Утверждается, что в любом человеке взаимодействуют две силы: активная и спокойная, деятельная и пассивная, дающая и принимающая. И когда личность целостная - она умело распоряжается всеми парами своих возможностей, и ни одна из них не «пылится» ни на работе, ни в домашней бытовой рутине. Этим исключительным мастерством в совершенстве владеет героиня моего очерка, человек достаточно известный в никольском обществе, многогранная, увлеченная и увлекающая за собой женщина - Маргарита Федоровна Отливщикова, в девичестве Паниканова.
Папа Маргариты Федоровны - Федор Николаевич Паниканов оставил в никольском стеклоделии сочный, «огненный» след, воплотив из раскаленного хрусталя великолепнейшие изделия современного века, ныне украшающие не только витрины никольского музея стекла и хрусталя, но и залы Кремля. В их числе уникальный сервиз «Ажурный» из 138 предметов, куда входят крюшонница с бокалами и черпаком, корзины для конфет и фруктов, фужеры с рюмками, салатники с розетками, поднос с кувшином. «Ажурный» был сделан в двух экземплярах, один из которых отправили в Кремль в подарок.
Работы Паниканова много раз выставлялись на ВДНХ – главной выставке Советского Союза, где они были отмечены пятью бронзовыми медалями. Он был награжден орденом Трудового Красного Знамени, медалью «За трудовое отличие» и личным автомобилем. Эти трудовые награды дополнили его фронтовые заслуги: орден Отечественной войны, девять медалей, две из которых «За отвагу». Произведения Федора Николаевича Паниканова занимают почетные места за стеклами домашних сервантов и горок: во многих никольских семьях за праздничным столом используются знаменитые паникановские фужеры.
- А в жизни и в быту папа был очень скромен, - свой разговор Маргарита Федоровна начала не с себя, а со своей семьи, где закладывался и ее характер, и личности ее старшей сестры и брата; где рождались таланты и увлечения на всю жизнь. – Наша мама Клавдия Ивановна в основном домохозяйничала: любила идеальную чистоту и кухню, где с удовольствием готовила нам вкусности, заодно и нас, троих детей, приучая к домашнему хозяйству, внушая нам главное жизненное правило – во всем должен быть порядок и распорядок.
А вот папа Федор Николаевич для нас был эталоном художественного творчества: мы все становились свидетелями создания его очередного хрустального шедевра, когда он долгими вечерами тщательно просчитывал, а потом рисовал тоненьким грифелем карандаша свою новую идею, а мы, как завороженные, наблюдали, что же выйдет из его серого графического рисунка. А выходил искрящийся, играющий, переливающийся хрусталь с особыми алмазными гранями, «поющий» и фантастически сплетенный в идеальный хрустальный узор.
- Иногда папа просил нас ему помочь – что-то отчертить, что-то скопировать, и мы воспринимали эти задания очень ответственно и увлеченно. Поэтому и я, и мои брат с сестрой умеем рисовать. Старшая сестра Раиса Федоровна всю жизнь была архитектором в санкт-петербургской организации, а ее дочь закончила Санкт-Петербургскую академию художеств, вышла замуж за итальянца, который сегодня создает ювелирные изделия: она помогает ему в разработке ювелирных брендов. Брат Геннадий Федорович работал начальником цеха №7, а я 34 года была секретарем художественного совета завода «Красный гигант» и технологом в ЭХМ, в бюро по разработке новых видов изделий и внедрения их в производство.
Со слов Маргариты Федоровны, процесс внедрения в производство новых хрустальных изделий – это достаточно долгая и трудоемкая процедура.
- К примеру, заводской художник предлагает для внедрения в производство какое-то свое изделие. На худсовет приглашаются все начальники цехов, соответствующих отделов, чеканщики форм и другие специалисты завода «Красный гигант», где мы все обсуждаем рентабельность данного изделия. А предварительно экономист нашего отдела делает калькуляцию затрат на его производство, чертежник рисует графический проект, составляется технологическая карта, в которой до микрона рассчитывается каждая хрустальная грань, инструментарий, которым она будет выполнена, и прочие нюансы изготовления. Если изделие выгодно для производства, то на него готовится отдельный технический паспорт, по сути, патент с авторским правом, после чего изделие запускается в производство.
- Кстати сказать, папа никогда не допускал на худсовете «упрощения» своих авторских работ и терпеть не мог «прессухи» и штампа. Как только начальники цехов и отделов заводили свою «песню» с целью минимизации процесса изготовления папиного изделия, он сразу же уходил с заседания. Многие авторы терпели подобные «вторжения» в их художества, но по причине «срубить» быстрый, но хороший авторский процент. Папа же настаивал на своем, в результате чего его изделия становились настоящим элитным хрусталем – произведением хрустального искусства. Для примера, паникановский фужер оказался для массового производства достаточно дорогим, поэтому некоторое время он был невостребованным, пока на него не заявили столичные чиновники, которые были потрясены его красотой и «пением» его хрустальных граней. Наверное, поэтому Федор Николаевич был, по сути, художником элитных произведений хрустального искусства для вип-персон Кремля.
Кстати сказать, Федор Николаевич со временем привлек в свою художественно-хрустальную деятельность и Маргариту Федоровну, с которой они разработали несколько совместных шедевров. В частности, ваза «Розы» была выполнена в 1974 году: ваза гутенская изготовлена методом выдувания из бесцветного и цветного (зеленого и бурого) хрусталя. Гранение выполнено таким образом, чтобы пятна бурого хрусталя напоминали цветы с листьями разной величины.
- А дома, - Маргарита Федоровна говорит размеренным, словно у диктора, голосом, - папа был фанатом томатов, которые он сам выращивал в рассаду, потом долго ухаживал на огороде, допуская разве что только их прополоть. Если вы помните, в те давние времена на никольских огородах не было в изобилии томатов высокой селекции, в основном земля использовалась под рентабельные и долго хранимые картошку, капусту, лук, морковь…. А летняя огородная еда, типа огурцов и помидоров – ну, это в остаточном принципе. А папа любил летним вечерком сорвать с куста огромный помидор весом чуть ли не с килограмм, обтереть его об одежду (зачем его мыть, такого экологически чистого?), разломить руками на части его «арбузную» мякоть и посмаковать с солью и черным хлебом.
- Нас, детей, он не заставлял и не наставлял, дескать, учитесь, пока есть возможность. Я, например, просто за ним наблюдала и ему подражала. Как и своей маме, которая до сих пор для меня пример. В особенности на кухне, где я люблю экспериментировать с дрожжевым тестом, делая всякого рода выпечки. И вообще обожаю готовить всякого рода вкусности.
Кстати сказать, кухня у Маргариты Федоровны просто «царская»: здесь и готовить отрадно, и отдыхать в радость. Особенно, когда в приоткрытое окошко с приходом весны начинают врываться обалденные запахи ее роскошного «миллионного» сада.
«Миллионным» назвала сад Маргариты Федоровны именно я, разглядывая ее цветочные инсталляции в социальных сетях. В ее саду затрат и материальных, и ее «зеленых» рук, и физических, и ландшафтных, по сути, на миллион рублей – все настолько выверено по площади, согласно эстетическим, функциональным и экологическим требованиям ландшафтного дизайна. В ее саду все: и философия, и ботаника, и проектирование и архитектура, и композиции, и колористика.
- Когда я ушла со своей основной работы, я полностью загрузилась садоводством. Как говаривал мой муж, дескать, ты свои цветы любишь больше меня. Нет, для меня семья на первом месте во всех делах, а вот садоводство – это лекарство. Это успокоение от всех проблем, это вдохновение, это такая мощная энергетика, от которой и лечишься, и отдыхаешь душой и телом, - Маргарита Федоровна прямо-таки «воспламенилась» от своей душевной темы. – Утро мое начинается в шесть часов, когда я с чашкой кофе выхожу «поговорить» с моими цветами. Что-то заранее орошу водичкой, кого-то «отругаю» за леность, что-то подправлю и направлю себя на насущные садовые задачи. И так весь весенне-осенний сезон. Зимой – в науке: посредством интернета изучаю всякого рода садовые технологии, списываюсь с питомниками и энтузиастами садового дела.
- Но мои садовые дела сейчас вышли на иной уровень, - продолжает Маргарита Федоровна. – Моя подруга Ольга Маслова предложила мне идею окультурить территорию Шиханско-Покровского монастыря. Мы туда приехали, посмотрели территорию, вместе наметили цветочный дизайн. И теперь мы с ней готовим для Шихана рассаду петуний, осенью мы разбили там газоны с гортензией, на что хочется верить, что весной все наши намерения приживутся, а летом лесной монастырь раскрасится яркими красками цветочных клумб. На радость, и батюшка отец Владимир поддержал наши начинания, предложив разбить на территории Шихана красочные цветники.
Глядя на монументальные дизайнерские садовые сооружения, я, конечно же, поинтересовалась, чьи же руки все это создавали.
- Спасибо сыну Дмитрию, который меня поддерживает в моих идеях. Вот сделал мне такую закрытую верандочку, где я могу отдыхать душой в любое время года. Там у меня еще одна зона отдыха с мангалом и старинным столом. Если мой муж был чисто технарь, то у сына есть художественная жилка, прямо-таки мне на радость. У него просто золотые руки, у него тоже душа правильно «легла» в плане ведения домашнего хозяйства, настолько он активный помощник и главная моя «стена» и опора.
Я, конечно, не стану раскрывать все секреты садоводства и счастливой жизни Маргариты Федоровны Паникановой-Отливщиковой, ей впору давать платные мастер-классы своих шедевральных семейных, садоводческих и кухонных рецептов. Однако, хочу отметить для себя, насколько она исключительно творческая, всесторонняя, универсальная, динамичная и гармоничная личность, с которой хочется брать пример, на нее оглядываться и примериваться к ее образу жизни.
Таких людей, как Маргарита Федоровна Паниканова, я лично называю безукоризненным, светлым человеком, от которого можно только учиться чему-то доброму, безгреховному и оптимистичному. А это такая редкость – такие люди! И, наверное, это очень положительно, когда такие люди встречаются на твоем пути!
Автор: Марина Вострова
#людиземлиникольской
https://vk.com/video651661171_456240370?list=00946b7910854d405f (Губернатор) Пензенской области напомнил региональному правительству и главам муниципалитетов об их персональной ответственности за реализацию нацпроектов и госпрограмм.
...Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 22
Здоровья и Божиих Благословений
Всех благ Вам и здоровья!!!!!
Вы дарите людям красоту!
С большим интересом прочла о вашей семье,хотя наслышана давно....
И всегда восхищаюсь красотой изделий Вашего знаменитого отца.....Кое что имеем и с удовольствием пользуемся....
( Мой муж жил на Парковой, Полынцев М.В.
Поэтому рассказывал много и в музее была)