Обсуждаемые темы

Эдуард Сюндюков
последний комментарий 17 ноября в 17:26

Жители деревни Вирясы Темниковского уезда

Найти какие-либо сведения об истории деревни Вирясы Темниковского уезда (ныне Темниковского района РМ) на просторах интернета крайне тяжело. Все сайты, включая Портал Мордовии, показывают только одну запись: «Верясы - тат., деревня в Темниковском районе. Находится на реке Мокша. В "Списке населенных мест Тамбовской губернии" (1866) Верясы (Вирясы) - деревня казенная и владельческая из 18 дворов Темниковского уезда. В "Книге письма и дозору Ивана Усова да Ильи Дубровского 1614 году" отмечается, что в деревне Вирясех за татарином за Елзичитем Янглычевым по выписи Матвея Молчанова 1599 года "на его жеребей сена 50 копен за ним". Название-антропоним: мордвин Виряс был первопоселенцем, основателем населенного пункта. Личное дохристианское мужское имя является основой распространенной в Мордовии фамилии Вирясовых (Виряскиных). Имена типа Виряс, Куляс, Видяс были в прошлом распространенными среди мордвы».
Давайте внимательно почитаем Книгу Ивана Усова, которая, благодаря историкам М.М. Акчуриным и А.В. Беляковым, получила название «Приправочный список с Дозорной книги города Темникова и Темниковского уезда 1613/14 г.». А теперь надо выписать из нее все сведения и имена, которые как-то связаны с деревней Вирясы, и, возможно, мы увидим нескольких основателей родов, живших в этом селении, и приоткроем некоторые тайны, связанные с их появлением.
Уже в разделе «Введение» авторы Приправочного Списка пишут: «Другой крупной татарской деревней, расположенной вблизи Темникова, являлась деревня Верясы. Согласно легендам из родословных, составленных представителями княжеского рода Седехметевых, после запустения их родового селения Кавтотижан, дети князя Седихмета некоторое время жили в Верясах, а затем основали деревню Дербышево». Стоит обратить внимание на то, что Вирясы к 1614 году была сформирована как полноценная деревня, а это означает, что она существовала еще в 16 веке.
Интересен тот факт, что в этом архивном документе жители упоминаются как «вирясковые татары», а еще встречается участок местности, называемый «Вирясковым полем». В переписи 1678 деревня написана как Веряский Стан.
Жители деревни Вирясы Темниковского уезда - 976145067254
  • Класс!7
Эдуард Сюндюков
последний комментарий 12 октября в 15:21

Родословная Урманчеевых Темниковского узда (ныне село Нижний Пишляй Атюрьевского района РМ)

Если вы попытаетесь изучить истоки татарского рода Урманчеевых, то вас ждет полное разочарование. Видно, что вся найденная информация на просторах интернета, это копия статьи И.Р. Габдуллина об этом роде, а если есть что-то еще, то это касается только татарского рода Урманчеевых Казанского уезда (ныне РТ).
А разве это не один род? Давайте для начала изучим, что написано в книге «От служилых татар к татарскому дворянству» об Урманчеевых и выделим основные пункты по местам проживания.
Первый: «По указу царей Ивана Алексеевича и Петра Алексеевича от 1686 г. служилому татарину Дербышу мурзе Урманчееву сыну Ахмаметеву из д. Камкино Алатырского уезда (ныне Нижегородская обл.) было позволено переселиться на «порозжие» земли Ногайской дороги Казанского уезда. Здесь Урманчеевыми вместе с другими служилыми татарами была основана д. Старое Камкино (ныне Алькеевский район Республики Татарстан). Его сын мурза Мамадей Дербышев сын Урманчеев был жалован 5 рублями денег и поместною землею в д. Исмуе Алатырского уезда».
Второй: «Во второй половине XVII в. «служилые рубещики старожильцы» Бегиш Ишекаев и Мустай Сюнчалеев дети Урманчеевы отмечены среди жителей д. Атенино Темниковского уезда (ныне Республика Мордовия)».
Третий: «В конце XVIII в. при деревнях Старый Адам, Тахтала и Устье-Тахталы (ныне Аксубаевский район РТ) находились владения служилых татар Абдрашита Алеева и Жендулы Мансурова детей Урманчеевых».
Четвертый: «Кроме того, в XVIII-XIX в. Урманчеевы проживали в д. Нижний Пишляй Темниковского уезда (ныне Республика Мордовия)».
В статье об Урманчеевых все эти сведения записаны в одном абзаце, но я специально разделил предложения по пунктам для осмысленного понимания: где и как эти люди могут быть связаны. Дело в том, что мне пришлось увидеть комментарии разных любителей-историков и просто потомков, интересующихся истоками этой фамилии, где они, прочитав эту статью, сразу сделали вывод: «Получается, что Урманчеевы сначала были темниковцами, потом стали алатырскими, и, наконец, получили земли в Казанском уезде!». На мой взгляд, этот вывод очень странный и, с большой вероятностью, не верный.
Давайте внимательно еще раз посмотрим на первый род и «разложим все по полочкам». А начнем последовательно: предположительно, в начале 17 века в деревне Камкино Алатырского уезда жил татарин (возможно, тоже служилый) Урманчей Ахмаметев, он и есть родоначальник этого древа. Его сын Дербыш в 1686 году переселяется в Казанский уезда, а его внук Мамадей Дербышев остался в Алатырском уезде, но уже в другой деревне. В этом древе четко виден родоначальник и расселение его потомков. И причем здесь «темниковцы»?
Разве есть такие сведения, что Урманчей Ахмаметев жил до этого в Темниковском уезде, и более того, он оставил там потомков?
Внимательный читатель сразу обратит мое внимание на второй род Урманчеевых, якобы из Темниковского уезда. Но это просто техническая ошибка И.Р. Габдуллина – деревня Атенино, в показанном им 17 веке, и мы это уже знаем, располагалась в Кадомском уезде. Причем, обратите внимание на слова «служилые рубещики старожильцы», т.е. эти персоны жили там достаточно давно. Могли ли эти Урманчеевы (второй пункт) быть сыновьями Урманчея Ахмаметева из Камкино? Теоретически, могли. А практически, это странно, что его сыновья разбросаны по разным уездам.
Но Урманчеевы из Атенино вполне могли быть связаны с четвертым родом – с Урманчеевыми из Нижних Пишляй, и об этом чуть ниже.
Родство Урманчеевых с третьего пункта с казанскими Урманчеевыми из первого пункта, вроде бы как, не подлежит сомнению – из одного Казанского уезда. Но, на мой взгляд, может оказаться очень спорным, т.к. речь идет о конце 18 века, а в этот период фамилии жителей (татар) могли возникнуть от Урманчея, жившего и в 17, и 18 веках. Да и не факт, что эти рода, из перечисленных деревень, кровные родственники друг другу. Кто составил их родословные? Кто изучал их предков? Пока, информации никакой нет.
А вот четвертый род Урманчеевых из деревни Нижний Пишляй имеет своих основателей, причем живших не 18-19 веках, в 17 веке. И есть детали, которые позволяют предположить их родство со вторым родом – из Атенино. Давайте изучим первичные переписи деревни Нижний Пишляй.
Ландратская перепись 1716 года и первая ревизия показали, что в этой деревне стояли дворы Урманчеевых:
Первый двор – мурза Айдар Тохтаров (1650 г.р.) и его племянник Кулбай Сюнчалеев (1665 г.р.). Это говорит о том, что у Айдара был брат Сюнчалей Тохтаров;
Второй двор – братья мурзы Мухай (1693-1748) и Аделша (1713-1768) Мустаевы дети;
Третий двор – однодворец Яков Иванов (1688 г.р.) и его племянники Степан и Андрей Лукьяновы дети. Это говорит о том, что у Якова был брат Лукьян Иванов.
Сразу надо отметить, что продолжения рода в ветви однодворцев не получилось – потомки умерли бездетными, а оставшийся жить Андрей Лукьянов, был «переселен на украинскую линию» (не путать с Украиной), и все сведения о нем пропали.
А теперь смотрите на совпадение: во втором дворе есть Мустай, в первом дворе есть Сюнчалей. Рискну предположить, что Сюнчалей Тохтаров, брат Айдара Тохтарова, был отцом не только Кулбаю, но и Мустаю Сюнчалееву из Атенино, у которого родились сыновья: Мухай и Аделша.
Родословная Урманчеевых Темниковского узда (ныне село Нижний Пишляй Атюрьевского района РМ) - 974795615734
Родословная Урманчеевых Темниковского узда (ныне село Нижний Пишляй Атюрьевского района РМ) - 974795615734
  • Класс!13
Эдуард Сюндюков
последний комментарий 2 октября в 00:34

