Татары и мордва в архивных документах Темниковского уезда
Знание своих предков, лично для меня, изменило понимание смысла жизни, более того, изменилось мироощущение, понимание истории, а главное, я узнал об огромном количестве своих кровных родственников, о которых даже не имел понятия. Еще я понял, что фамилию, которую я ношу, имеют многие люди в России и за рубежом. И таких родов, с моей, вроде редкой фамилией, много. Их родоначальники жили в разное время, в разных местах и были разных национальностей. Объединяет нас только одно – имя родоначальников, а от него и произошла одинаковая для всех родов фамилия.
Узнать, кто были твои предки, где и как они жили, в каком сословии состояли, кому поклонялись, как появилась и от кого твоя фамилия – это важные семейные ценности, которые наши предки знали и чтили, а мы почему-то потеряли интерес. А эти знания играют большую роль не только в своей семье и во всем вашем роду, но и в обществе в целом.
Все наши предки, каждый как личность, были частью некого государственного механизма, а затем, со временем, стали его историей. А мы, по странным обстоятельствам, мало что знаем о ней и наших предках. А знать надо! Созданные семейные родословные, передаваемые из поколения в поколение, обрекают каждого в них показанного, почти на бессмертие. Потомки, которые не смогли увидеть вас лично, всегда смогут прочитать ваше имя, поинтересоваться вашей личностью, восхититься вашими мечтами и удивиться вашей жизнью и достижениями, а это значит, что вы не забыты!
Откуда потомки это узнают? Так все просто! Вы им сами о себе напишите. Помните, как нас учили в школе писать автобиографию. А еще напишите биографию своих близких предков: родителей, дедушек и бабушек. Если помните и знаете что-то о более дальних предках, тоже напишите, пусть немного, но это лучше, чем нечего! Еще добавьте подписанные фотографии, и все эти записи скрепите с вашей родословной. Расскажите историю вашего рода своим детям и внукам, а затем передайте им эту родословную, как большую семейную ценность, которую они должны беречь и добавлять туда сведения о каждом новом поколении, и также передавать своим потомкам.
Вы мало что знаете о своих предках? Тогда, я постараюсь вам помочь. Расскажу и покажу начальные этапы вашего родового древа. Но составить всю родословную до нашего времени не смог - все ограничивается информативностью архивных документов, в которых показан учет населения. Но думаю, что прочитав про своих предков, вы обязательно захотите составить свою родословную до конца.
Всего-то надо просто захотеть.
Период исследований
Временные рамки составленных родословных определялись двумя крайними датами. Конечная – это 10 ревизия 1858 года. Начальная дата для всех татарских родов будет как минимум 17 век, иногда, глубже по времени, исходя из изученности рода историками. А первый учет жителей мордовских селений Темниковского уезда удалось найти в переписных книгах 1678 года.
Территория исследования
Чтобы понять о каких селениях Темниковского уезда я буду рассказывать, надо хотя бы кратко напомнить его историю.
По сведениям историков, город Темников известен с 1536 года как русская сторожевая крепость в мордовских лесах, которая входила в состав Касимовского царства. И как мы уже знаем, что такие крепости имели, как минимум, две слободы: Пушкарскую и Стрелецкую (Посад). Кстати, стоит добавить, что в книге «История Государства Российского» Карамзин упоминает: «…город Темников, который прежде назывался Тюмень».
В 17 веке территория Темниковского уезда является частью Мещерского края. Когда же Пётр I в 1708 году провёл административную реформу, Темников был зачислен в Казанскую губернию. Но уже с 1719 года Темниковский уезд находился в составе обширной Азовской губернии и делился на четыре стана: Верхнемокшанский, Аксельский, Пичиполонгский и Подгорный.
Через 56 лет, в 1775 году, было создано Тамбовское наместничество (затем, губерния). И Темниковский уезд пробыл в его составе почти 150 лет, вплоть до 1923 года. Но в состав Тамбовской губернии он вошел немного в другом территориальном составе. Во-первых, из его первоначального списка были исключены селения Верхнемокшанского, Аксельского и части Пичиполонгского станов. Во-вторых, в Темниковский уезд, помимо Подгорного и части Пичиполонгского стана, вошла большая территория Кадомского уезда. Родословные татар и мордвы этого уезда мы почти все рассмотрели, а значит, нам остается исследовать только селения эти двух станов. Поэтому жителей этого уезда я буду называть Темниковские татары и Темниковская мордва.
