О Николае Ивановиче Пильщикове (1914-1983) я узнал из общения с замечательной журналисткой из Новосибирска Татьяной Эмих. «Собираю о нем информацию как о коллеге, хотя по времени мы с ним почти как на разных полюсах», - так написала она мне почти два года назад. И с грустью: «Вроде бы, жители села Нижний Шкафт чтут историю, гордятся ветеранами и героями, но вот Пильщиков, кажется, своим односельчанам неизвестен, хотя, как я поняла, фамилия еще встречается. Понятно, что увезли его с Пензенской земли ребенком, однако, нигде более он не обрел другой малой родины, и нигде его не приняли за своего…».
Нижний Шкафт - Новокузнецк
Сведений о начальных этапах жизни Николая Ивановича Пильщикова крайне мало. Известно, что родился он в 1914 году в Пензенской области, в селе Нижний Шкафт, где и прошли его первые детские годы вплоть до отъезда в Сибирь. Однофамильцев в селе и сегодня хватает, живут Пильщиковы и в столице, и в других регионах России. Правда, попытки найти родственников успехом не увенчались. Странно, ведь не Иванов - Петров - Сидоров, все-таки фамилия нечастая, но опрошенные мною Пильщиковы ничего об уехавших в Сибирь не знают. Или не помнят, или не хотят помнить.
Семья оказалась в Горной Шории, таёжном регионе, расположенном в южной части Кемеровской области. Сюда Коля Пильщиков попал вместе с отцом, музыкантом и последователем вероучения Толстого. По какой причине? Возможно, причина отъезда идейная - это толстовство отца. Непротивление злу насилием, всеобщая любовь и нравственное самосовершенствование, опрощение, отказ от алкоголя, табака и употребления мяса, отказ от военной службы - эти идеи последователи Льва Толстого пытались воплотить в реальной жизни. Когда после революции началась коллективизация, коммунисты стали ликвидировать толстовские сельхозартели одну за другой, а последователей Толстого клеймили как «наиболее вредную секту». Тогда толстовцы решили: всем желающим работать на земле собраться и переселиться в одно место, подальше от центральных властей, для «совместной коллективной жизни», в Сибирь. Люди даже не подозревали о кровожадности нового режима. «За контрреволюционную деятельность и организацию нелегальной коммуны» с 1936-го по 1940 годы арестовали и осудили 65 толстовцев, 24 из них погибли в лагерях.
Выжили те, кто сумел избегнуть участи репрессированных. В 15 лет Николай Пильщиков спустился на плоту в Кузнецк (ныне Новокузнецк Кемеровской области), решив начать новую жизнь. Учился в школе, писал стихи и очень много рисовал, да так, что ему доверили разрисовать стены Народного дома и оформить экспозиции историко-краеведческого музея.
Две страсти терзали юношу - небо и творчество. С 1934 он занимался в городском аэроклубе и работал художником газеты «Большевистская сталь». В 1935 году в Омске была издана его поэма «Песнь юности».
За оборону Ленинграда
С 1939 Николай Пильщиков обучался в Ленинградском институте живописи, скульптуры, архитектуры, но недолго. Затем служил в гражданской авиации Ленинграда.
С началом Великой Отечественной войны лейтенантом поступил в истребительный полк, славящийся чкаловскими традициями, в полк, из которого вышла тройка самых первых воинов, которым было присвоено звание Героя Советского Союза в Великой Отечественной войне: Харитонов, Здоровцев и Жуков.
В дни блокады Ленинграда военный летчик Пильщиков постоянно держал в своих руках и перо литератора, и кисть художника. Его работами о героическом сопротивлении ленинградцев, воспроизведенными литографическим способом, были оклеены стены домов на многих улицах и площадях израненного Ленинграда. За активную деятельность в период блокады Ленинграда художник-летчик по предложению А. А. Жданова в числе первых был награжден медалью «За оборону Ленинграда», которая по решению Ленсовета была изготовлена из золота.