Нижний и Верхний Пишляй Темниковского уезда (ныне Атюрьевский район РМ)

Чтобы рассказать о татарских родах деревень Нижний и Верхний Пишляи, надо, хотя бы немного, проследить их историю.
А историю своего селения, например, жители села Нижний Пишляй, как выяснилось, знают достаточно хорошо, более того, периодически отмечают юбилеи возникновения села. Во множестве статей о Нижнем Пишляе обязательно рассказывается: «Первые упоминания о Нижнем Пишляе в документальных источниках относится к 1682 году. Вполне возможно, что этот населенный пункт существовал и раньше, но никаких письменных подтверждений тому нет. Зато наверняка известно, что в восьмидесятых годах 17 века служивым рубежчикам Такташу Забантяеву, Бегишу Урманчееву и другим были пожалованы земли, на которых располагается Нижний Пишляй».
В других исследованиях добавляется: «По переписи 1745 года на реке Пишляй, название которой переводится как «речка, ручей в липовом лесу», имелось две татарские деревни. В Верхнем Пишляе было 35 мужских душ, в Нижнем Пишляе – 69. В 1866 году в Нижнем Пишляе имелось 95 дворов с числом жителей около 900 человек. … В давние времена, вплоть до революции, все села в округе были богатыми, люди здесь жили в достатке, а некоторые даже в роскоши».
Обязательно указывается, что «До 1917 года в Нижнем Пишляе активно функционировало большое медресе на 500 ученических мест. Из медресе выпускались религиозные служители и проповедники Ислама. Помимо основ Ислама там изучались арабский язык, литература, история и культура Ближнего Востока …. После революции 1917 года в здании медресе была основана советская общеобразовательная школа, которая работала еще 20 лет. В 1937 году медресе полностью сгорело во время пожара».
Нижний и Верхний Пишляй Темниковского уезда (ныне Атюрьевский район РМ) - 974472991478
Нижний и Верхний Пишляй Темниковского уезда (ныне Атюрьевский район РМ) - 974472991478
  • Класс!50
Эдуард Сюндюков
последний комментарий 9 сентября в 21:24

Родословные жителей деревни Песочное Канаково (Темниковский район РМ)

Невольно, в своей статье «Татары и мордва в архивных документах Темниковского уезда», мне пришлось заранее раскрыть тайны возникновения трех селений. Переписная книга 1678 года, Ландратские переписи 1716 года и первые шесть ревизий рассказывают, что изначально на берегу реки Мокша возникла деревня Канаково (с первой буквой «а» - писалась чаще). Между 1812 и 1815 годами, вследствие земельной тесноты, жителям этой деревни были выделены новые земли на противоположном берегу этой реки. И в ревизии 1816 года уже значились две новых деревни: Шустелим (кстати, всегда писался именно так) и Подгорное Канаково, которое, по всей видимости, стало селом только в 20 веке. А старая деревня Канаково получила новое название – Песочное Канаково.
Но первоначально, когда я увидел это разделение, у меня сразу возник вопрос: а единая деревня Канаково, прежде, где находилась? На территории Песочного или Подгорного Канаково? В ревизиях, к сожалению, этот момент не был никак описан.
Но помогла карта Темниковского уезда, которая датируется в интернете 1786 годом (уверен, что этот год неверный, карта составлена после 1816 года), и на ней показаны отдельно деревни Канаково, Шустелим и Подгорное Канаково, причем, просто Канаково находится на месте деревни Песочное Канаково.
Родословные жителей деревни Песочное Канаково (Темниковский район РМ) - 974017646070
Родословные жителей деревни Песочное Канаково (Темниковский район РМ) - 974017646070
  • Класс!5
Эдуард Сюндюков
последний комментарий 4 сентября в 23:35

