Жители деревни Каляево Темниковского уезда (ныне Теньгушевский район Республики Мордовия)
Все, что известно Википедии и Энциклопедии Руниверсалис о маленькой, уже не существующей, деревне Коляево (раннее Каляево) сводится в четыре предложения: «Коляево — деревня в составе Дачного сельского поселения Теньгушевского района Республики Мордовия. Находится на берегу реки Седлор, на расстоянии примерно 17 километров от села Теньгушево. Известна с 1866 года как казенная деревня Темниковского уезда из 75 дворов. Постоянное население составляло 24 человека (мордва 100%) в 2002 году, 7 человек в 2010 году».
Но наш, не совсем уже уважаемый, Портал Мордовии поведал информации куда больше: «Каляево (Кельжепора, Каляй веле) - мокш., деревня в Темниковском районе. Находится на речке Селдор. В "Обыске о земле мордвы Темниковского уезда" в 1683 году сообщается: "В прошлых годах росчистили Темниковского уезда, Подгорного стану, деревня Коляевы мордва Чурапка Антипов с братьею и с племянники подле Келжепоринского ржавца себе под селидьбу, и пол дворовые усадьбы, и на пашню, и на животинный выпуск из вотчинного своего лесу из Келжипоринского липега, против посопской своей земли и на той своей земле поселились и живут дворами лет с 60 и больше. А Цыбаевская мордва … с товарыщи в том лесу не росчищали, а почему они ныне спорят, мы про то не ведаем ". Название-антропоним: мордвин с дохристианским именем Каляй был первопоселенцем, основателем населенного пункта. Дохристианские имена типа Каляй, Казей, Сабай, Чемай, Курай были распространенными среди мордвы Темниковского уезда. Второе название, сильно трансформированное писцами ХVIII века, означало килей пора "березовая роща", у которой обосновался населенный пункт». Очень интересные сведения, особенно, про березовую рощу, но …. Невдомёк издателям этого сайта, что они цитируют «Книгу Обыска», которая описывает совсем другой участок территории Темниковского уезда, в котором также находилась маленькая, уже также не существующая, деревня Каляево. В этом архивном источнике речь идет о землях Подгорного Стана (так и написано), которые со временем стали относится к Барашевской волости рядом с селениями Кушки и Малое Цыбаево (об их жителях и идет повествование), а ныне, это Темниковский район.
Казалось бы, ну какая разница? Две умершие деревни. Подумаешь, перепутали. Кому нужны эти сведения? Да и зачем?
Согласен, они уже мало кого могут заинтересовать – жителей там уже давно нет. Но разница есть! Остались же потомки. Они сейчас живут в разных регионах, носят фамилии умерших жителей этих деревень, и в них, до сих пор, течет кровь их предков. Разве они не должны знать правду о своей Малой Родине, об истории своего поселения, ну хотя бы услышать имена основателей своих родов и фамилий?!
А ведь есть что рассказать! Жители этой маленькой деревни были полны загадок, в их родственных отношениях много запутано, и поверь, дорогой читатель, чтобы разобраться в этих хитрых родословных сплетениях, понадобился не один день, и без маленькой сенсации, конечно, не обошлось.
А еще эта небольшая деревня, также как и все мордовские поселения, на территории нынешнего Теньгушевского района, имеет глубокие корни. В писцовых книгах 1614 года говорится, что в Еректинском беляке расположена: «(Дрв) Каляива, возле большого болота, да починок Момолаевской на речке на Селдоре, под большим лесом. А тот починок выставили каляевская ж мордва на свою ж пашню. А в деревне в Каляиве Баишь Алексов, Дурнай Чиндяев, Уешь Кирдяпшев, Кошай Поряев, Малкай Олексеев, Ларя Пуряев, Умай Лопаев, Уданар Дашев, Кожняк Остаев. Да мордовских же семь дворов пустых. А в починке в Момолаевском Нородат Мамышев, Налдяй Момолаев, Кечан Такаев. И всего в деревне в Коляиве да в починке Момолаеве живущих двенатцать дворов мордовских, а людей в них тож. Пашни паханые середние земли сто дватцать пять чети, а доброю землею …». И как опять мы видим - нет здесь имени Каляй, нет и отчества Каляев, а значит основатель этой деревни жил гораздо раньше показанного периода.
