклассником Сергеем Беляковичем, который был старше его на 33 дня. Сергей познакомил Витю со своим старшим братом Виктором, и судьба связала их навсегда.
Окончив школу, Виктор поступил в индустриальный техникум, в 1972 году ушёл в армию, служил в войсках химической защиты. После армии он быстро женился, и, чтобы побольше заработать, устроился в автобазу, и попросился на МАЗ с прицепом, возил на стройки завод ЖБИ песок с Рублевского карьера. Платили 400 рублей – столько получал директор среднего завода, но ездить приходилось и днём, и ночью. Такой режим к семейной жизни не располагал, и вскоре семья распалась.Театральная студия
Актёром Виктор становиться не собирался: он любил свою шоферскую жизнь, но был он парнем артистичным, мог изобразить кого угодно, рассказывал анекдоты так, что все вокруг умирали со смеху. Красавцем он не был – грубое лицо, сломанный в армии нос, большие, чуть на выкате глаза, но женщины млели, едва увидев его. Белякович старший служил актёром в экспериментальном Театре студии. Когда из армии пришли брат и Виктор, он решил сам поставить спектакль по «Женитьбе». Вот тогда Сергей и предложил позвать на роль Ильи Кочкарёва Виктора. В Востряково подходящего помещения не было, нашли заброшенный клуб в посёлке Мещерский. Репетировали вечерами после работы, потом шли в соседний магазин, покупали любимый дешёвый вермут, и выпивали в беседке детского сада. Во время одной из таких посиделок они придумали название: «Женитьба Коли Гоголя» – просто «Женитьба» было не очень смешно.
Перед премьерой они сами нарисовали афиши, написав большими буквами, что вход бесплатный, и расклеили их по всему Востряково. К всеобщему удивлению зал на 50 мест был полон. Потом Валерий поставил этот спектакль в театре на Юго-Западе, в создании которого принимали участие оба брата, Виктор, его сестра Ольга, их одноклассник и будущий первый муж Ольги Александр Задохин. В то время возникло много театральных студий – такой статус давал некоторые послабления в выборе репертуара, можно было ставить классику и отойти от идеологически выверенных, но скучных пьес. В сферу деятельности реперткомов эти театры не входили, а райкомы партии и комсомола смотрели на них сквозь пальцы. На юго-западе Москвы в пристрое к типовой многоэтажке, которые во множестве выросли на окраинах Москвы, был заброшенный детский клуб. Вот это помещение им и отдали под студию. Будущие актёры сами оборудовали зал на сто мест, сами таскали с соседней стройки кирпичи. Отец Виктора, Василий Михайлович, был сварщиком, и ещё в школе обучил сына азам этого мастерства. На той же стройке, откуда таскали кирпич, спёрли сварочный аппарат, и Авилов варил ряды кресел. Ели что попало, часто ночевали в театре на старых матрасах. Жильцы жаловались: "По ночам шум, крики! Что это за искусство!"
Комментарии 1