Татары и мордва в архивных документах Темниковского уезда

Знание своих предков, лично для меня, изменило понимание смысла жизни, более того, изменилось мироощущение, понимание истории, а главное, я узнал об огромном количестве своих кровных родственников, о которых даже не имел понятия. Еще я понял, что фамилию, которую я ношу, имеют многие люди в России и за рубежом. И таких родов, с моей, вроде редкой фамилией, много. Их родоначальники жили в разное время, в разных местах и были разных национальностей. Объединяет нас только одно – имя родоначальников, а от него и произошла одинаковая для всех родов фамилия.
Узнать, кто были твои предки, где и как они жили, в каком сословии состояли, кому поклонялись, как появилась и от кого твоя фамилия – это важные семейные ценности, которые наши предки знали и чтили, а мы почему-то потеряли интерес. А эти знания играют большую роль не только в своей семье и во всем вашем роду, но и в обществе в целом.
Все наши предки, каждый как личность, были частью некого государственного механизма, а затем, со временем, стали его историей. А мы, по странным обстоятельствам, мало что знаем о ней и наших предках. А знать надо! Созданные семейные родословные, передаваемые из поколения в поколение, обрекают каждого в них показанного, почти на бессмертие. Потомки, которые не смогли увидеть вас лично, всегда смогут прочитать ваше имя, поинтересоваться вашей личностью, восхититься вашими мечтами и удивиться вашей жизнью и достижениями, а это значит, что вы не забыты!
Откуда потомки это узнают? Так все просто! Вы им сами о себе напишите. Помните, как нас учили в школе писать автобиографию. А еще напишите биографию своих близких предков: родителей, дедушек и бабушек. Если помните и знаете что-то о более дальних предках, тоже напишите, пусть немного, но это лучше, чем нечего! Еще добавьте подписанные фотографии, и все эти записи скрепите с вашей родословной. Расскажите историю вашего рода своим детям и внукам, а затем передайте им эту родословную, как большую семейную ценность, которую они должны беречь и добавлять туда сведения о каждом новом поколении, и также передавать своим потомкам.
Вы мало что знаете о своих предках? Тогда, я постараюсь вам помочь. Расскажу и покажу начальные этапы вашего родового древа. Но составить всю родословную до нашего времени не смог - все ограничивается информативностью архивных документов, в которых показан учет населения. Но думаю, что прочитав про своих предков, вы обязательно захотите составить свою родословную до конца.
Всего-то надо просто захотеть.
Период исследований
Временные рамки составленных родословных определялись двумя крайними датами. Конечная – это 10 ревизия 1858 года. Начальная дата для всех татарских родов будет как минимум 17 век, иногда, глубже по времени, исходя из изученности рода историками. А первый учет жителей мордовских селений Темниковского уезда удалось найти в переписных книгах 1678 года.
Территория исследования
Чтобы понять о каких селениях Темниковского уезда я буду рассказывать, надо хотя бы кратко напомнить его историю.
По сведениям историков, город Темников известен с 1536 года как русская сторожевая крепость в мордовских лесах, которая входила в состав Касимовского царства. И как мы уже знаем, что такие крепости имели, как минимум, две слободы: Пушкарскую и Стрелецкую (Посад). Кстати, стоит добавить, что в книге «История Государства Российского» Карамзин упоминает: «…город Темников, который прежде назывался Тюмень».
В 17 веке территория Темниковского уезда является частью Мещерского края. Когда же Пётр I в 1708 году провёл административную реформу, Темников был зачислен в Казанскую губернию. Но уже с 1719 года Темниковский уезд находился в составе обширной Азовской губернии и делился на четыре стана: Верхнемокшанский, Аксельский, Пичиполонгский и Подгорный.
Через 56 лет, в 1775 году, было создано Тамбовское наместничество (затем, губерния). И Темниковский уезд пробыл в его составе почти 150 лет, вплоть до 1923 года. Но в состав Тамбовской губернии он вошел немного в другом территориальном составе. Во-первых, из его первоначального списка были исключены селения Верхнемокшанского, Аксельского и части Пичиполонгского станов. Во-вторых, в Темниковский уезд, помимо Подгорного и части Пичиполонгского стана, вошла большая территория Кадомского уезда. Родословные татар и мордвы этого уезда мы почти все рассмотрели, а значит, нам остается исследовать только селения эти двух станов. Поэтому жителей этого уезда я буду называть Темниковские татары и Темниковская мордва.
Чтобы не томить читателя изучением географии Темниковского уезда, просто перечислю все селения, о которых будет написано. Татарские деревни: Михайловское Ишейка Тож, Идеево, Енгуразово, Аксеитово, Досаево, Вирясы, Сюндюково, Верхние Ишейки Погибелка Тож, Верхний и Нижний Пишляй, Тювеево, Караево, Митрялы, Велязма, Дербышево и Сухово. Мордовские селения: Авкиманово, Пичиполонга, Нурляй, Кишалы, Арга, Кярга (Новая и Старая), Атюрьево (Верхнее и Нижнее), Барановка, Шустелим и Духонькино. Частично: Барашево, Сучкино (Плуксово), Кочемасово, Канаково (Подгорное и Песочное) и Вяркуж.
И может, в конце, попытаюсь исследовать ряд родов города Темникова.
Кто-то из «продвинутых» любителей истории скажет: «Но это не все селения Темниковского уезда?». И будет прав. В этом списке не хватает половины мордовских селений, нет ни одного русского поселения.
К 1782 году, когда Темниковский уезд сформировался как административная единица, в его состав входили еще:
Мордовские селения: Сияльская Выстатвка, Старые Сияли, Борок, Кичатово, Лесное Кичатово, Лесное Плуксово, Сирикушки, Старая Цыбаевская Выставка, Малое Цыбаево, Старое Цыбаево, Старая Клопинка, Старое Ардашево, Ардашевская Выставка и Потьма.
Владельческие селения (жили помещики и их крепостные русские крестьяне): Козмодемьянское (Токмаково), Веденяпино, Ибаково, Шайгуши, Богородское (Кондровка), Жегалово (Покровское), Алексеевка, Дегтярево, Итяково (Итюново), Дубровская, Евасу, Такушево, Стрельниково, Старое Городище, Селище. Причем, в последних четырех селениях проживали еще и дворцовые русские крестьяне, т.е. принадлежащие лично императорской семье. Мало того, в некоторых татарских селениях проживало русское население, естественно, как крепостные и дворовые.
И родословные жителей этих селений и сословий мной не будут показаны.
Почему же я не включил их в свои исследования? И что значит «частично»? Ответ, думаю, уже всем известен: ни в одной из ревизий у жителей этих селений фамилий не оказалось! «Частично» означает, что у некоторых семей, показанных в 10 ревизии, фамилии были, а у других, причем большинства, нет. Вернее, они появились только после 1858 года.
И это некий «бич»: документы есть, составить родословные можно на каждую семью каждого селения, а рассказать никак не получается - фамилий нет!
Источники информации
Любые поиски всегда должны основываться на каком-то базисе. Это архивная литература, исследования историков, а иногда интересные статьи и родословные, составленные любителями истории. С какими же основными документами пришлось работать мне?
Во-первых, это книги и статьи таких известных историков татароведов как: М.М. Акчурин, А.В. Беляков, М. Ишеев, И.Р. Габдуллин, С.В. Думин и т.д.
А для понимания традиций, обычаев и образа жизни мордовского населения, я прочитал книги историков: А. Гераклитова, В. П. Ямушкин, П.И. Мельникова, Н.Ф. Мокшина, В. А. Юрченкова, Н.В. Заварюхина, Е.П. Лезина, Г.А. Куршевой, Т.Н. Кадерова и В.А. Балашова. Честно сказать, мало что нашел в них полезного для изучения выше названных селений, и тем более, об их жителях. Но общая история мордвы, традиции, обычаи, еда, одежда, быт и т.д. этого народа изучить было интересно и полезно. Ну и, конечно, нельзя было пропустить такой источник информации, как сайта «Портал Мордовии».
Во-вторых, в основном, все сведения о жителях я взял из Ландратских переписей (1710-1717 года), ревизских сказок с 1719 по 1858 года, а также различного рода отказных, челобитных грамот и писцовых книг 16-17 веков.
Кстати сказать, почти уже год, как на просторах интернета появился сайт «Великія описи - Первая архивная волонтерская АИС», который покажет вам краткое описание старинных грамот или других документов, где упомянуты разные фамилии. Всего-то надо внести в поисковую строку искомую фамилию и …. С каждым месяцем в этой базе данных, собранных с различных архивов, становится все больше и больше информации.
Есть еще один интересный источник сведений, это сайт-проект «Яндекс архив», в котором собираются оцифрованные ревизские сказки и метрические книги из разных областных и республиканских архивов. Работать с этой базой данных, также, не сложно, т.к. достаточно внести фамилию или селение, и перед вами появятся сведения из разных архивных учреждений.
Хочу отметить, что после публикаций родословных жителей Кадомского уезда я получил огромное количество положительных откликов от читателей, а главное, появились сподвижники и … меценаты, люди крайне не равнодушные к истории своих предков, и вносящие свой вклад в изучение истории. И речь не идет о спонсорах и их денежных вкладах. Меценаты – люди, которые за свой счет приобрели и стали присылать разного рода архивные материалы: челобитные, отказные и судебные грамоты, различные дела о восстановлении в дворянстве, материалы ряда переписей и ревизий других уездов, а еще части своих родословных. И самым главным приобретением стали копии архивных дел Саровского монастыря. Эти документы меня просто потрясли, и об этом чуть подробнее.