Ландратская перепись и первая ревизия 1719 года гласит, что в деревне Каляево осталось всего три двора и в них живет всего с десяток «ясачных новокрещен из мордвы». Но повторная проверка в 1721 году выявила еще 4 двора с крестьянами новокрещенами, пытающихся жить скрытно, а 1723 год показал, что в данной деревне проживает в целом 61 мужская душа! Исходя из отчеств стариков Каляево, можно предположить, что официально крещение они приняли в конце 17 века, т.к. у части сохранились языческие имена. При этом еще значительная часть населения продолжала скрываться в лесах даже через двадцать лет после первой ревизии, и все они вовсе не торопилась стать постоянными жителями деревни и иметь свой официальный земельный надел. Так вторая ревизия 1745 года зафиксировала прежний результат – 60 мужских душ. Но, по все видимости, к 1754 году ситуация наконец изменилась, т.к. третья ревизия 1763 года, без всякого пояснения, в конце переписи включила в состав жителей семь новых семей. Читателям уже приходилось сталкиваться с такими решениями писарей, и, как правило, это были семьи из других поселений, вновь приписанных к селу. Но к 10 ревизии 1858 года, когда жители обозначили в большинстве свои фамилии, стало ясно, что эти семьи новопоселенцев, никакие не новые, а потомки тех крестьян, которые категорически отказались принять православие и десятилетиями жили в лесах. Но удивительно то, что многие из них знали и помнили свои родственные связи с первыми жителями новокрещенами. Итогом третьей ревизии стала информация о численности населения Каляево: всего проживает 198 человек и 88 из них мужского пола.
Пятая ревизия 1795 года сообщила, что Каляево разделили на две части: Каляево и Старое Каляево, причем Старое Каляево стало новопоселением, куда переехала жить одна из семей Бебишевых. Возможно, здесь речь идет о территории бывшего починка Момолаево, где жителей давно уже не было. В 1794 году в Каляево для проживания направили 4 семьи церковных крестьян, но, видимо, произошел какой-то конфликт с местными жителями, и новые поселенцы, как написано в ревизии – «сбежали». Общая численность в этот год всех жителей этих двух поселений составляла 277 человек.
Последующие ревизии (6, 7 и 8) рассказали, что эти поселения обратно объединили с прежним название Каляево, а число жителей в 1834 году стало уже 431 человек. При этом надо учесть, что в Каляево, также как и в Кураево, с 1812 по 1814 года было призвано в рекруты 11 молодых парней, а это много для деревни. И в эти же года к поселению приписали еще две семьи церковников, двух братьев, да еще с одинаковыми именами, а в 1820 году к Каляево был причислен отставной солдат с двумя сыновьями.
Последняя 10 ревизия 1858 года показала, что число жителей деревни Каляево Широмасовской волости выросло, но незначительно – 488 человек, в т.ч. 264 мужчин. Но своего максимума жителей, Каляево получило только в начале 20 века: ряд источников сообщает, что в 1911 году в деревне стояло 142 двора, в которых жило 817 человек, в т.ч. 400 мужского пола. Все жители числились как «государственные крестьяне из числа мордвы» и на богослужение ходили в Покровскую церковь села Стандрово. А в самой деревне была построена земская одноклассная школа, где проводилось обучение «по земскому законоучителю» всех желающих «по 25 копеек за урок».
Каляево, как и любое поселение Российской Империи, по-своему уникально и интересно. Чего стоят только три фамилии, которые рассказывают о нешуточных «военно-политических» спорах, сотрясавших некогда селение: Полковниковы, Потемкины и Кутузовы. Согласитесь, такие фамилии могли произойти только от конкретных прозвищ мужчин, которые, по всей видимости, очень сильно интересовались действиями своих кумиров и поддерживали их решения, да так часто, что жители этого забыть не смогли. Но самое важное, что мужчины с этими прозвищами реально жили, приблизительно, в одно и то же время, имели свои имена, и их дети, под «давлением общественности», уже никак не могли отказаться от таких фамилий. Поэтому, ныне живущие потомки этих родов должны знать, что они не имеют никакого отношения к древним фамилиям Потемкиных и Кутузовых, а у потомков Полковниковых, хоть и был основатель полковник, но только по деревенскому прозвищу.