Чтобы не томить читателя изучением географии Темниковского уезда, просто перечислю все селения, о которых будет написано. Татарские деревни: Михайловское Ишейка Тож, Идеево, Енгуразово, Аксеитово, Досаево, Вирясы, Сюндюково, Верхние Ишейки Погибелка Тож, Верхний и Нижний Пишляй, Тювеево, Караево, Митрялы, Велязма, Дербышево и Сухово. Мордовские селения: Авкиманово, Пичиполонга, Нурляй, Кишалы, Арга, Кярга (Новая и Старая), Атюрьево (Верхнее и Нижнее), Барановка, Шустелим и Духонькино. Частично: Барашево, Сучкино (Плуксово), Кочемасово, Канаково (Подгорное и Песочное) и Вяркуж.
И может, в конце, попытаюсь исследовать ряд родов города Темникова.
Кто-то из «продвинутых» любителей истории скажет: «Но это не все селения Темниковского уезда?». И будет прав. В этом списке не хватает половины мордовских селений, нет ни одного русского поселения.
К 1782 году, когда Темниковский уезд сформировался как административная единица, в его состав входили еще:
Мордовские селения: Сияльская Выстатвка, Старые Сияли, Борок, Кичатово, Лесное Кичатово, Лесное Плуксово, Сирикушки, Старая Цыбаевская Выставка, Малое Цыбаево, Старое Цыбаево, Старая Клопинка, Старое Ардашево, Ардашевская Выставка и Потьма.
Владельческие селения (жили помещики и их крепостные русские крестьяне): Козмодемьянское (Токмаково), Веденяпино, Ибаково, Шайгуши, Богородское (Кондровка), Жегалово (Покровское), Алексеевка, Дегтярево, Итяково (Итюново), Дубровская, Евасу, Такушево, Стрельниково, Старое Городище, Селище. Причем, в последних четырех селениях проживали еще и дворцовые русские крестьяне, т.е. принадлежащие лично императорской семье. Мало того, в некоторых татарских селениях проживало русское население, естественно, как крепостные и дворовые.
И родословные жителей этих селений и сословий мной не будут показаны.
Почему же я не включил их в свои исследования? И что значит «частично»? Ответ, думаю, уже всем известен: ни в одной из ревизий у жителей этих селений фамилий не оказалось! «Частично» означает, что у некоторых семей, показанных в 10 ревизии, фамилии были, а у других, причем большинства, нет. Вернее, они появились только после 1858 года.
И это некий «бич»: документы есть, составить родословные можно на каждую семью каждого селения, а рассказать никак не получается - фамилий нет!
Источники информации
Любые поиски всегда должны основываться на каком-то базисе. Это архивная литература, исследования историков, а иногда интересные статьи и родословные, составленные любителями истории. С какими же основными документами пришлось работать мне?
Во-первых, это книги и статьи таких известных историков татароведов как: М.М. Акчурин, А.В. Беляков, М. Ишеев, И.Р. Габдуллин, С.В. Думин и т.д.
А для понимания традиций, обычаев и образа жизни мордовского населения, я прочитал книги историков: А. Гераклитова, В. П. Ямушкин, П.И. Мельникова, Н.Ф. Мокшина, В. А. Юрченкова, Н.В. Заварюхина, Е.П. Лезина, Г.А. Куршевой, Т.Н. Кадерова и В.А. Балашова. Честно сказать, мало что нашел в них полезного для изучения выше названных селений, и тем более, об их жителях. Но общая история мордвы, традиции, обычаи, еда, одежда, быт и т.д. этого народа изучить было интересно и полезно. Ну и, конечно, нельзя было пропустить такой источник информации, как сайта «Портал Мордовии».
Во-вторых, в основном, все сведения о жителях я взял из Ландратских переписей (1710-1717 года), ревизских сказок с 1719 по 1858 года, а также различного рода отказных, челобитных грамот и писцовых книг 16-17 веков.
Кстати сказать, почти уже год, как на просторах интернета появился сайт «Великія описи - Первая архивная волонтерская АИС», который покажет вам краткое описание старинных грамот или других документов, где упомянуты разные фамилии. Всего-то надо внести в поисковую строку искомую фамилию и …. С каждым месяцем в этой базе данных, собранных с различных архивов, становится все больше и больше информации.
Есть еще один интересный источник сведений, это сайт-проект «Яндекс архив», в котором собираются оцифрованные ревизские сказки и метрические книги из разных областных и республиканских архивов. Работать с этой базой данных, также, не сложно, т.к. достаточно внести фамилию или селение, и перед вами появятся сведения из разных архивных учреждений.
Хочу отметить, что после публикаций родословных жителей Кадомского уезда я получил огромное количество положительных откликов от читателей, а главное, появились сподвижники и … меценаты, люди крайне не равнодушные к истории своих предков, и вносящие свой вклад в изучение истории. И речь не идет о спонсорах и их денежных вкладах. Меценаты – люди, которые за свой счет приобрели и стали присылать разного рода архивные материалы: челобитные, отказные и судебные грамоты, различные дела о восстановлении в дворянстве, материалы ряда переписей и ревизий других уездов, а еще части своих родословных. И самым главным приобретением стали копии архивных дел Саровского монастыря. Эти документы меня просто потрясли, и об этом чуть подробнее.