Более десяти лет прошло после публикации статьи М.М Акчурина «Родословные татарских князей из фонда Саровского монастыря», в которой были показаны начальные этапы огромного древа потомков князя Бехана (Седехметовы, Акчурины, Кудашевы, Дашкины, Ишеевы, Кашаевы, Чекашевы, Муратовы, Кугушевы), и других именитых княжеских родов: Дивеевых, Мансыревых, Разгильдеевых, Девлеткильдеевых. Затем последовали еще статьи, основанные на сведениях монахов Саровского монастыря, раскрывающие тайны возникновения некоторых княжеских и мурзинских родов. А далее, все остановилось.
«Неужели, все сведения исчерпаны» - подумал я. Но взяв в руки копии этих материалов, я увидел, что там есть еще ряд и княжеских, и мурзинских, и просто татарских родов, сведения о родоначальниках которых нам неизвестны. Невольно возник вопрос: «А почему историки не стали изучать и опубликовывать эти бесценные материалы? Схем достаточно много, бери и пиши». Но внимательно изучив все не опубликованные родословные, и поразмыслив, мне стало понятно: более половины этих схем имеют сомнительные источники. Судите сами, если начать основываться на правильности какой-либо, показанной монахами родословной, то куда отнести многие личности из этих родов, которые показаны в других старинных грамотах, а в родословных их нет?! Причем, никак не могут «вписаться» в эти схемы персоны с этой же фамилией, проживающие в этом же поселении, т.е.. вроде, как бы люди одного рода! А это заставляет думать, что мы имеем дело с двумя разными родами, но с одной фамилией - однофамильцами. Или все же монахи не все правильно составили?
Поэтому профессиональные историки, как источники достоверной информации, не могут написать статью о том, что публикуемые родословные не совсем точны, и им надо долго разбираться в правильности предоставленных сведений из монастыря. И это мне понятно. Но вот я, как простой любитель истории, могу показать в своих статьях ряд этих схем и противоречий. Мое мнение не научное - субъективное. А показанная информация, возможно, облегчит поиски основателей для многих исследователей своих родов.
Особенности архивных документов Темниковского уезда.
Стоит отметить ряд особенностей и отличий документов, в первую очередь, ревизских сказок, составленных писцами Кадомского и Темниковского уезда до их слияния.
Общим для обоих уездов является то, что Ландратские переписи показали только небольшое количество дворов и их хозяев (у татар - с фамилиями), т.е. «верхушку айсберга». И мы помним, что это было вызвано общим «подворным» налогом, существовавшим еще в начале 18 века, по которому ясак собирался с каждого двора. Но все жители в те времена ответили на это своей смекалкой: несколько семейных дворов (изб) объединили в один большой двор, тем самым снизили бремя этого налога. В результате, сведения о жителях любого селения очень сильно отличались от реальной численности, которая затем, была показана в первых ревизиях, когда правительство ввело «подушный» налог.
А вот остальные особенности документов надо разделить по национальностям.
Существенно отличается между уездами первая ревизия 1723 года татарских селений. В Темниковском уезде в этой ревизии показаны все жители (мужские души) строго по дворам, и у хозяина почти всегда показана фамилия и сословие, а в Кадомском уезде фамилии хозяев встречались гораздо реже, и не всегда правильно указывалось сословие.
Но есть и нюанс в ревизиях Темниковского уезда, который часто ставил в тупик. В числе жителей татарского двора, иногда, проживали не члены этого семейного рода, например, зятья. Но это самый простой вариант, т.к. присутствует запись, что - это зять, и мы понимаем - не кровный родственник. Гораздо сложнее выглядит ситуация с братьями, дядями и племянниками.
Рассмотрим только одну категорию - «брат». Она имеет четыре разновидности: родной брат, двоюродный брат, сведенный брат и просто брат. Если с родством родного и сведенного брата вопросов не возникает, то остальные термины «братьев» часто приводят к недоумению: как отличить родного брата от просто брата? Почему некоторым пишут «его родной брат», а другим делают запись просто - «его брат». Но самыми сложными оказались двоюродные братья. Кажется, что все тут понятно – их отцы родные братья, и у них общий дед. Но как выяснилось в процессе исследований, этот термин применяли и в других ситуациях.
Дело в том, что иногда, в большую и богатую семью приходили жить различные родственники по женской линии, например, братья матери или своей жены, и естественно, они принадлежали другому роду, т.е. между хозяином семьи и этими родственниками кровного родства не было. Но писари ревизских сказок не пытались разобраться в этих семейных хитросплетениях и сложных для понимания (даже, сегодня) названиях. Поэтому они, зачастую, соединяли всех, не очень близких родственников, терминами: «двоюродный брат», «двоюродный дядя» или «двоюродный племянник». Неопытного исследователя своего древа эти виды родства могут сильно озадачить, при этом, фамилий у «примкнувших» к семье не показаны, а значит, есть большая вероятность составить свою родословную неправильно. Но когда начинаешь изучать каждую ветвь в отдельности, от начала и до появления фамилии, то становится очевидным полное отсутствие кровного родства.
Другой важной положительной особенностью первой ревизии татарских селений Темниковского уезда, было то, что после перечисления всех членов семьи двора, сразу же добавляли сведения о новорожденных и убылых из этого двора.
А еще очень удивила малочисленность такого сословия среди татар, как новокрещены. Их не просто мало, а всего не более десятка семей. Что не идет ни в какое сравнение с количеством новокрещен из татар, проживавших в Кадомском уезде.
Казалось бы, что эти же писари Темниковского уезда должны были также составить и первую ревизию для мордовских селений!? Но все оказалось … гораздо сложней.
Когда я впервые пролистал Ландратские переписи мордовских селений, кстати, показанных зачем-то в своих книгах рядом вышеперечисленных историков, изучавших мордву, то я испытал предвкушение удовольствия от будущих составленных родословных – все жители в них были написаны с языческими именами (фамилий в те времена жители еще не имели), что было редкостью для документов Кадомского уезда. Я был уверен, что эти имена помогут с легкостью объяснить появление столь своеобразных фамилий у мордовского населения.
Кстати, наличие во всех мордовских селения в этот период времени языческих имен, говорит только об одном – христианство в начале 18 века до этих мест еще не дошло. А если и присутствовало, то больших успехов не добилось, т.к. новокрещены в этих селениях хоть и встречались, но в крайне малом количестве.
А еще начальные переписи показали, что у некоторых мордовских мужчин в 17 веке было очень много детей, и это меня озадачило. Но разгадка оказалась простой: историки показали, что некоторые ясачные мордовские крестьяне жили достаточно богато и могли позволить себе иметь несколько жен. Но с приходом христианства на мордовские земли эти обычаи стали искоренятся православными священниками.
Внося сведения из переписей 1712 – 1716 годов в основание родословных, я знал, что они показывают только членов семьи хозяина большого двора, и был уверен, что эти же люди, несомненно, окажутся в первой ревизии. И тут пошли первые «странности»: во многих селениях сведения из Ландратской переписи и первой ревизии расходились.
Такое впечатление, что в Ландратской переписи этих селений показали одних людей, а в первой ревизии совершенно других. И только несколько семей пересекались в обоих документах. Точно такая же ситуация была с хозяевами дворов, показанных в переписных книгах 1678 года. Их также крайне тяжело соединить с последующими переписями. И, на мой взгляд, объяснение этому есть – это внутриуездные миграции населения.
Хозяева большинства мордовских семей первых переписчиков, у которых стояла задача учесть дворы для взыскания налога (ясака), встретили (хоть и не радостно) и состав дворов показали и даже не скрывали изменения в семьях. Но при первых признаках появления новых переписных комиссий, задача которых стояла взыскать уже подушный налог, просто взяли и ушли в свои леса. А затем оттуда, по прошествии некоторого времени, они могли вернуться в родную деревню или перейти на жительство в новое селение.
Теперь мы уже знаем, что давление властей (учет населения для взимания ясака) совместно с миссионерской деятельностью православных священников, потихоньку заставляли людей все же из леса выходить, легализоваться, т.е. принять крещение, получить свои земельные наделы и жить в своих селениях по новым канонам и традициям. Этот процесс, как мы помним, растянулся на несколько десятилетий. К примеру, в Кадомском уезде он закончился к третьей ревизии 1762 года. А вот в Темниковском уезде все эти события прошли гораздо позже и тяжелее.
Первая ревизия 1723 года мордовских селений показала в три-четыре раза больше жителей, и 99% из них имели только языческие имена. Наличие дела по убылым после первой ревизии надежды на углубленно составленные родословные укрепило. Но все рухнуло, как только пришлось изучить вторую, третью и последующие ревизии. Одна проблема сменяла другую. При этом мордовские селения пришлось разбить по категориям сложности в изучении.
Первая категория включает в себя селения Темниковского уезда, где писари вторую ревизию составили только с применением христианских имен, без всякого пояснения, какое человек носил имя в первой ревизии, и какое ему дали имя после крещения.
Вот перед вами наглядный пример.
Татары и мордва в архивных документах Темниковского уезда - 973865778678
Татары и мордва в архивных документах Темниковского уезда - 973865778678
  • Класс!22
Эдуард Сюндюков
последний комментарий 5 августа в 08:06