Но особенности жителей Каляево на этом не заканчиваются. Из-за позднего принятия всеми жителями крещения, а также некой отдаленности церкви от поселения, в их душах постоянно жила память о языческих традициях и обычаях. Во-первых, в нескольких родах, каким-то образом, отцы своим сыновьям давали имена в честь своих отцов, т.е. имена повторялись через поколение. Как они при этом обходили «святцы» - не понятно, но видимо могли как-то договариваться с местными священниками. Во-вторых, оказалась заметной еще одна особенность. Если в начале 18 века первые новокрещены деревни пытались жить по христианским традициям: детей в семьях было не много, как правило, жена была одна и на всю жизнь, а после ее смерти муж оставался вдовцом до конца своих дней, то уже в 19 веке языческие традиции взяли свой вверх: почти в каждой семье детей стало больше десятка (половина из них мальчики), смертность жен увеличилась, а значит, возросло и их количество. И, как ни странно, продолжительность жизни населения в первой половине 18 века составляла в среднем 60 лет, а через сто лет, уже заметно снизилась, и составила не более 50 лет. Договоры тестей с зятьями имели свое место и всегда выполнялись. Дети солдат, забранных в рекруты или рано умерших от каких-либо болезней, часто становились пасынками или приемными детьми в чужих семьях. И со временем им приходилось выбирать фамилию: или своих родных отцов, или приемных.
Но самое интересное, что большую часть этих событий местные жители даже не думали афишировать, и поэтому ревизионным писарям удалось отметить только малую часть этих фактов, что в конечном итоге породило загадки в образовании фамилий. И эти загадки мы увидим во многих древах. Любая родословная составляется достаточно легко: к первому известному жителю, указанного в первой ревизии, мы вписываем его жену, в последующем, его детей, затем внуков, правнуков и т.д. Выстраивая, таким образом, каждую семью, род и наконец, большое древо, для автора данной статьи стало правилом: надо обязательно вносить в ячейку каждой персоны все эти вышеперечисленные родственные особенности. Например, если зять стал жить в семье тестя – это надо указать; если дети остались сиротами, то надо написать - кто их приемные родители и т.д. И на финальном отрезке, это 9 и 10 ревизия, когда во все родословные семьи вносятся их фамилии (самое интересное в этой работе), это очень облегчает понимание, почему у отца и сына, для примера, эти фамилии разные. Но, как было сказано выше, жители не всё говорили переписчикам.
Что еще усложнило исследования родословных жителей, так это отсутствие 4 (1782 год) и 9 (1850 год) ревизий, а ведь именно в период 4 ревизии родилось поколение основателей новых фамилий, изменивших свои старые родовые фамилии. Кстати, именно общие фамилии в разных ветвях древа подтверждают, что эта фамилия изначальная – древообразующая, а значит, члены этого рода помнили и чтили своих древних основателей.
Ну что ж, давайте перейдем к детальному описанию этих родословных, а всего-то родов в Каляево было - 9, а фамилий – 14, и еще один род, в котором потомки в 10 ревизии свою фамилию не назвали.
Древо №1
Основателями этого достаточно большого древа, согласно Ландратской переписи и первой ревизии, были три брата, живших в одном дворе, но в разных избах, три первых новокрещена деревни Каляево: Сергей (1677-1748), Варфоломей (1680-до 1745) и Федор (1690-1756), Федоровы дети. Каждый из трех братьев образовали свои фамилии и продолжили свою ветвь в этом древе.
В ветви Сергея Федорова, его правнук, Аверьян Семенов (1785-до 1850), стал основателем фамилии Башаевых. Его же родной брат, Елисей Семенов (1781-до 1850), эту фамилию продолжить не смог, т.к. стал зятем в семье Бебявых и согласился носить эту фамилию.
Нет комментариев