«Я не труп, я йог!» Каким был в жизни любимец публики, Георгий Вицин.
Большинство зрителей запомнили его в одном амплуа – как выдающегося комика из легендарного трио Труса, Балбеса и Бывалого, известного благодаря комедиям Леонида Гайдая. Но только единицы знали о том, каким был актер в реальной жизни.
На экране Георгий Вицин выглядел раскрепощенным и настолько органичным в комическом амплуа, что никто и не догадывался о природной скромности и замкнутости актера. Он сам признавался: «Я рос очень застенчивым ребенком. И чтобы избавиться от этого комплекса, решил научиться выступать. Пошел в четвертом классе в театральный кружок. Кстати, очень хорошее лечебное средство... Вот и я вылечился».
На самом деле от этих проблем актер так и не избавился – до конца дней он избегал общения с малознакомыми людьми, вел затворнический образ жизни и сторонился поклонников.
Редко кто обладал таким диапазоном дарования: он был равнозначно хорош в драме, сказке, своим узнаваемым голосом в мультиках, не говоря о комедии. Но в памяти современников Вицин остался чудаковатым, избегающим общения отшельником и затворником, на самые простые вопросы отвечающим загадочно и сыплющим афоризмами. Даже коллеги по съёмкам порой недоумевали: с виду простой и понятный «дядя Гоша» периодически напоминал швейцарский сейф с десятком кодовых замков. Причём – без всяких сомнений – Вицин всё это делал умышленно. В ответ на назойливые расспросы журналистов о своей жизни за кадром он как-то сказал: «Миф должен оставаться мифом, не надо его разрушать».
Неразбериха и путаница начались с самого рождения Вицина. Когда и где он появился на свет? Судя по всему, составителям всевозможных энциклопедий и справочников стоило немалых трудов, чтобы ответить на эти вопросы. В апреле 1918-го (как в советские годы официально считалось) или 1917-го (как значится на могиле)? В революционном Петрограде или в Финляндии (которая в те годы входила в состав Российской империи)? По крайней мере 95-летие Вицина широкая общественность отмечала два года подряд – в 2012 и 2013-м.
Однако есть документ – запись в метрической книге петроградской Крестовоздвиженской церкви за 1917 год, где крестили Георгия, подтверждающая, что он появился на свет в финском городке Териоки (ныне – российский Зеленогорск) 5 апреля 1917 года. Но впоследствии мама Вицина, Мария Матвеевна, исправила в метрике год рождения на 1918-й, чтобы устроить сына, родившегося слабеньким, в оздоровительную школу, где детей лечили и учили. И это было в духе того времени – приписать лишний год, чтобы до призыва в армию дать организму окрепнуть.
О его родителях сведений мало. Отец, Михаил Егорович, воевал в Первую мировую, был тяжело ранен и после возвращения прожил недолго. Известно, что, когда мальчику исполнилось 8 месяцев, семья переехала жить в Москву. Так же известно, что у Гоши был еще родной брат – потом он стал профессиональным художником и скульптором, учеником и ассистентом знаменитой Веры Мухиной.
Георгий тоже с ранних лет неплохо рисовал и лепил, но к выбору профессии подошёл очень нестандартно. В одном из интервью он признавался, что в лицедеи его привела… болезненная застенчивость. Вицин вспоминал: «Когда я играл у Гайдая Труса, я играл себя в детстве. По актёрскому амплуа он мне очень близок – я знаю о нём всё! Чтобы побороть свои комплексы, мне надо было приучить себя к аудитории, побороть стеснение. И я выбрал актёрство, стал заниматься в драмкружке». При оздоровительной школе был самодеятельный театр, где преподавали старые актёры. Именно там Гоша получил первые профессиональные уроки актёрского мастерства. Он быстро понял: отныне вообще не мыслит свою жизнь без сцены.
Окончив в 1935 году Студию МХАТ-2, Георгий Вицин поступил в труппу под руководством народного артиста СССР Николая Хмелёва. Первое упоминание о нём – в театральной программке спектакля «Не было ни гроша, да вдруг алтын» по Островскому, где начинающий актёр сыграл в эпизоде. Сохранились воспоминания о том, что во время учёбы он был любимчиком своего педагога – знаменитой актрисы Серафимы Бирман, которая сравнивала его с Михаилом Чеховым. Да и в театре Вицина заметили сразу. В пьесе «Укрощение укротителя» он так ярко играл сексуально озабоченного старичка, что на все спектакли билеты раскупались мгновенно. Отнюдь не главная роль, но публика валила валом именно «на молодое дарование – актёра Вицина»!
⠀
Большое кино пришло в его жизнь довольно поздно – Георгию Михайловичу было уже за 30. Хотя лучшие роли киноактёра Вицина мы вообще могли не увидеть на экранах…Мало кто знает, что в жизни Георгия Михайловича был эпизод, когда он чуть не погиб. Эту историю несколько лет назад рассказал Пётр Бургасов – бывший главный государственный санитарный врач СССР.
Отдыхая в июне 1946 года на подмосковной речке Клязьме, Бургасов вдруг услышал дикий крик о помощи. Не раздумывая бросился спасать и вытащил из воды человека, который уже пошёл ко дну. Сам едва не утонул… «Вытащил на берег, положил на живот, из него пошла вода… И тут спускаются с пригорка две женщины, тормошат его. Он очнулся, приговаривает: «Целуйте его, целуйте – он меня спас!» Одна из женщин говорит: «Знаете, кого вы спасли? Вы спасли будущего великого артиста!» И называет фамилию – Вицин».
Кинодебют Вицина состоялся в 1945 году – он сыграл железнодорожника в фильме Юткевича «Здравствуй, Москва!». Хотясам актёр считал своей первой ролью Николая Васильевича Гоголя в картине «Белинский». Вицин в образе автора «Мёртвых душ» был так убедителен, что вскоре его пригласили ещё раз сыграть Гоголя – в картину Александрова «Композитор Глинка».
Сегодня это кому-то, возможно, покажется странным, но в конце 40-х и начале 50-х годов прошлого века Вицину прочили успешную карьеру и видели в амплуа лирических героев-любовников. Приглашённый режиссёром Александром Файнциммером на пробы в «Овод», он составил серьёзную конкуренцию многим актёрам-красавцам тех лет: Олегу Стриженову, Владимиру Дружникову, Сергею Бондарчуку… Тот же Григорий Козинцев собирался его снимать в «Гамлете». Вицин – Гамлет (вместо Иннокентия Смоктуновского!), и это не шутка! Сохранилось более позднее письмо Козинцева Вицину, в котором режиссёр сожалел, что тот стал играть в комедиях – он считал его глубоким драматическим актёром. То есть никто не мог предположить, что из Вицина получится актёр комедийный, да ещё какой!
Но тут, как это часто бывает, все решил его величество случай. В 1954 году в коридоре «Ленфильма» Вицина увидел ассистент по актёрам из съёмочной группы комедии «Запасной игрок». Оказалось, именно такого исполнителя долго не могли найти. Вицин был утверждён сразу. В роли начинающего футболиста Васи Веснушкина его дар проявился во всём блеске. После премьеры Вицин не только проснулся знаменитым – именно с этого момента его кинокарьера взяла крен в сторону комедии.
Вскоре был блестяще сыгран трогательный скромняга-романтик Костя Канарейкин в комедии «Она вас любит!», для контраста – 70-летний (!) дед Мусий в «Максиме Перепелице». И, наконец, роль, которую Георгий Михайлович потом называл любимой, – сэр Эндрю в экранизации Яна Фрида «Двенадцатой ночи» Шекспира. Даже британская пресса в восторженных тонах отметила «русского актёра, удивительно точно ухватившего специфику и суть их национального юмора». Конечно, англичане – как обычно – всё перепутали, назвав Вицина Выпиным, но главное они оценили правильно.
⠀
Любопытно, что сам Георгий Михайлович серьёзные и героические роли считал скучными. С детства его кумирами были Чарли Чаплин, Гарольд Ллойд и Бастер Китон. Высшим пилотажем для него была трагикомедия.
Личная жизнь Вицина – лишнее подтверждение его сильного характера и целеустремлённости. Свою первую жену «тихий, стеснительный, робкий и закомплексованный» Гоша Вицин увёл у своего учителя, главного режиссёра и худрука театра-студии, народного артиста СССР Николая Хмелёва. Было ему в ту пору 19, Дине (Надежде) Тополевой, считавшейся одной из красивейших актрис Москвы, – 35. Говорят, любовь была такая, что обманутый муж отступил – всё понял и простил обоих. Более того, Вицин и Хмелёв остались не только учителем и учеником, но и хорошими друзьями.
