"Максим Перепелица"
А еще Быков не хотел играть роли, которые не отвечали его взглядам, убеждениям и отношению к жизни.
Однажды он принял предложение сыграть подлеца. И даже были сняты несколько сцен.
Но с каждым днем Леонид словно терял силы.
Однажды он просто не пришел на площадку. Просто не смог предстать перед зрителем негодяем.
Леонид никогда ни с кем не скандалил, не жаловался, не пил. Не рассказывал о своих неприятностях.
А неприятности нарастали.
Была деликатная тема, которую и сегодня друзья Леонида затрагивают крайне осторожно.
Это болезнь его жены Тамары. Говорили, что депрессии у нее начались еще до потери первого ребенка.
А с годами они переросли в более серьезные психические проблемы. Содержать семью, перебиваясь время от времени эпизодами, было тяжело.
Снять собственный фильм не давали.
Обманул ли его “Ленфильм”, предлагая режиссерскую работу?
Нет. Быков сам отказался от девяти предложенных ему сценариев.
А то, что предлагал он сам, не устраивало руководство студии.
Уже тогда, в 60-х был готов сценарий фильма “В бой идут одни "старики”. Уже тогда Быков знал, что должен снять этот фильм.
Но на “Ленфильме” об этом и слышать никто не хотел. За восемь лет работы на этой студии, он снялся в восьми картинах, из которых “Ленфильмовских” было только четыре.
А как режиссер Быков поставил лишь один фильм: комедию “Зайчик”. Конечно, не об этом он мечтал.
А в это время в Киеве уже писался сценарий его будущего.
Кто же мог подумать, какой страшный финал был заготовлен в этом сюжете.
В один из летних дней 1969 года на Киевской киностудии имени Довженко проходило внеочередное собрание партийного актива студии.
На повестке стоял главный вопрос: “Возвращаем Быкова”.
Быков был достоянием Украины и ценным кадром. За согласие работать в Киеве ему предлагали квартиру, а главное - режиссерскую должность.
Быкову предложили возглавить творческое объединение. Но видимо руководство студии ожидало, что в лице Быкова получит послушного, благодарного исполнителя.
Однако он не собирался играть по их правилам и согласился с одним условием, что закроет все бездарные сценарии.
Директор студии мрачно пошутил: “Тогда нам нечего будет снимать”.
И больше разговор о руководстве объединением не поднимался. Он ходил по студии год-полтора вообще без работы.
Быков был как белая ворона на этой студии. Никогда не просил, никому не льстил, не мог взять за глотку и сказать:
“Мать вашу, а для чего вы меня сюда пригласили? Чтобы я тут сидел, побирался и не снимал?”
Он этого не мог.
Студия разделилась на тех, кто сочувствовал Быкову, и тех, кто ликовал от его неудач. Еще бы. Звезда. Выскочка. Знай свое место!
-У меня была черная “Волга”, у Леонида была белая “Волга”. На всю киностудию Довженко было только всего две “Волги”. Они всегда стояли рядышком во дворе.
Выйдешь, то одно колесо проколото, а то и все четыре. А ведь это охраняемая территория. Здесь же были съемочные павильоны. “Друзей”, как видите, было много.
Через два года ему удалось снять комедию “Где вы, рыцари?” Фильм был принят холодно, да и сам Быков знал ему цену.
Она не могла получится эта картина. Ни у какого режиссера, ни с какими угодно артистами. Это был сценарный брак изначально.
Владимир Конкин.
Пять лет Леонид Быков пробивал дорогу для сценария “В бой идут одни "старики”. На всех уровнях говорили, что все это несерьезно, какие песни на войне…
По легенде запуском картины в производство Быков был обязан прославленному герою войны маршалу Покрышкину, который лично заступился за сценарий. Именно эта, на первый взгляд, несерьезность истории цепляла тех, кто прошел войну.
Много лет Леонид Быков дружил с актером Алексеем Смирновым, который прошел войну от начала и до победы.
Именно его рассказы во многом определили интонацию будущего фильма.
Комментарии 4