Более десяти лет прошло после публикации статьи М.М Акчурина «Родословные татарских князей из фонда Саровского монастыря», в которой были показаны начальные этапы огромного древа потомков князя Бехана (Седехметовы, Акчурины, Кудашевы, Дашкины, Ишеевы, Кашаевы, Чекашевы, Муратовы, Кугушевы), и других именитых княжеских родов: Дивеевых, Мансыревых, Разгильдеевых, Девлеткильдеевых. Затем последовали еще статьи, основанные на сведениях монахов Саровского монастыря, раскрывающие тайны возникновения некоторых княжеских и мурзинских родов. А далее, все остановилось.
«Неужели, все сведения исчерпаны» - подумал я. Но взяв в руки копии этих материалов, я увидел, что там есть еще ряд и княжеских, и мурзинских, и просто татарских родов, сведения о родоначальниках которых нам неизвестны. Невольно возник вопрос: «А почему историки не стали изучать и опубликовывать эти бесценные материалы? Схем достаточно много, бери и пиши». Но внимательно изучив все не опубликованные родословные, и поразмыслив, мне стало понятно: более половины этих схем имеют сомнительные источники. Судите сами, если начать основываться на правильности какой-либо, показанной монахами родословной, то куда отнести многие личности из этих родов, которые показаны в других старинных грамотах, а в родословных их нет?! Причем, никак не могут «вписаться» в эти схемы персоны с этой же фамилией, проживающие в этом же поселении, т.е.. вроде, как бы люди одного рода! А это заставляет думать, что мы имеем дело с двумя разными родами, но с одной фамилией - однофамильцами. Или все же монахи не все правильно составили?
Поэтому профессиональные историки, как источники достоверной информации, не могут написать статью о том, что публикуемые родословные не совсем точны, и им надо долго разбираться в правильности предоставленных сведений из монастыря. И это мне понятно. Но вот я, как простой любитель истории, могу показать в своих статьях ряд этих схем и противоречий. Мое мнение не научное - субъективное. А показанная информация, возможно, облегчит поиски основателей для многих исследователей своих родов.
Особенности архивных документов Темниковского уезда.
Стоит отметить ряд особенностей и отличий документов, в первую очередь, ревизских сказок, составленных писцами Кадомского и Темниковского уезда до их слияния.
Общим для обоих уездов является то, что Ландратские переписи показали только небольшое количество дворов и их хозяев (у татар - с фамилиями), т.е. «верхушку айсберга». И мы помним, что это было вызвано общим «подворным» налогом, существовавшим еще в начале 18 века, по которому ясак собирался с каждого двора. Но все жители в те времена ответили на это своей смекалкой: несколько семейных дворов (изб) объединили в один большой двор, тем самым снизили бремя этого налога. В результате, сведения о жителях любого селения очень сильно отличались от реальной численности, которая затем, была показана в первых ревизиях, когда правительство ввело «подушный» налог.
А вот остальные особенности документов надо разделить по национальностям.
Существенно отличается между уездами первая ревизия 1723 года татарских селений. В Темниковском уезде в этой ревизии показаны все жители (мужские души) строго по дворам, и у хозяина почти всегда показана фамилия и сословие, а в Кадомском уезде фамилии хозяев встречались гораздо реже, и не всегда правильно указывалось сословие.
Но есть и нюанс в ревизиях Темниковского уезда, который часто ставил в тупик. В числе жителей татарского двора, иногда, проживали не члены этого семейного рода, например, зятья. Но это самый простой вариант, т.к. присутствует запись, что - это зять, и мы понимаем - не кровный родственник. Гораздо сложнее выглядит ситуация с братьями, дядями и племянниками.
Рассмотрим только одну категорию - «брат». Она имеет четыре разновидности: родной брат, двоюродный брат, сведенный брат и просто брат. Если с родством родного и сведенного брата вопросов не возникает, то остальные термины «братьев» часто приводят к недоумению: как отличить родного брата от просто брата? Почему некоторым пишут «его родной брат», а другим делают запись просто - «его брат». Но самыми сложными оказались двоюродные братья. Кажется, что все тут понятно – их отцы родные братья, и у них общий дед. Но как выяснилось в процессе исследований, этот термин применяли и в других ситуациях.
Дело в том, что иногда, в большую и богатую семью приходили жить различные родственники по женской линии, например, братья матери или своей жены, и естественно, они принадлежали другому роду, т.е. между хозяином семьи и этими родственниками кровного родства не было. Но писари ревизских сказок не пытались разобраться в этих семейных хитросплетениях и сложных для понимания (даже, сегодня) названиях. Поэтому они, зачастую, соединяли всех, не очень близких родственников, терминами: «двоюродный брат», «двоюродный дядя» или «двоюродный племянник». Неопытного исследователя своего древа эти виды родства могут сильно озадачить, при этом, фамилий у «примкнувших» к семье не показаны, а значит, есть большая вероятность составить свою родословную неправильно. Но когда начинаешь изучать каждую ветвь в отдельности, от начала и до появления фамилии, то становится очевидным полное отсутствие кровного родства.
Другой важной положительной особенностью первой ревизии татарских селений Темниковского уезда, было то, что после перечисления всех членов семьи двора, сразу же добавляли сведения о новорожденных и убылых из этого двора.
А еще очень удивила малочисленность такого сословия среди татар, как новокрещены. Их не просто мало, а всего не более десятка семей. Что не идет ни в какое сравнение с количеством новокрещен из татар, проживавших в Кадомском уезде.
Казалось бы, что эти же писари Темниковского уезда должны были также составить и первую ревизию для мордовских селений!? Но все оказалось … гораздо сложней.
Когда я впервые пролистал Ландратские переписи мордовских селений, кстати, показанных зачем-то в своих книгах рядом вышеперечисленных историков, изучавших мордву, то я испытал предвкушение удовольствия от будущих составленных родословных – все жители в них были написаны с языческими именами (фамилий в те времена жители еще не имели), что было редкостью для документов Кадомского уезда. Я был уверен, что эти имена помогут с легкостью объяснить появление столь своеобразных фамилий у мордовского населения.
Кстати, наличие во всех мордовских селения в этот период времени языческих имен, говорит только об одном – христианство в начале 18 века до этих мест еще не дошло. А если и присутствовало, то больших успехов не добилось, т.к. новокрещены в этих селениях хоть и встречались, но в крайне малом количестве.
А еще начальные переписи показали, что у некоторых мордовских мужчин в 17 веке было очень много детей, и это меня озадачило. Но разгадка оказалась простой: историки показали, что некоторые ясачные мордовские крестьяне жили достаточно богато и могли позволить себе иметь несколько жен. Но с приходом христианства на мордовские земли эти обычаи стали искоренятся православными священниками.
Внося сведения из переписей 1712 – 1716 годов в основание родословных, я знал, что они показывают только членов семьи хозяина большого двора, и был уверен, что эти же люди, несомненно, окажутся в первой ревизии. И тут пошли первые «странности»: во многих селениях сведения из Ландратской переписи и первой ревизии расходились.
Такое впечатление, что в Ландратской переписи этих селений показали одних людей, а в первой ревизии совершенно других. И только несколько семей пересекались в обоих документах. Точно такая же ситуация была с хозяевами дворов, показанных в переписных книгах 1678 года. Их также крайне тяжело соединить с последующими переписями. И, на мой взгляд, объяснение этому есть – это внутриуездные миграции населения.
Хозяева большинства мордовских семей первых переписчиков, у которых стояла задача учесть дворы для взыскания налога (ясака), встретили (хоть и не радостно) и состав дворов показали и даже не скрывали изменения в семьях. Но при первых признаках появления новых переписных комиссий, задача которых стояла взыскать уже подушный налог, просто взяли и ушли в свои леса. А затем оттуда, по прошествии некоторого времени, они могли вернуться в родную деревню или перейти на жительство в новое селение.
Теперь мы уже знаем, что давление властей (учет населения для взимания ясака) совместно с миссионерской деятельностью православных священников, потихоньку заставляли людей все же из леса выходить, легализоваться, т.е. принять крещение, получить свои земельные наделы и жить в своих селениях по новым канонам и традициям. Этот процесс, как мы помним, растянулся на несколько десятилетий. К примеру, в Кадомском уезде он закончился к третьей ревизии 1762 года. А вот в Темниковском уезде все эти события прошли гораздо позже и тяжелее.
Первая ревизия 1723 года мордовских селений показала в три-четыре раза больше жителей, и 99% из них имели только языческие имена. Наличие дела по убылым после первой ревизии надежды на углубленно составленные родословные укрепило. Но все рухнуло, как только пришлось изучить вторую, третью и последующие ревизии. Одна проблема сменяла другую. При этом мордовские селения пришлось разбить по категориям сложности в изучении.
Первая категория включает в себя селения Темниковского уезда, где писари вторую ревизию составили только с применением христианских имен, без всякого пояснения, какое человек носил имя в первой ревизии, и какое ему дали имя после крещения.
Вот перед вами наглядный пример.