⠀
«О личной жизни отца всегда писали с иронией, – рассказывала дочь Вицина, Наталья. – Его отношения с актрисой Надеждой Тополевой поданы как интрижка. А ведь речь идёт не о банальном адюльтере, не о романчике, а о серьёзных отношениях двух людей. С папой Надежда прожила не пару лет, как пишут, а 20… Она была уникальным человеком, близким ему по духу, по каким-то индивидуальным качествам.
Я читала их письма друг другу: отношения этой пары были настолько тонкими, что сегодня, когда любовь стала совсем другой, они мало кому понятны. ... Ум Надежды, её обаяние, остроумие вызывали восхищение. Даже когда они расстались и папа женился на маме, он всё равно продолжал общаться с Диной как с близким другом, а я воспринимала её как родственницу, полноправного члена нашей семьи. Более того, именно Дина стала моей лучшей подругой».
Известно, что Георгий Михайлович всячески поддерживал Дину Тополеву до последних дней её жизни, то есть ещё около 20 лет: ухаживал, приносил продукты, лекарства и хоронил её.
Между прочим, со второй своей женой – молодой театральной художницей и костюмером Тамарой Мичуриной (племянницей всемирно известного учёного-селекционера) – Вицин также познакомился в Театре имени Ермоловой. Влюбился практически с первого соприкосновения взглядами. В этот раз – на всю оставшуюся жизнь. И опять действовал решительно, бесповоротно.
«Как он красиво ухаживал за будущей супругой! – вспоминал один из авторов сценария «Операции «Ы» и «Кавказской пленницы» Яков Костюковский. – Тамара была женщиной аппетитной. Вицину всегда нравились такие, он говорил: «Полная женщина привлекательнее тоненькой худышки, напоминающей карандашик».
⠀
Когда актёр стал невероятно популярным, естественно, его стали одолевать поклонницы. Писали письма, искали с ним встречи, хотели родить ему детей… Но Вицин был непробиваем. Удивительно: за всю жизнь – ни одного мимолётного романа, лёгонького любовного приключения. Он не обращал внимания даже на партнёрш – красивейших актрис.
Директор Музея трёх актёров (Никулина, Вицина, Моргунова) Владимир Цукерман рассказывал такой случай: «1964 год. На съёмочной площадке фильма «Женитьба Бальзаминова» собрались известные красавицы советского кино – Нонна Мордюкова, Татьяна Конюхова, Лидия Смирнова, Жанна Прохоренко… Те хотели его споить коньяком, а он отпил глоточек, пополоскал горло и выплюнул. Тогда Нонна Мордюкова ему сказала: «Ты не куришь, не пьёшь, женщинами не интересуешься. Ты не мужик, ты – труп!» «Я не труп, я йог», – ухмыляясь отвечал Вицин.
⠀
...1961 год. Вышла короткометражка Леонида Гайдая «Пёс Барбос и необычный кросс», а следом – «Самогонщики». С них начался период, который поклонники кино окрестили «эпохой Балбеса, Труса и Бывалого».
...1965 год – «Операция «Ы», через год – «Кавказская пленница», собравшая у экранов 76,5 миллиона зрителей. Рекорд, не побитый до сих пор!
Слава у Вицина, Никулина и Моргунова была просто феноменальная: по всей стране и даже за рубежом продавались открытки, значки, пепельницы, ручки, маски, календари, даже водка с их изображением. Согласитесь, не каждый актёр при жизни станет рисованным героем популярного мультфильма, но именно Трус, Балбес и Бывалый перевоплотились в страшных лесных разбойников и мило злодействовали в легендарных «Бременских музыкантах». В народ пошли гулять анекдоты, истории со съёмок с участием этой троицы. Причём сами актёры, и в жизни известные хохмачи-юмористы, немало этому способствовали.
⠀
1960-е и 70-е годы – самое золотое время актёра Георгия Вицина. Он снялся в таких эпохальных картинах, как «Деловые люди», «Женитьба Бальзаминова», «Старая, старая сказка», «Джентльмены удачи», «Не может быть!», «12 стульев», «Земля Санникова», «Неисправимый лгун»… По цитируемости афоризмов его персонажей Вицин – один из первых артистов, а это серьёзный показатель успешности созданного образа. «Чей туфля? Моё! Спасибо!», «Да здравствует наш суд! Самый гуманный суд в мире!!!» («Кавказская пленница»); «У нас что ни гроб, то огурчик!», «Утром деньги – вечером стулья!» («12 стульев»); «Грубый век… грубые нравы…романтизьму нету… выпить не с кем», «В следующий раз, Володька, рано не женись!» («Не может быть!»); «Йес, йес… ОБХСС!», «Канай отсюда, рога поотшибаю, редиска!» («Джентльмены удачи») – это всё Вицин!
⠀
Вопреки сложившемуся мнению, Георгий Михайлович и в жизни был отъявленным хохмачом, при всей внешней серьёзности мог с юмором обыграть любую ситуацию, обладал лёгкостью почти мальчишеской. Шутил, каламбурил, разыгрывал неустанно, за что частенько получал нагоняи от супруги. Но именно эта удивительная детскость привела его в мультипликацию. Вицин озвучил порядка 78 мультиков и эту работу обожал: «Здесь ты чувствуешь себя ребёнком, начинаешь хохотать или капризничать, петь, рычать, пищать. Взрослый так вести себя не будет». Он легко перевоплощался хоть в дверную ручку, хоть в зайчика, ласточку или грибочек. Недаром Моргунов сказал: «Вицин – дьявольски талантлив. Ни я, ни Никулин ногтя его не стоим».
Образ бесшабашного пропойцы, в котором Георгий Вицин так часто появлялся в кино, был настолько убедительным, что многие зрители ассоциировали актера с его экранными героями. На самом деле он вообще не пил – Вицин относился к своему здоровью очень серьезно, не курил и занимался йогой. Впервые он взял в руки сигарету в 8 лет и испытал такое отвращение, что антиникотиновый рефлекс сохранился на всю жизнь. Так же вышло и с выпивкой: после бурно проведенного Нового года ему было так плохо, что он зарекся употреблять алкоголь.
Даже когда сцены с выпивкой нужно было отыграть по сценарию, Вицин требовал заменить напиток на безалкогольный. Так, например, во время съемок эпизода «Кавказской пленницы», где Трус, Балбес и Бывалый пьют пиво, Вицин наотрез отказался это делать. Ему налили в бокал отвар шиповника, но выглядело это неправдоподобно – пены не было. В результате актеру все-таки пришлось осушить бокал настоящего пива.
⠀
Говорили, что в последние годы жизни Вицин был затворником и отшельником, избегающим журналистов. Но это не так. Затворником он был не больше и не меньше, чем любой другой любимец публики, которому на улице не давали прохода. Поэтому, выходя из квартиры, он надевал очки, надвигал на лоб шляпу, поднимал воротник… И интервью давал. Правда, очень редко: боялся сказать лишнее – опасался, что его неправильно истолкуют: «В разговоре я теряю контроль над собой, могу сказать лишнее. Журналисты и рады. А я потом нервничаю».
Он не любил всевозможные актёрские посиделки, юбилеи и творческие встречи в ресторанах. Никогда не имел машины – старался ходить пешком или ездил на троллейбусе или трамвае, как он выражался, на «самых культурных видах транспорта». Говорил: «Самое страшное, что придумало человечество, – это машины и застолье!»
Актриса Наталья Варлей говорила о Вицине: «Жил он какой-то такой своей, тихой, жизнью... Кормил кошек и собак. Вот такой человек – с очень нежной душой, очень ранимый, никогда, как мне кажется, ничего для себя не просящий, никогда не выдвигающий никаких требований к другим по отношению к себе, никаких материальных благ в жизни он никогда не добивался. Сама память о Георгии Михайловиче очень светлая. Грустно, потому что его нет и грустно, потому что он не может сейчас дать урок скромности, интеллигентности, вежливости и трепетного отношения к актерской профессии».
⠀
Он ушел из жизни так же тихо, скончавшись в 2001 году после сердечного приступа, который случился прямо на сцене – Вицин тогда участвовал в сборном концерте в Театре киноактёра. В одном из последних интервью актер сказал на прощание: «Не суетитесь, люди. Жизнь отнимает страшно много времени!».
Комментарии 11
Вечная память прекрасному актёру!