Родословные Белюковых (Билюковых) и Узбяковых

«О татарском населении Пургасова, я нашёл подтверждение в Кадомских писцовых книгах 1614 года. … На мой вопрос в группе Пургасово, помнит кто рассказы стариков о татарах, живущих когда-то в деревне? В ответ – тишина…». Это выдержки из статьи краеведа Пичугина С.А., где он попытался найти истоки возникновения села Пургасово, и что-то узнать о жизни проживавших в нем татар.
Думаю, надо помочь автору.
Когда я писал свою статью о жителях села Бутаково, смело заявил, что Белюковы (как и Разгильдеевы) из этого села родственны Белюковым из села Пургасово. Прошло уже несколько лет, а подтвердить или опровергнуть эти слова не удается, и причина только одна – нет дополнительной информации. Пересмотрел много грамот и писцовых книг, но найти кого-то, имеющего фамилию Билюков или Белюков, так и не получилось, ну ни одного упоминания.
Книга И.Р. Габдуллина «От служилых татар к татарскому дворянству» показала только одного служилого татарина Сюнбая мурзу Нагаева сына Билюкова, который был зафиксирован в 1721 году в Симбирском уезде.
Возможно, кто-то из потомков этого рода скажет: «А с чего вы решили, что это, вообще, татарский род? Может он произошел от русского крестьянина, удачливого охотника на зимних зайцев?!». Нет, не может. Несмотря на то, что оба основателя Белюковых из Бутаково и Пургасово впервые были показаны как однодворцы, было указано, что они новокрещены, и их отчества, при этом, записаны как мусульманские и татарские. Но … эти отчества никак не связаны между собой, а значит утверждать, что это единый род - пока нельзя.
Есть и другие доказательства. Например, в статье «Разборный список Кадомских служилых татар 130-го (1621/22) г.» (публикация А.В. Белякова) показаны Мамеш мурза Иванов сын Белюков, Килмамет мурза Иванов сын Боликов и Байбулат мурза Иванов сын Болюков, что говорит о существовании не просто татарского рода, а, даже, мурзинского. И что интересно, они записаны как однодворцы. Надо просто найти промежуточные персоны, и все связи сразу станут понятными.
Стоит отметить, что оба основателя показаны в Ландратских переписях 1713 года своих сел, а значит, с большой долей вероятности, они, как минимум, прибыли в селения в начале 18 века или до этого времени.
И еще, с 1834 года все потомки этих родов из сословия однодворцев были переведены в казенные (государственные) крестьяне.