Осенью 1941 года по решению политотдела Ленинградского фронта на основе портретов, сделанных фронтовыми художниками, издаются наборы открыток. Пусть серая бумага, плохая печать, сбитый шрифт, но каково агитационное воздействие! Наборами «Сталинские соколы на защите Ленинграда» бойцов награждали перед строем. В литографии Академии художеств с рисунков делали оттиски, ими оклеивали стены домов блокадного города.
В среде летчиков, знавших художника, не умирало поверье, что сделанный Пильщиковым портрет - предвестье большой удачи. Реальный факт: осенью 1941 года Петр Голиченков, снятый с военного учета по состоянию здоровья, получил от любимой девушки послание, сделанное на почтовой открытке с портретом Героя Советского Союза Петра Харитонова работы Пильщикова: «Будь таким же героем, Петя, как этот Петр». Петя Голиченков «сломил» сопротивление военкомата и добился направления на Северо-Западный фронт, где, кстати, воевал Харитонов. Он стал одним из лучших снайперов фронта. И когда Петра Голиченкова представили к званию Героя Советского Союза, он явился с предписанием командования изобразить героя-снайпера и издать портрет открыткой, что было художником немедленно и с удовольствием выполнено. Подобных случаев во фронтовой биографии художника было много.
За годы войны художник создал тысячи портретов. Среди них М. Девятаев, Ю. Гарнаев, Т. Фрунзе, П. Харитонов, П. Покрышев и другие летчики, удостоенные звания Героя Советского Союза. Это портреты на фоне самолетов, в кабине, в момент подготовки к вылету - улыбающиеся одухотворенные лица.
Высокую оценку творчеству Пильщикова дали в свое время поэты Николай Тихонов, открывший в 1942 году его вторую персональную выставку, и Александр Твардовский, друживший с ним в течение многих лет.
Старший лейтенант Пильщиков был награждён орденом Красной Звезды, медалями «За оборону Ленинграда», «За Победу над Германией».
Выше неба
В 1949 году Николай Иванович Пильщиков переехал в Москву и стал художником студии М.Б. Грекова, но вскоре ушел оттуда «в свободное плавание». Он рисует не войну, а мирную жизнь людей. На его картинах - поля, колосья пшеницы и очень много неба. Коллеги-живописцы с завистью отмечали дар Пильщикова изображать землю с высоты полета.
Его картина «Финский залив и Ленинград с высоты 3000 метров» в 1950 году вызвала фурор на выставке Академии художеств, считалось, что это первая картина в мире с высотным пейзажем.
Пильщиков - автор многочисленных портретов, пейзажей и книжных иллюстраций. Темы работ - воздушный флот страны и его герои. С 1960-х художник увлечен темой освоения космоса, интересны и романтичны его иллюстрации к книге «Космонавты живут на земле» (1971).
В послевоенное время Пильщиков не только пишет, но и много выставляется, он - участник всесоюзных выставок ветеранов Великой Отечественной войны в Москве, в Академии художеств (1950, Ленинград).
Ныне его произведения хранятся в Государственном Русском музее, музее истории Санкт-Петербурга, Государственном художественном музее Алтайского края (Барнаул), Новосибирском государственном художественном музее, в музеях Москвы, Украины, в частных коллекциях.
Экзюпери
Виктор Семенович Ёлкин, в книге «Живут в моей памяти», среди прочих оставил нам воспоминания о художнике и литераторе, военном летчике Пильщикове. В 1935 году, как следует из книги, молодой художник Николай Пильщиков, только что прибывший в Ленинград по путевке комсомола учиться во Всероссийской Академии художеств, нарисовал портрет Антуана де Сент-Экзюпери. Автор «Планеты людей» и «Маленького принца» в том году посещал Советский Союз, а 17 мая даже совершил полет на самолете-гиганте АНТ-20 «Максим Горький». Портрет, к сожалению, не сохранился, но не в этом дело. Образ человека, жизнь которого неотделима от неба и творчества, как нельзя лучше подходит и к нашему герою. Николай Пильщиков - тоже своего рода Экзюпери, потому что он тоже мог сказать: «В человеке я люблю свет. Толщина свечи меня не волнует. Пламя скажет мне, хороша ли свеча…».
Автор: Олег Ильин
#Историяродногокрая
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев