Борис Клюев говорил:
"Не цензура, но вкус должен быть. А вкус - это та же цензура. В театре категорически нельзя ругаться матом, нельзя показывать обнажёнку - мне кажется, это не предмет для искусства. У нас ещё есть много физиологических процессов, которые мы делаем, но это не значит, что мы должны всё это вытаскивать на сцену. Люди иногда просто прикрываются этим, а на самом деле это их беспомощность творческая, неумение прочесть автора, правильно сформулировать и поставить пьесу, неумение выбрать актёров, работать с ними. Прошло очень много лет после того, как всё разрешили, но, к сожалению, не вырос ни один Товстоногов, Эфрос, да и актёров мало выдающихся. Способные есть. Крупный план дайте мне, и я вам сразу скажу, хороший это артист или нет.
Да и потом, обнажёнка и мат - это вовсе не «новое слово на сцене». Великий актёр Михаил Иванович Царёв, царствие ему небесное, лет 20-25 тому назад, приехав из-за границы, рассказывал, что происходит в театрах Европы. Это всё уже было - ну и где это? Всё прошло, а Шекспир остаётся, потому что есть общечеловеческие ценности - любовь, ненависть, зависть, вот на них держится всё.
Разница только в том, что социально мы жили по-другому. Не знали, что такое джинсы, и достать их было очень сложно. Жвачку - то же самое. У нас не было машин, мобильных телефонов, но мы читали книги, дружили, пели под гитару. Мы ездили на поливальных машинах, я до сих пор помню, как водитель тебя за 2 или 3 рубля куда-то везёт.
А в принципе ничего не изменилось. Стали одеваться лучше, стали пользоваться техникой, но это процесс неумолимый. А так это такие же наивные дети, они так же влюбляются, так же страдают, у них так же не получается, они так же стараются быть лучше - не всегда это удаётся. Им сейчас сложнее, потому что, когда мы были молодыми, у нас были мастера, они выбирали талантливых людей. А сейчас молодёжи очень сложно работать. Они не нужны никому. Даже если ты сверхгениальный, всё зависит от многих других причин.
Надо не просто играть, надо потрясать! А если ты не потрясаешь, а просто выходишь и играешь - таких много. Сейчас стараются все идти в телевизионные проекты, там всё материально очень хорошо. А я считаю главным для молодого актёра другое: ты не 5 минут сыграй, а 3 часа вот здесь на сцене. Тогда докажешь, что ты актёр, и будешь зрительское внимание держать. А потом, я вам скажу: даже среди мелькающих молодых актёров мало кто потом выходит на другой уровень. Все они становятся популярными, но популярность, как известно, проходит."
(с) Борис Клюев
Замечательные слова, на мой взгляд!
Нет комментариев