Родословная Белюковых из села Бутаково

Основателем рода Белюковых из села Бутаково был однодворец, показанный, также, и в первой ревизии 1723 года, Андрей Ишелеев сын Белюков, у которого было четверо сыновей. Двое из них умерли в младенчестве, а старший Иван (1718-1785) и младший Захар (1723-1800), продолжили свое развитие.
Как это ни странно, но ветвь Ивана Андреева дальше своих сыновей и внуков не продвинулась, а странность в том, что все они стали рекрутами.
Ветвь Захара Андреева постигла участь не лучше: из пяти его сыновей трое умерли в молодом возрасте, не оставив наследников. И только Иван Захаров (1745-1824) и Василий Захаров (1750-1801) смогли пройти через «бутылочное горло» рода.
Ветвь № 1 потомки Ивана Захарова.
Примечательно, что пройдя через узкое место развития своего древа, почти все потомки Ивана Захарова оказались достаточно плодовитыми. Да и у самого Ивана Захарова было две дочери и четыре сына: Иван (1774-1798), Александр (1778-1857), Фрол (1782-1831) и Яков (1786-1864).
1.1 – потомки Ивана Иванова
Иван Иванов прожил всего 24 года, и у него родился только единственный сын Максим (1791-1825), а затем появилось три внука: 1) Клим (1819 г.р.), 2) Евсей (1821 г.р.) и Игнат (1825 г.р.) Максимовы дети.
1) Потомки Клима Максимова.
Родословные Белюковых (Билюковых) и Узбяковых - 968253954550
  • Класс!11
Эдуард Сюндюков
последний комментарий 19 мая в 19:14

Старинные фамилии жителей города Кадома

Причастность - это когда кто-то имеет
некоторое отношение к чему-то.
Сопричастность - когда кто-то поддерживает
какое-то дело, болеет за него душой,
старается оказывать помощь.
Словарь.
Исследуя мордовские и татарские рода, проживавшие на территории Кадомского уезда, я просто обязан рассказать о жителях некогда «заштатного города» Кадома - столицы этого уезда, в котором, в основном, жителями были русские люди.
Старинные фамилии жителей города Кадома - 968953063158
  • Класс!8
Эдуард Сюндюков
последний комментарий 8 мая в 11:08

Жители села Шокша Темниковского уезда (ныне Теньгушевский район Республики Мордовия)

Село Шокша достаточно исследовано многими историками и этнографами, которые предполагают, что данное поселение основано в 16 веке. Возникло оно как сторожевая деревня на речке Шокша, в составе, который были «сторожа»: татары и мордва из Кадома и Темникова. Состав же первых поселенцев в 1614 году показан «По Кадому книга описи мордовским дворам …»: «(Дрв) Шокша, на реке на Мокше: Богдашко Олексов, Федька Акчюрин, Митя Московов, Налдюш Атюшев, Акамай Парушев, Тарка Вещеватого , Мардемас Атюшев, Мирян Акчюрин, Чекай Ибакаев, Кулушка Баев, ставитца вновь, бобыль Назарко Григорьев, русак, да три двора мордовских пустых. И всего живущих мордовских пашенных одинатцать дворов, да двор бобыльской, а людей в них тож. Пашни пашаные, добрые земли…». Это говорит о том, что жителями в данной деревне, после переноса границы Московского государства на юг и восток, остались мордовские ясачные крестьяне, которые относились к Чепчерянскому беляку и обязаны были исполнять натуральную и денежную повинность. Но первые поселенцы не просто мордва, а по утверждению этнографов, мордва-шокша, т.е. отдельная, мало изученная, этническая группа эрзян.
Вся история тогда еще деревни Шокша один в один похожа на историю деревни Мелсетево. Местные жители, не поднимая бунтов, уже в 17 веке официально приняли «веру греческого исповедования», и каждый житель имел православное христианское имя, но …, скрывая от властей и церкви, все они продолжали молиться своим языческим богам. Ситуация начала меняться только со строительством местной деревянной Николаевской церкви в 1797 году, и уже к 1811 году деревня Шокша была переименована в село, и жители стали «добрыми христианами».
За сто лет до строительства церкви первая Петровская Ландратская перепись по учету населения показала, что это поселение состоит из двух деревень: Старая Шокша и Новая (Мордовская) Шокша, в которых насчитывалось не больше десятка дворов ясачных новокрещен из мордвы. А во времена первой ревизии 1723 года эти деревни были объединены в единую Шокшу. Неподалеку располагалась деревня Русская Шокша (ныне Рязанка), в которой проживали русские крепостные крестьяне помещика, дворцового стряпчего Борновалокова. Но есть еще сведения в грамотах 17 века, рассказывающие о существовании небольшого селения Татарская Шокша, которое к началу 18 века перестало существовать.
По результатам первой ревизии в объединённой Шокше насчитывалось 28 дворов, в которых проживало приблизительно 150 мужских душ. Но к 1745 году численность мужских душ резко сократилась и стала всего 117 мужских душ. Без всякого сомнения, большая часть населения просто скрылась в окружающих в те времена деревню дремучих лесах. Стоит отметить, что жители Шокши успели спрятать своих новорожденных детей еще до окончания первой ревизии. И когда дети уже выросли, заимели свои семьи, им необходимо было легализоваться, чтобы построить свои дома и получить свои пашенные земли. Третья ревизия рассказывает, что в 1754 году, по указу Шацкой Провинциальной Конторы, к деревне Шокша было приписано 28 этих молодых семей, численность поселения возросла и стала составлять 450 человек, из них 236 мужчин. По результатам шестой ревизии 1811 года село уже насчитывало около 900 жителей в сословии ясачных крестьян, а к 1862 году это число удвоилось – 1872 человека государственных крестьян, из них 907 мужского пола.
В отличие от деревни Мелсетево, стремительный рост населения села Шокша происходил за счет внутренних резервов и совсем не связан с внешним притоком. Вообще, надо отметить ряд особенностей местных жителей. Во-первых, в 17 – 18 века, и даже включая начало 19 века, свадьбы мужчин происходили в 12-14 летнем возрасте, а иногда и ранее, и это было нормой! Жены, при этом, на 5-7 лет были старше своих мужей. В середине 19 века соотношение возрастов сравнялось, и к концу этого века мужчины при бракосочетании стали старше своих невест, да и свадебный возраст все же увеличился. Во-вторых, ранние браки приводили к ряду последствий. Например, если в других деревнях за сто лет насчитывалось 4-5 поколений, то в селе Шокша 6-8 поколений. Это, еще при высокой рождаемости, очень влияло на численность населения, и сдерживающим фактором была только высокая смертность жителей. И не только детская смертность, но и, в первую очередь, умирало очень много женщин из-за большого количества родов. Мужчины в те времена также недолго жили, в среднем не более 50-60 лет, но потеряв свою жену, уже через 1-2 месяца женились повторно, а то и в третий раз. Конечно, в каждой семье было около двух десятков рожденных детей, но доживших до своего свадебного возраста, оставалась только половина. Третьей особенностью жителей Шокши были мужчины. Из ревизских сказок видно, что на село был наложен достаточно большой наряд на рекрутов в армию, и молодые парни, независимо от семейного положения, забирались на службу. Но что интересно, этот отбор проводился сельским сходом, и по его решению уходили иногда семьями, т.е. два, а то и несколько братьев. Как следствие, есть несколько родов, которые из-за таких решений прекратили свое существование в селе. Но со временем, на общем сходе было решено в армию отправлять только женатых, и обязательно имевших хоть одного сына. И что еще удивляет, очень многие рекруты после службы возвращались домой в сословии отставных солдат, со всеми своими льготами.
Этим мужские особенности не заканчиваются, т.к. в селе были негласные (а может, и гласные) правила. Первое: все мужчины, помимо своих имен, имели прозвища или клички, которые играли большую роль в образовании фамилий. Причем, зачастую, в большом роду, где все имели общую фамилию и обладали достаточно глубокой памятью о предках, кто-то из потомков, вдруг, оставлял себе фамилию по прозвищу своего отца или деда. Второе: если в семье рождались только девочки, а это не было редкостью, то тесть отдавал свое наследство тому зятю, который брал его фамилию, и зятья это правило строго соблюдали. И третье правило: приемный сын (приемыш), если были известны его родители, всегда оставался с фамилией и отчеством своего биологического отца. А вот «подкидыш», чьи родители не известны, усыновлялся и получал отчество и фамилию от своего приемного отца. Гораздо сложнее была ситуация с пасынками, которые в большом количестве были у «солдаток» - жен, рекрутированных в армию мужчин. У вышедшей повторно замуж «солдаток», пасынки в малолетнем возрасте становились полноценными членами семьи, как и все родные сыновья отчима. В тех случаях, когда пасынки были достаточно взрослыми и помнили своего отца, они оставляли себе его фамилию и отчество.
Утомленный перечислением этих правил читатель с укором скажет, что зачем ему это надо знать! А знать надо, т.к. эти особенности привели многие ветви, имеющих одну фамилию, к ситуации, что на деле их родственники не являются им кровнородственными. Т.е. ДНК-анализ покажет, что они имеют совершенно разные гаплогруппы или гаплотипы, и потомков таких семей в селе очень много: вроде одна фамилия, а ДНК – разное.
Вообще, говоря, о фамилиях жителей Шокши, надо отметить, что их в селе насчитывается 77, а родов всего 18-20. Из этого числа фамилий у одиннадцати не удается достоверно уточнить, к какому роду они относятся. И причина проста, т.к. новорожденных основателей этих фамилий родители спрятали еще до окончания первой ревизии (а кто они – неизвестно), и официально их причислили к селу только в 1754 году, то установить их родителей, а значит и их первоначальный род, возможно только вероятностным путем – перебирая имена их возможных отцов, живших в первую ревизию. Но об этом чуть позже. Кстати, все фамилии, которые будут перечислены в этой статье, возможно, в наши дни пишутся и звучат чуть по-другому, чем те, которые были записаны писарями тех веков.
Еще что стоит отметить: в каждом роде (древе) много ветвей, и зачастую, эти ветви имеют разные фамилии, и иногда тяжело определить, какая фамилия в роду основная - древообразующая. Поэтому, чтобы показать родословную картину села Шокша, а это могучие дубы, будем нумеровать рода, как порядковые номера древ, рассказывая про все фамилии, какие там есть и их родственные связи. Главное, надо помнить, что все эти основатели родов не являются корнями в 1723 году, а всего лишь ветви-верхушки, возможно, пяти–шести основных древ, идущих от первых жителей села, показанных в 1614 году.
И последнее, все ли жители села Шокша имеют мордовские корни и национальность? Ответ – нет. Есть один русский род. Возможно …, наверно …. Во всяком случае, предполагая из документов. И это не потомки «бобыля Назарко Григорьева, русака». Только ДНК-анализ все покажет! Сделайте его, если будет возможность, и сообщите.
Все исследования проводились от Ландратской переписи до десятой ревизии 1858 года.
Древо №1
В этом роду древообразующей фамилией являются Катыревы (Каторевы, Которевы), и основоположником был Никита Кондратьев (1657-до 1723) с тремя своими сыновьями: Петром (1673-1769), Михаилом (1703-до 1745) и Василием (1713-1763). Но только Петр и Василий стали продолжателями древа. И, казалось бы, что эта фамилия прочно вошла в память всех ее потомков, но ….
Потомки Петра Никитина от первой жены.
Жители села Шокша Темниковского уезда (ныне Теньгушевский район Республики Мордовия) - 969265295606
Жители села Шокша Темниковского уезда (ныне Теньгушевский район Республики Мордовия) - 969265295606
  • Класс!39
Эдуард Сюндюков
последний комментарий 2 мая в 00:50

Родословные Байтеряковых и Байковых Кадомского уезда

Верки — деревня в Кадомском районе РО на левобережье реки Мокши. В 17-18 веках деревня называлась Вереки, Верик и Верьки, и первые упоминания о ней были показаны в середине 17 века. По третьей ревизии 1762 года в ней стояло 29 дворов с населением 178 человек, в основном состоящих в сословии мурз и служилых татары, часть населения, русские, были крепостными Кильдишевых. Со второй половины 18 века деревня непрерывно расширялась и стала распадаться на несколько новопоселений, в каждой из которых жил свой род: Большие, Малые и Средние Верки, Старые и Нижние Верки, а также Бегаево, Байково, Звягинки и Курманово. Но в первой четверти 19 века все эти новопоселения объединились, образовав одно сельцо.
По подворной переписи 1882 года в Верках было 50 дворов, в которых проживало 314 государственных крестьян, из них 12 грамотных, учащихся 12. Они владели 1163 десятинами удобной надельной земли и 177 десятинами собственной. В 1914 году в Верках было уже 513 человек, имевших 1227 десятин земли, и стояла татарская школа.
По сведениям переписи 2010 года в деревне Верки осталось всего 8 жителей. Это судьба подавляющего большинства татарских селений, находящихся некогда на территории Кадомского уезда.

Родословная Байтеряковых

Все источники, без исключений, рассказывают о Байтеряковых только одну историю, взятую из книги В.В. Трепавлова «Княжеские роды ногайского происхождения»: «Байтерековы (или Байтеряковы) (первый род, мурзы). Из ногайских татар. В родстве с князьями Урусовыми, Юсуповыми и другими династиями потомков эмира Идегея. Ведут свой род от Байтерека (Байтеряка), третьего сына правителя Ногайской Орды Дин-Ахмеда. Байтерек в конце XVI в. занимал должность нурадына в Ногайской Орде. Его сыновья Гази, Али, Ака и Курмаш остались в мусульманской вере. Православие, а вместе с тем и княжеский титул, начиная с 1630-х гг. приняло несколько представителей рода. По дворянским родословным книгам род Байтеряковых числится угасшим к началу XVIII века».
Добавлю, что эта родословная выглядит таким образом:
Идегей - Нур ад-Дин – Муса - Шейх-Мухаммед, Саид-Ахмет, Юсуф (от него пошел род Юсуповых), Исмаил;
От Исмаила Юсупова - Мухаммед, Дин-Ахмед, Урус (от него пошел род Урусовых), Динбай;
От бия Дин-Ахмеда Исмаилова - Ураз-Мухаммед, Дин-Мухаммед, нурадин Байтеряк - от него пошел род Байтеряковых.
На сайте ufagen.ru пользователь с ником Timerbek историю рода Байтеряковых дополнил: «Ни один из сыновей (Байтеряка) не перешел в православие и поэтому не получил княжеского ранга. Известно лишь, что 18 октября 1616 г. Гази б. Байтерек прибыл в Астрахань и шертовал царю перед находившимся там московским дворянином Андреем Хохловым. Кроме того, сохранилось известие о крещении в Астрахани под именем Дмитрия «ногайского князя Урак-мурзы Байтерекова» 19 декабря 1633 г. А в 1636 г. обратился «в православную в крестьянскую веру» у астраханского воеводы некий Иван Байтереков.
Князь Дмитрий (Урак) Байтереков переехал в Москву, где получил годовой оклад в 80 рублей и еще 60 рублей «подъемных» «для его иноземства и выезду, на дворовое строенье». Данных о его потомстве нам не встретилось.
Продолжение династии Байтерековых в России связано с именами внуков Байтерека – Григория Алей-мурзина и Михаила Казы-мурзина (их ногайские имена и время крещения неизвестны), которые под 1656/57 и 1667/68 гг. значились в Боярских книгах как московские дворяне; они занимали это положение до 1670-х годов. Князья Юрий Григорьевич и Яков Григорьевич Байтерековы в 1670-х годах служили стряпчими, а в следующем десятилетии стольниками. В самом конце XVII в. трое князей Байтерековых владели населенными имениями…».
Но в любой версии все сходятся на одном – дворянский род Байтеряковых угас. Через некоторое время Байтеряковых обнаруживают в деревне Верки Кадомского уезда, и появляется запись: «Байтеряковы (второй род). В XVI в. поместья служилых татар Байтеряковых находились в нижнем течении р. Мокша. В начале XVIII в. проживали в д. Верки Кадомского уезда».
Интересно получается: один род угас, а другой появился. Ну и что, что первый род состоял из мурз и князей, а второй – из служилых татар?! Мы видели и не такие переходы из одного сословия в другое. Тут надо разобраться, тем более, показаны сыновья Байтеряка: Гази, Али, Акай и Курмаш, а еще были и внуки.
Но найти какие-либо документы или грамоты, связанные с Байтеряковыми, мне пока не удалось, хотя был соблазн найти что-то общее с Битеряковыми из Новоселок. И только «Выпись поименная мурз и татар по Кадому» 17 века выделяет одну персону - А(к)булата мурзу Акаева сына Байтерякова. И сразу видно, что его возможным отцом, мог быть Акай Байтеряков, а значит, уже есть возможное продолжение этого рода. Осталось только связать его с основателями Байтеряковых деревни Верки.
Ландратская перепись и первая ревизия этой деревни показывают нам три двора Байтеряковых, и между ними есть родственная связь.
Двор (1) – служилый татарин Бектемир Уразмаметев (1656- до 1745) и его два сына: Курамша (1709- до 1745) и Бермелей (Борюк) (1717-1760). Стоит сказать, что дети Бектемира не смогли продолжить свои ветви, т.к. у обоих не было своих сыновей.
Двор (2) – двоюродный брат Бектемира, служилый татарин Ишмамет Уразбахтеев (1660- до 1745) со своими сыновьями.
Двор (3) - двоюродный брат Бектемира, служилый татарин Араслан Келмаметев (1658- до 1745), его два сына: Кандияр (1698- до 1745) и рекрут Бектемир (1738 г.р.), и внук Мухамет Кандияров (1720-1748). К сожалению, и эта ветвь не получила своего развития, т.к. Мухамет умер в молодом возрасте, не оставив потомков.
Итак, стали известны новые имена: Уразмамет, Уразбахты и Ке(и)лмамет, все они родные братья между собой. Но кто их отец? Пока, это не установлено. Но если, вдруг, окажется Акбулат, то все ветви соединяются в одно единое древо Байтеряковых. Остается только ждать поиска и перевода новых грамот, в которых прозвучит эта фамилия.
А мы продолжим изучать Байтеряковых в деревне Верки. Надо отметить, что на самом деле, Байтеряковы жили не только в Кадомском уезде, в 1833 году многие семьи этого древа из деревни Верки переехали в деревню Шланлыкуль Уфимской губернии. И о потомках этих ветвей рассказано в книге М.У. Сюндюкова «Буздякские корни».
Как видим, единственным продолжателем рода Кадомских Байтеряковых стал служилый татарин Ишмамет Уразбахтеев сын Байтеряков, у которого было 6 сыновей, но древо продолжили далеко не все.
Давлетмамет Ишмаметев (1706-1748) прожил 42 года, но сыновей у него не было. Надорша Ишмаметев (1718 г.р.) был рекрутирован в армию и домой не вернулся. У Абдрахмана Ишмаметева (1716-1775) родился единственный сын Аделша, но умер в пятилетнем возрасте. У Шиголея Ишмаметева родилось трое сыновей: Мухай, Мусал и Исянбулат, но младшие сыновья умерли в детстве, а старший, Мухай Шиголеев (1755-1814) оказался бездетным.
И только у двоих сыновей Ишмамета: Шабана и Нуркая, ветви продолжились.
Ветвь №1 потомки Шабана Ишмаметева
У Шабана Ишмаметева (1693-1774) было двое сыновей: Вялша (1720 г.р.) и Усеим (1737-1768). Веточка Вялши Шабанова, принявшего крещение под именем Мартын Алексеев, не получила своего развития, т.к. его единственный сын Епифан (1761-1765) умер в малолетнем возрасте.
У Усеима Шабанова тоже был единственный сын Мурат (1766-1812), который получил образование и был назначен указным муллой мечети деревни Верки. У муллы Мурата Усеимова родилось шесть сыновей, четверо из которых, после смерти отца в 1833 году переселились в деревню Шланлыкуль Уфимской губернии. Это: Рахмет (1795 г.р.), Исвярь (1802), Вахит (1808), Аббяс (1814) Муратовы дети.
Сыновья Рахмета (Рахметуллы) Муратова.
Родословные Байтеряковых и Байковых Кадомского уезда - 967654141686
Родословные Байтеряковых и Байковых Кадомского уезда - 967654141686
  • Класс!8
Эдуард Сюндюков
последний комментарий 26 апреля в 15:50

Жители села Широмасово Темниковского уезда (ныне Теньгушевский район Республики Мордовия)

Все исследования жителей мордовских сел и деревень Кадомского (затем, Темниковского) уезда показывают только одно: не смотря на их общую историю возникновения и развития, одинаковые традиции и обычаи, двух похожих поселений просто не бывает. А село Широмасово, вообще, кардинально отличается от всех рядом стоящих сел и деревень. Предание утверждает, что название-антропоним восходит к дохристианскому имени Широмас, что вполне может быть правдой.
Писцовая книга мордовских сел Кадомского уезда 1614/1629 года рассказывает, что деревня Широмасово в эти времена уже существовала и относилась к Чепчерянскому беляку. Состав первых поселенцев в книге описан так: «(Дрв) Широмасова, на речке на Симеле: Кижан Чиндяпин, Агушь Параев, Канбур Худяков, Далгуш Сакаев, Тота Молачкеив, Отюш Кирдяпин, Чебак Киняпин, Видяш Нагаев, Комай Селвышев, Кулузян Видяев; да бобыльских дворов: вдова Налева мордвинова жена Тотарова, Жданко Карпов, литвин; да шесть дворов пустых мордовских… Пашни паханые, добрые земли… Сена по реке по Симелейке и около поль двесте копен. Лес большой. Посопного хлеба з живущих по две чети ржи, овса тоже … Бортник Божен Кичемасов, медвянова оброку плотить ему полпуда, ясаку 3 алтына 2 денги, в куницу тож, с рыбной лови 4 алтына, посопнова хлеба четь с четвериком ржи и овса». И сразу видно, что среди этих жителей нет никого, кто бы имел отчество Широмасов. А значит, и эта, поначалу, деревня возникла гораздо раньше указанных дат.
Ряд различных историко-статистических церковных сборников по Тамбовской губернии рассказывают, что еще в 1685 году вплотную к деревне Широмасово была построена деревянная церковь Николая Чудотворца или как ее еще называли - Никольская церковь. Сразу же был определен ее штат, в который входили: два священника (плюс у одного из них еще родной брат), дьяк и пономарь, и все они имели свои большие семьи, которые обслуживали несколько церковных крестьян. Естественно, с этого года эти поселения были объединены и получили статус села. В Ландратской переписи, а также в первой ревизии 1723 года, это село называлось Никольское Широмасово Тож. Должен отметить, что именно построенная церковь и живущие в этом селе священники оказали огромную роль на принятие христианства жителями Широмасово, но главное, на формирование их образа жизни и традиций. Можно утверждать, что с момента первых богослужений в этом сельском храме ясачные крестьяне-язычники разделились на два непримиримых лагеря: первые - приняли христианство и убедили свою близкую родню, что это надо сделать, и, конечно, не сразу, но уже через несколько лет они стали настоящими православными христианами. Второй лагерь - полностью состоял из тех, которые даже не пытались объявлять войну первым или в чем-то их переубеждать, они просто оставили пустыми свои дворы в Широмасово и ушли в лесные избы.
Перепись 1714-1717 годов показывает, что в селе Широмасово семьи первых новокрещен проживали всего в 17 дворах, при этом, почти с десяток дворов пустовало, но имена их хозяев были известны. Первая ревизия, как мы знаем, проходила в три этапа, и ревизионные писари, используя свой опыт и информацию от местной церкви, которая всегда контролирует свою паству, провели перепись сначала в 1719, затем в 1721, и наконец, в 1723 годах. Каждый раз они сравнивали результаты живущих по дворам людей и выискивали новых, не зарегистрированных, при этом этот список все расширялся и расширялся. И, в конце концов, писари перестали указывать понятие двор и какие-либо родственные связи, а просто вносили всех мужчин и их сыновей общим «столбиком», указывая, что они вернулись «из бегов». А раздел первой ревизии за 1723 год, вообще, состоял только из перечня малолетних мальчиков в возрасте от полугода до 7 лет в огромном количестве, и, конечно, никакой информации об их отцах. Общий итог этой ревизии гласил, что в селе проживают 190 мужских душ.
Вторая ревизия 1745 года не просто не выявила новых жителей, а даже просто пропустила большое количество мужчин, числившихся по первой ревизии, и как всегда, многих причислила к умершим, показав общий итог – 102 мужских души. Все это говорит только об одном: власти никак не могли переломить ситуацию по выявлению и учету людей. А вот церковь, в свою очередь, пыталась все же убедить язычников принять христианство, вернуться в село, узаконить свои земельные наделы и начать вести христианский образ жизни. И … им это удалось, и надо отметить, не без помощи первых новокрещен. Кстати сказать, первыми убежденными православными христианами стали семьи основателей таких родов как Александровых, Журкиных, Бараевых-Чавкиных, Назаровых, Будановых, Миловановых, Золотовых-Нагаевых, Фроловых, и в первую очередь, Бойновых. Из ревизских сказок видно, что эти жители как-то настойчиво влияли на свою прятавшуюся в лесах родню, которая прислушивалась к их мнению, верила и приходила жить в село, а уж за ними потянулись и все остальные.
Третья ревизия 1762 года, фактически, разбита на шесть условных разделов. Первый раздел, это те дворы и семьи, которые никуда не прятались и все прошли через первые ревизии (смотрите вышеперечисленные фамилии). Второй раздел, это жители, выявленные в ходе первой ревизии в 1721 году или вновь прибывшие в село: Захаровы, Посниковы, Черентаевы, Сурковы и Соколовы. Тут стоит сказать, вернее, уточнить, что они прятались в лесах еще в 1719 году, но в 1721 эти семьи приняли христианство и вернулись в село. Третий раздел, это малолетние дети 1721 г.р., имена которых находились в графе «за малолетством в окладе не положено», это можно перевести на современный язык так: при их рождении они не подлежали налогообложению по возрасту. Имена этих детей в первой ревизии находились параллельно столбцу, в котором просто перечислялись (не по дворам) прибывшие «из бегов» мужчины. Определить, кто родители (отцы) этих малолетних детей, было крайне тяжело, и только потом, через 90 лет, когда были озвучены фамилии их потомков, удалось узнать, к каким родам часть из них относилась. Но среди них оказались, и основатели новых древ и фамилий села. Следующий раздел – это «приписанные после 1745 года», т.е. они не были показаны ни в первой, ни, даже, во второй ревизиях, а это 11 семей. Еще раздел: «утаенные и заявленные после 1753 года». И последний – «незаконнорожденные», да-да, есть в Широмасово и такой род. Стоит отметить, что далеко не все рода смогли продолжить рост своего древа: какие-то «зачахли» уже до третьей ревизии, а ряд родов «дотянули» до 9 и 10 ревизии, но затем, их рост резко оборвался, и не удалось даже узнать их родовую фамилию. Кстати сказать, фамилии жителей села Широмасово впервые были написаны в период 9 и 10 ревизий. Озадаченный такими подробностями, читатель скажет: «А зачем нам это надо знать?». Как ни странно, но это оказалось важным, т.к. возникновение всех древ (родов) села Широмасово произошло именно по этим разделам, и потом добавились еще семьи, которые были приписаны к селу в 19 веке.
Итоги третьей ревизии в конце, почему-то, не были подведены, но самостоятельный подсчет выявил, что в селе уже проживает 226 человек мужского пола. Пятая ревизия 1795 года показала численность в 732 человека, в т.ч. 340 мужчин, в 1834 году в селе уже насчитывалось 1022 человека. А в 1858 году количество жителей села Широмасово составляло 1058 чел., в т.ч. 515 мужчин, и это при том, что за последние 30 лет из села уехало очень много семей. Из статьи о жителях Мелсетево мы увидели, что в 1832 году 8 семей переехало туда из Широмасово, но в этот год еще 9 семей Широмасовцев было приписано к деревне Коломасово. А в 1857 году около 26 семей из разных родов, «по предписанию господина Елатомского Окружного начальника», были переселены на постоянное место жительства в Томскую губернию. В какие деревни и села, к сожалению, автору не известно. Известно, что проблема переселения крестьян в Сибирские земли перед правительством империи стояла уже давно. Перенаселение многих сел в Европейской части России достигало угрожающих результатов, что приводило к резкому сокращению земельных наделов. Поэтому было принято ряд указов и законов, которые регламентировали, откуда, кто, сколько и куда должен быть переселен. Одно из этих распоряжений коснулось и жителей села Широмасово. А в эти годы, как мы видим, численность населения этого села была больше, чем количество жителей других поселений, разве что, уступало селу Шокша и Теньгушево. И, недаром, еще в 20-х годах 19 века село Широмасово стало центром Старокадомской волости. Стоит заметить, что это массовое переселение говорит о том, что где-то живет очень много потомков этих переселенцев, а значит, у многих родов Широмасово есть кровные родственники с такими же фамилиями, возможно, находящиеся в Алтайском крае (это просто версия). Думаю, что любой заинтересовавшийся своим родом читатель, сможет найти эти селения, т.к. об этом в интернете достаточно много информации.
А в чем же кардинальное отличие жителей Широмасово от жителей других селений? И причем тут влияние церкви? Во-первых, видно из родословных, что подавляющая часть жителей Широмасово имели и знали свои фамилии еще с 18 века, но почему-то в 1811 году писари их не написали, как это было сделано в Нароватово. Многие родовые фамилии показывают, что почти все потомки запомнили языческие и христианские имена своих основателей, либо, за основу взяли прозвища этих основателей, что указывает на отличную родовую память. Более того, только в редких случаях мы увидим, что в родовых древах появились новые фамилии, т.е. они оставались верными своим родовым традициям. Да, есть такие древа, где ветви на начальном этапе разошлись от одного основателя с разными фамилиями, но и это редкость.
И все это не главное! Учитывая продолжительность жизни в те времена, многих жителей села можно назвать долгожителями. Правильнее сказать, если продолжительность жизни в других селениях составляла 50-60 лет, то в Широмасово и мужчины, и женщины жили до 70 лет, а то и более, и вы сможете это увидеть и подсчитать, когда будете рассматривать каждый род в отдельности. Например, один из основателей рода Соколовых поставил рекорд села – 102 года. Другим важным отличием является то, что почти все семьи в Широмасово жили одним браком! За весь 18 век было только 2-3 случая, когда мужчины женились второй раз, при этом они стали вдовцами после первой женитьбы в достаточно молодом возрасте. Третьих браков просто, вообще, не было. Ни о каких там сожительствах с солдатками и речи не велось, более того, большинство рекрутов, отслужив, возвращались домой к своим семьям. И всего только один случай незаконного рождения. Еще часто была замечена такая ситуация: если кто-то из супругов в пожилом возрасте умирал первым, то второй недолго оставался жить, а это говорит о глубокой любви и привязанности друг к другу, особенно, если прожили вместе очень много лет. Кстати сказать, эти браки не были заключены в раннем возрасте.
И это далеко не все особенности жителей Широмасово. Удивительно, но в этих семьях, где у мужа была только одна жена за всю его жизнь, рождалось много детей, и, в частности, мальчиков. Например, у Милованова Трифона Кириллова их было семь (не считая дочерей), и речь идет не просто о количестве рожденных, а рожденных и достигших совершеннолетия. В других семьях это число составляло 4-6 парней. И, конечно, это сыграло большую роль в росте численности населения села. Стоит заметить, что жители не создавали браки в пределах только своей общины, почти половина женщин была взята в жены из соседних сел и деревень, в т.ч. и из Мелсетево, Нароватово, Коломасово, Вечкидеево, Теньгушево и т.д.
Приемыши, подкидыши и, очень редко, пасынки, также были в семьях жителей Широмасово, причем, в первую очередь, приемные дети были в семьях потомков первых новокрещен. А вот передача наследства и фамилии от тестя к зятю произошла всего два раза за всю историю села, да и то, в вынужденной ситуации.
И последняя особенность: автору статьи ранее пришлось исследовать многие поселения, но такого разнообразия редких мужских имен как в Широмасово, видеть не приходилось. Уверен, что многие из них вы прочитаете в первый раз: Акиндин, Евстафий, Ефантий, Иов, Зоть, Китай, Тит, Сысой, Сосил, Евпол, Фотий, Аммос, Калина, Увар, Авакум, Герман, Варнава, Венедикт, Ксенофонт и Липат (Ипат).
Все эти особенности создают картину некой христианской идиллии, правильной или праведной жизни всех мирян села Широмасово, что, несомненно, указывает на огромное влияние церкви на семьи прихожан. И все, кто рано или поздно становился жителем села, в первую очередь последние язычники, вольно или невольно, но принимали эти правила и традиции «жития». И такой образ жизни длился более 100 лет почти до 1816 года, а после …. Трудно это как-то объяснить, но что-то стало меняться: все больше возникало вторых браков, а вот уже появились и третьи жены … Кое-кто решил изменить свою родовую фамилию, выросло число подкидышей, а у некоторых жен появились незаконнорожденные дети. Не думаю, что частные случаи надо обобщать, но ….
Впрочем, как всегда, давайте начнем рассказывать о каждом роде персонально. И не забудем предков жителей Мелсетево, которые родом вышли из Широмасово.
Род Александровых
Древо Александровых достаточно большое и ветвистое. Его основателем является Никулай Васильев (1669 г.р.), а фамилию этот род получил благодаря внуку Никулая, Александру Федорову (1711-до 1782).
Жители села Широмасово Темниковского уезда (ныне Теньгушевский район Республики Мордовия) - 969299479030
Жители села Широмасово Темниковского уезда (ныне Теньгушевский район Республики Мордовия) - 969299479030
  • Класс!17
Показать ещё